Как Интернет Вещей изменит наше отношение к политике

Как Интернет Вещей изменит все, к чему мы привыкли
Как Интернет Вещей изменит все, к чему мы привыкли

Как ска­жет­ся раз­ви­тие Интер­не­та Вещей на поли­ти­че­ской ситу­а­ции в мире? Филипп Говард, про­фес­сор Вашинг­тон­ско­го и Цен­траль­но-Евро­пей­ско­го уни­вер­си­те­тов раз­мыш­ля­ет о том, какое буду­щее может нас ждать.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Рас­ту­щая попу­ляр­ность Интер­не­та Вещей – сети свя­зан­ных друг с дру­гом объ­ек­тов и дан­ных, кото­рые они гене­ри­ру­ют, – в послед­нее вре­мя вызы­ва­ет мно­го дис­кус­сий.

Но в то вре­мя как основ­ной их темой ста­но­вят­ся воз­мож­но­сти для биз­не­са, вопро­сы без­опас­но­сти и потен­ци­ал сде­лать наши быто­вые при­бо­ры и горо­да умнее, есть еще один важ­ный аспект, свя­зан­ный с раз­ви­ти­ем Интер­не­та Вещей – его вли­я­ние на поли­ти­ку.

Интер­нет Вещей спо­со­бен не толь­ко изме­нить теку­щую поли­ти­че­скую ситу­а­цию, но и стать самым мощ­ным поли­ти­че­ским инстру­мен­том, когда-либо создан­ным нами, счи­та­ет автор кни­ги «Pax Technica: How the Internet of Things May Set Us Free or Lock Us Up» Филипп Говард.

Для демократии Интернет Вещей изменит то, как избиратели влияют на правительство, и то, как правительство затрагивает (и отслеживает) нашу жизнь.

В авто­ри­тар­ных режи­мах Интер­нет Вещей тоже най­дет свое при­ме­не­ние, и в обо­их слу­ча­ях, как для граж­дан, так и для лиде­ров, важ­но пони­мать, куда мы дви­жем­ся, еще до того, как мы там ока­жем­ся.

Большие данные

Люди, раз­би­ра­ю­щи­е­ся в том, как про­хо­дят совре­мен­ные поли­ти­че­ские кам­па­нии, зна­ют, что боль­шие дан­ные уже изме­ня­ют спо­со­бы поли­ти­че­ско­го ана­ли­за и ком­му­ни­ка­ции.

Опро­сы, реги­стра­ци­он­ные дан­ные и инфор­ма­ция с кре­дит­ных кар­то­чек поз­во­ля­ют руко­во­ди­те­лям изби­ра­тель­ных кам­па­ний эффек­тив­но тар­ге­ти­ро­вать граж­дан. Кро­ме того, боль­шие дан­ные поз­во­ля­ют поли­ти­че­ским стра­те­гам про­во­дить иссле­до­ва­ния и экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать на идео­ло­ги­че­ски «мяг­ких» изби­ра­те­лях, что­бы узнать, каким спо­со­бом луч­ше все­го при­влечь новых сто­рон­ни­ков того или ино­го кан­ди­да­та.

Циф­ро­вые запи­си о нашей жиз­ни помо­га­ют не толь­ко лоб­би­стам и мене­дже­рам поли­ти­че­ских кам­па­ний – госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния тоже исполь­зу­ют их в сво­их целях. Напри­мер, нало­го­вая служ­ба исполь­зу­ет про­грам­мы, кото­рые смот­рят на подо­зри­тель­ные интер­нет-адре­са и мета­дан­ные и обна­ру­жи­ва­ют, таким обра­зом, мошен­ни­че­ство.

Уже сейчас мы оставляем множество цифровых следов, но следующий Интернет сделает большие данные действительно большими, считает Говард. И это будет иметь реальные политические последствия для нашей жизни.

Те мас­си­вы дан­ных, кото­рые ста­нут резуль­та­том раз­ви­тия Интер­не­та Вещей, дадут пра­ви­тель­ству и поли­ти­кам неопро­вер­жи­мую инфор­ма­цию не толь­ко о наших взгля­дах, но и о том, как мы ведем себя в реаль­ной жиз­ни.

С поли­ти­че­ской точ­ки зре­ния это серьез­ное изме­не­ние.

Дол­гое вре­мя поли­ти­ки пыта­лись мани­пу­ли­ро­вать граж­да­на­ми с помо­щью рито­ри­ки и поли­ти­че­ских уло­вок, но новые тех­но­ло­гии меня­ют эти пра­ви­ла и дела­ют диа­лог меж­ду граж­да­на­ми и пра­ви­тель­ством менее важ­ным, чем то мно­же­ство дан­ных, кото­рое гене­ри­ру­ют объ­ек­ты вокруг нас.

