Спектр контроля: cоциальная теория умных городов

smart cities

Тех­но­ло­гии пре­вра­ща­ют горо­да в плат­фор­мы для Интер­не­та Вещей – физи­че­ских объ­ек­тов, соеди­нен­ных друг с дру­гом и свя­зан­ных через Интер­нет. В бли­жай­шем буду­щем мага­зи­ны, гале­реи, кино и дру­гие объ­ек­ты горо­да будут знать нас луч­ше, чем семья или дру­зья. Будет ли огра­ни­че­на наша сво­бо­да, и каки­ми воз­мож­но­стя­ми для кон­тро­ля будут обла­дать умные горо­да – рас­ска­зы­ва­ем в нашем мате­ри­а­ле.

Боль­шие дан­ные сего­дня явля­ют­ся новой валю­той и неко­то­рые име­ют гораз­до луч­шие усло­вия досту­па к ним, чем дру­гие. Как для полу­че­ния кре­ди­та в бан­ке необ­хо­ди­мо собрать и предо­ста­вить нуж­ные доку­мен­ты, так же и в Интер­не­те Вещей устрой­ства полу­ча­ют и откры­ва­ют все боль­ше дан­ных о сво­их поль­зо­ва­те­лях.

Сегодня уже нет смысла воспринимать Интернет как что-то, куда можно войти только с помощью компьютера. Город сам может выступать в роли узла для информационно-коммуникационных технологий.

Хоте­ли бы вы нахо­дить вещи в сво­ем доме так же про­сто, как нахо­ди­те доку­мен­ты на сво­ем ком­пью­те­ре? Теперь это ста­ло воз­мож­ным бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию RFID-накле­ек с дат­чи­ка­ми, пока­зы­ва­ю­щи­ми место­по­ло­же­ние. Вы поте­ря­ли ребен­ка в тор­го­вом цен­тре? Теперь это пере­ста­ет быть про­бле­мой, когда вы може­те знать его место­по­ло­же­ние в любой момент вре­ме­ни.

Машина, дом и другие предметы вашего окружения теперь будут находиться в постоянной коммуникации друг с другом и другими устройствами. Умные технологии интегрируются в нашу повседневную жизнь, что может также предвещать потерю частной жизни.

Кон­троль тол­пы на демон­стра­ци­ях с помо­щью дро­нов или тех­но­ло­гии, бло­ки­ру­ю­щие ваш авто­мо­биль, в слу­чае если вы не совер­ши­ли пла­теж по кре­ди­ту, – явля­ет­ся ли это демо­кра­ти­че­ской волей или рыноч­ной раци­о­наль­но­стью?

Что такое умный город

Во всем мире дви­же­ние умных горо­дов рас­тет быст­ры­ми тем­па­ми. По оцен­кам, миро­вой рынок интел­лек­ту­аль­ных город­ских реше­ний и допол­ни­тель­ных услуг соста­вит $408 млрд к 2020 году. По оцен­кам ком­па­нии Cisco, уже сей­час под­клю­че­ны к Сети поряд­ка 25 млрд умных устройств.

Корпорации не просто заполняют рынок умных устройств – они его создают.

Цель умно­го горо­да – вызы­вать поло­жи­тель­ные изме­не­ния с помо­щью тех­но­ло­гий и инно­ва­ций, когда Интер­нет Вещей в город­ском мас­шта­бе озна­ча­ет исполь­зо­ва­ние умных устройств по все­му горо­ду, вклю­чая даже жите­лей.

Типич­ным при­ме­ром уже сей­час явля­ют­ся потре­би­тель­ские това­ры, когда ваш холо­диль­ник свя­зы­ва­ет­ся с интер­нет-мага­зи­ном для покуп­ки про­дук­тов. Но, огра­ни­чи­вая наше вни­ма­ние на потре­би­тель­ских устрой­ствах, кор­по­ра­ции дер­жат наше вни­ма­ние на поверх­ност­ном уровне. 

Корпоративные союзы не образуются для того, чтобы продать нам умный холодильник, – большинство организаций хочет подключить нас на своих условиях и не сильно беспокоится о согласии граждан.

