Как открытые данные помогают в чрезвычайных ситуациях: уроки Непала

Как открытые данные помогают в чрезвычайных ситуациях: уроки Непала
Как открытые данные помогают в чрезвычайных ситуациях: уроки Непала

25 апре­ля 2015 года в Непа­ле про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. По оцен­кам экс­пер­тов, погиб­ло 8600 чело­век и сот­ни тысяч лиши­лись кро­ва. Были моби­ли­зо­ва­ны боль­шие ресур­сы, но свое­вре­мен­ная достав­ка помо­щи в наи­бо­лее постра­дав­шие рай­о­ны ослож­ня­лась гор­ным релье­фом и пло­хой транс­порт­ной инфра­струк­ту­рой. Рас­ска­зы­ва­ем, как откры­тые дан­ные помог­ли в ока­за­нии помо­щи и какие выво­ды были сде­ла­ны.

Поделитесь этой статьей с коллегами и друзьями

Открытые данных в экстренных ситуациях

Инфор­ма­ция о повре­жде­ни­ях и постра­дав­ших в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни – важ­ный фак­тор для эффек­тив­но­го реа­ги­ро­ва­ния в сти­хий­ных бед­стви­ях.

В результате землетрясения в Непале краудсорсинговые данные работали как маркеры как для местных, так и для международных организаций, которые стремились своевременно оказать помощь в зонах, где в ней нуждались больше всего.

В тече­ние несколь­ких часов и дней после зем­ле­тря­се­ния в Непа­ле десят­ки спе­ци­а­ли­стов по все­му миру рабо­та­ли над созда­ни­ем карт с откры­ты­ми дан­ны­ми в под­держ­ку уси­лий по ока­за­нию помо­щи.

Сотруд­ни­ки и сту­ден­ты AidData при­сту­пи­ли к сотруд­ни­че­ству в ответ на пря­мые запро­сы дан­ных от парт­не­ров, кото­рые нахо­ди­лись непо­сред­ствен­но в Непа­ле.

В ходе работы около 60 студентов собирали информацию, а также были интегрированы и геокодированы видео на YouTube, новостные отчеты о разрушениях от НАСА.

Бла­го­да­ря под­держ­ке Tomnod, USAID Geocenter, ESRI и CartoDB все эти дан­ные были визу­а­ли­зи­ро­ва­ны на онлайн-пор­та­ле AidData Nepal.

Пища для размышлений: выводы, извлеченные из землетрясения в Непале

Еще пред­сто­ит прой­ти дол­гий путь по вос­ста­нов­ле­нию Непа­ла, но уже сей­час необ­хо­ди­мо поду­мать о выво­дах, кото­рые сфор­ми­ро­ва­лись в кон­тек­сте исполь­зо­ва­ния откры­тых дан­ных для ока­за­ния помо­щи. 

Уже сейчас можно говорить о следующих уроках.

  1. Созда­вай­те: дан­ные по бед­стви­ям могут быть полез­ны широ­ко­му кру­гу поль­зо­ва­те­лей при усло­вии, что к ним будет свое­вре­мен­ный доступ. Поду­май­те о полез­ной инфор­ма­ции, кото­рую вы може­те создать, – и сде­лай­те это быст­ро.
  2. Исполь­зуй­те: спут­ни­ко­вые дан­ные слож­ны в исполь­зо­ва­нии, если под рукой нет пра­виль­ных инстру­мен­тов для их ана­ли­за. AidData явля­ет­ся имен­но таким инстру­мен­том, но даже эта плат­фор­ма име­ет слож­но­сти в про­сто­те отоб­ра­же­ния дан­ных в сце­на­ри­ях чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций.
  3. Будь­те скром­ны­ми: в резуль­та­те зем­ле­тря­се­ния мно­же­ство орга­ни­за­ций в Непа­ле и во всем мире стре­ми­лись пред­ста­вить раз­лич­ные пор­та­лы с полез­ны­ми дан­ны­ми. Не повто­ряй­те того, что уже дела­ют дру­гие орга­ни­за­ции, что­бы не насту­пать друг дру­гу на пят­ки.
  4. Будь­те изоб­ре­та­тель­ны­ми: инфор­ма­ци­он­ный пор­тал AidData в Непа­ле не был бы воз­мож­ным без помо­щи сту­ден­тов из кол­ле­джа Уилья­ма и Мэр­ри. В тече­ние пер­вой неде­ли сотруд­ни­ки и сту­ден­ты про­ве­ли несколь­ко тре­нин­гов для более чем 60 чело­век, кото­рые впо­след­ствии помо­га­ли в сбо­ре и ана­ли­зе дан­ных. Исполь­зуя силу тол­пы, мож­но достичь быст­ро­го про­грес­са в реше­нии кри­ти­че­ских про­блем.
  5. Будь­те поучи­тель­ны­ми: сту­ден­ты часто явля­ют­ся тем ресур­сом, кото­рый не исполь­зу­ют в реше­нии про­блем и нехват­ки дан­ных при сти­хий­ных бед­стви­ях. При пра­виль­ной под­го­тов­ке эти моло­дые люди могут помочь мас­шта­би­ро­вать уси­лия в сбо­ре дан­ных. Когда сро­ки кри­тич­ны, тре­нин­ги и видео­уро­ки явля­ют­ся неза­трат­ны­ми спо­со­ба­ми, что­бы дать сту­ден­там необ­хо­ди­мые навы­ки.
  6. Будь­те реа­ли­ста­ми: дан­ные – это полез­ный ресурс, но не пана­цея. Дан­ные не могут заме­нить эффек­тив­ное реа­ги­ро­ва­ние и ока­за­ние помо­щи в местах бед­ствий, но они явля­ют­ся инстру­мен­том для быст­ро­го и эффек­тив­но­го реше­ния про­блем при огра­ни­че­нии инфор­ма­ции.

Значимость использования данных в чрезвычайных ситуациях

Вме­сто того что­бы ждать наступ­ле­ния кри­зи­са, откры­тые дан­ные могут стать ресур­сом для про­гно­зи­ро­ва­ния буду­щих бед­ствий, а подоб­ные AidData пор­та­лы долж­ны не созда­вать­ся в послед­нюю секун­ду, а быть гото­вы забла­го­вре­мен­но.

Фото: Asian Development Bank. Под лицен­зи­ей СС BY 2.0