Важ­но так­же пони­мать, что систе­мы управ­ле­ния вклю­ча­ют в себя не толь­ко пра­ви­тель­ство: они появ­ля­ют­ся в любой момент, когда наде­лен­ный вла­стью актор уста­нав­ли­ва­ет пра­ви­ла и огра­ни­чи­ва­ет пове­де­ние людей. Напри­мер, во вре­мя про­те­стов в Китае Uber запре­тил сво­им води­те­лям ездить в те рай­о­ны, где про­ис­хо­дят столк­но­ве­ния: ком­па­ния исполь­зо­ва­ла GPS для опре­де­ле­ния поло­же­ния сотруд­ни­ка и рас­тор­га­ла дого­вор с теми, кто нару­шал пра­ви­ло.

Будущий Интернет

Что же нам сле­ду­ет сде­лать сей­час, что­бы создать воз­мож­ность для поли­ти­че­ско­го уча­стия в Интер­не­те Вещей?

Во-пер­вых, мы долж­ны отсле­жи­вать, куда ухо­дят все наши дан­ные. Уже сей­час соста­вить спи­сок всех сто­рон­них ком­па­ний, ана­ли­ти­ков рын­ка и пра­ви­тель­ствен­ных орга­ни­за­ций, кото­рые полу­ча­ют наши дан­ные, будет непро­стой зада­чей.

Кро­ме того, у нас почти нет выбо­ра и воз­мож­но­сти вли­ять на то, где в конеч­ном ито­ге ока­жут­ся наши дан­ные. Стан­дар­ты, опре­де­ля­ю­щие доступ к дан­ным, в насто­я­щее вре­мя уста­нав­ли­ва­ют­ся за закры­ты­ми две­ря­ми, и если эта тен­ден­ция будет про­дол­жать­ся, то наша лич­ная инфор­ма­ция все чаще будет исполь­зо­вать­ся в неиз­вест­ных нам целях.

Говард пред­ла­га­ет спо­соб предот­вра­тить это, пер­вым шагом долж­но стать тре­бо­ва­ние, что­бы любое под­клю­чен­ное к сети устрой­ство обна­ро­до­ва­ло спи­сок «бене­фи­ци­а­ров», полу­ча­ю­щих выго­ду из дан­ных, кото­рые гене­ри­ру­ет это устрой­ство.

Если умная лам­поч­ка, кото­рую вы купи­ли, может пере­да­вать дан­ные через сеть дру­гим орга­ни­за­ци­ям, она долж­на быть в состо­я­нии так­же предо­ста­вить вам спи­сок орга­ни­за­ций, кото­рые полу­ча­ют и исполь­зу­ют эти дан­ные.

Во-вто­рых, нам сле­ду­ет убе­дить­ся, что Интер­нет Вещей име­ет направ­ле­ния, даю­щие воз­мож­ность для граж­дан­ско­го уча­стия, а не толь­ко исполь­зу­ет­ся в поли­ти­ке и мар­ке­тин­ге. Если сей­час для обще­ствен­ной орга­ни­за­ции нор­маль­но иметь интер­нет-стра­те­гию или стра­те­гию рабо­ты в соци­аль­ных медиа, то в ско­ром вре­ме­ни ей может пона­до­бить­ся стра­те­гия Интер­не­та Вещей.

Без­услов­но, мы как граж­дане и как потре­би­те­ли будем выиг­ры­вать от того, что о нас зна­ют боль­ше, – это поз­во­лит орга­ни­за­ци­ям созда­вать луч­шие про­дук­ты и сер­ви­сы, удоб­ные для нас. Но у нас все­гда дол­жен быть актив­ный выбор отно­си­тель­но­го того, кто и как будет исполь­зо­вать наши дан­ные.

Поли­ти­ка – это то, что про­ис­хо­дит, когда один чело­век или орга­ни­за­ция пыта­ют­ся пред­став­лять инте­ре­сы дру­го­го чело­ве­ка или орга­ни­за­ции. В буду­щем боль­шая часть этой репре­зен­та­тив­ной рабо­ты будет осу­ществ­лять­ся раз­лич­ны­ми устрой­ства­ми, счи­та­ет Говард.

Если ваши устрой­ства под­клю­че­ны к сети, то воз­мож­но отсле­дить ваше потреб­ле­ние про­дук­тов и сер­ви­сов и соста­вить доста­точ­но подроб­ное пред­став­ле­ние о вас, вашем квар­та­ле и рай­оне.

Это, в свою оче­редь, будет вли­ять на то, как биз­нес и пра­ви­тель­ство будут вза­и­мо­дей­ство­вать с вами и вашим сооб­ще­ством еще дол­гое вре­мя после того, как вы купи­ли под­клю­чен­ное к Интер­не­ту Вещей устрой­ство, и неза­ви­си­мо от того, голо­со­ва­ли вы или нет.