Умный город – это не толь­ко линей­но мас­шта­би­ро­ван­ная вер­сия умно­го дома, где все наши пер­со­наль­ные устрой­ства и быто­вые при­бо­ры под­клю­че­ны в Сеть. Это еще и инфра­струк­тур­ные, и граж­дан­ские при­ло­же­ния, кото­рые помо­га­ют решать обще­ствен­но-важ­ные зада­чи и состав­ля­ют тех­ни­ко-поли­ти­че­ский поря­док в обще­стве. Но не все умные горо­да появ­ля­ют­ся оди­на­ко­во. Мож­но выде­лить три основ­ных пути.

Первый путь перехода к умному городу

К пер­во­му пути отно­сят­ся суще­ству­ю­щие горо­да, кото­рые с помо­щью тех­но­ло­гий модер­ни­зи­ру­ют­ся в умные. По раз­ным оцен­кам, уже сей­час насчи­ты­ва­ет­ся сот­ни тысяч умных горо­дов и жилых посе­ле­ний по все­му миру. В таких слу­ча­ях часто умные горо­да соби­ра­ют­ся по частям, когда новые объ­ек­ты инте­гри­ру­ют­ся в суще­ству­ю­щую кон­фи­гу­ра­цию город­ско­го управ­ле­ния и про­стран­ства.

Основ­ной мотив изме­не­ний – сде­лать город реги­о­наль­ным или гло­баль­ным цен­тром для кон­ку­рент­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста и при­вле­ка­тель­ным для инве­сти­ций, а так­же спо­соб­ство­вать соци­аль­но­му и куль­тур­но­му раз­ви­тию. Пре­об­ра­же­ние горо­дов в умные обе­ща­ет обес­пе­чить руко­во­ди­те­лей сред­ства­ми, необ­хо­ди­мы­ми для дости­же­ния так­же и их пред­при­ни­ма­тель­ских целей.

Второй путь перехода к умному городу

Вто­рой путь – это метод шоко­вой тера­пии, или смарт-шок, когда город под­вер­га­ет­ся быст­рой и мас­штаб­ной инте­гра­ции умных тех­но­ло­гий на суще­ству­ю­щем ланд­шаф­те.

Пока не суще­ству­ет явных при­ме­ров пере­хо­да тако­го типа, но есть при­ме­ры, когда изме­не­ния про­хо­ди­ли быст­рее, чем типич­ная модер­ни­за­ция.

Интеллектуальный центр управления от IBM в Рио-де-Жанейро. Фото: urbanomnibus.net.
Интел­лек­ту­аль­ный центр управ­ле­ния от IBM в Рио-де-Жаней­ро. Фото: urbanomnibus.net.

Луч­шим из них может быть Интел­лек­ту­аль­ный центр управ­ле­ния, постро­ен­ный в 2010 году IBM для горо­да Рио-де-Жаней­ро, кото­рый объ­еди­ня­ет вме­сте пото­ки дан­ных от трид­ца­ти госу­дар­ствен­ных учре­жде­ний, вклю­чая дан­ные о дорож­ном дви­же­нии и обще­ствен­ном транс­пор­те, муни­ци­паль­ных и ком­му­наль­ных услу­гах, ава­рий­ных служ­бах и пого­де.

Этот центр так­же соби­ра­ет и ана­ли­зи­ру­ет инфор­ма­цию от сотруд­ни­ков и жите­лей горо­да по теле­фо­ну, через Интер­нет и радио.

Третий путь перехода к умному городу

Тре­тий путь – это иде­аль­ная модель созда­ния умно­го горо­да с нуля, где рань­ше ниче­го не суще­ство­ва­ло. Хоро­шим при­ме­ром может быть город Новый Сон­г­до (New) в Южной Корее, кото­рый явля­ет­ся город­ской лабо­ра­то­ри­ей для реа­ли­за­ции мас­штаб­ных интел­лек­ту­аль­ных систем.

При сто­и­мо­сти око­ло $ 40 млрд кор­по­ра­тив­ные и госу­дар­ствен­ные сто­рон­ни­ки Сон­г­до наде­ют­ся сде­лать его пер­вым пол­но­стью умным горо­дом в мире.

Идеология умного города

Но како­ва же идео­ло­гия умно­го горо­да, и как будет рабо­тать искус­ствен­ный интел­лект? Будет ли систе­ма сама опти­ми­зи­ро­вать дорож­ное дви­же­ние и адап­ти­ро­вать транс­порт­ный поток? Воз­мож­но ли, что умный город будет нару­шать свои же пра­ви­ла?

Эти вопро­сы пока­за­тель­ны с точ­ки зре­ния при­выч­ных раз­ли­чий меж­ду чело­ве­ком и искус­ствен­ным интел­лек­том, и на дан­ный момент не все­гда ясно, как будет сба­лан­си­ро­ва­на систе­ма и будет ли, напри­мер, бло­ки­ров­ка авто­мо­би­лей в слу­чае неупла­ты по их кре­ди­там или эва­ку­а­ция авто­мо­би­лей с ули­цы в слу­чае пра­во­на­ру­ше­ния.

Сторонники развития умных городов стараются преодолеть противоречия управления и решить вопрос отношений между государством и частными компаниями. На что именно будет необходимо обращать внимание властям, а на что – корпорациям? Вопрос о ресурсах остается открытым.

Так, дат­чи­ки и каме­ры в ресто­ра­нах могут сосре­до­то­чить­ся на про­бле­ме краж, а так­же на воз­мож­ных слу­ча­ях пище­во­го отрав­ле­ния и без­опас­но­сти посе­ти­те­лей. Но будут ли дат­чи­ки управ­ле­ни­ем дви­же­ния в горо­де выклю­чать гром­кие зву­ки мото­цик­лов и сиг­на­лы авто­мо­би­лей в ноч­ное вре­мя? Будет ли умная систе­ма иметь при­о­ри­тет в предот­вра­ще­нии гибе­ли пеше­хо­дов или про­сто будет стре­мить­ся опти­ми­зи­ро­вать транс­порт­ный поток?

Сосре­до­то­чив­шись на узких целях, таких как повы­ше­ние эффек­тив­но­сти транс­порт­ной систе­мы горо­да, нель­зя упус­кать из виду воз­мож­ные изме­не­ния в пра­во­охра­ни­тель­ной сфе­ре с все­про­ни­ка­ю­щей систе­мой видео­на­блю­де­ния.

Так­же поли­ти­ка оциф­ров­ки про­стран­ства с помо­щью умных устройств не дает чет­кую кар­ти­ну о том, как будет регу­ли­ро­вать­ся кон­фи­ден­ци­аль­ность как инди­ви­ду­аль­ное пра­во на управ­ле­ние сбо­ра инфор­ма­ции о себе.

Соци­аль­ная тео­рия умных горо­дов пред­став­ля­ет­ся тре­вож­ной. На кар­ту постав­ле­но намно­го боль­ше, чем про­сто вопро­сы о част­ной жиз­ни. Интер­нет Вещей – это не про­сто шанс наблю­дать за людь­ми, но еще и зако­но­мер­но­сти воз­дей­ствия и воз­мож­ность заме­нить людей робо­та­ми, исполь­зуя полу­чен­ные от чело­ве­ка дан­ные, кото­рые мож­но будет про­сто загру­зить в маши­ну.

Умные города в обществе контроля

Для того что­бы понять, зна­ком ли нам чело­век, наше зре­ние вос­при­ни­ма­ет образ целост­но, вклю­чая при­выч­ки, дви­же­ние и пара­мет­ры чело­ве­ка. Дат­чи­ки же вос­при­ни­ма­ют людей, как набор кри­те­ри­ев, где уже совсем не важ­но, что дела­ет чело­век.

С исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых тех­но­ло­гий про­па­да­ет инди­ви­ду­аль­ность про­цес­сов. Дат­чи­ки полу­ча­ют вли­я­ние над физи­че­ски­ми объ­ек­та­ми – дверь­ми, забо­ра­ми, авто­мо­би­ля­ми. Но при этом с дат­чи­ка­ми нет ком­му­ни­ка­ции, кото­рая явля­ет­ся чер­той чело­ве­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия.

С помо­щью умных устройств поль­зо­ва­те­ли предо­став­ля­ют о себе дан­ные, кото­рые потом попа­да­ют в базы дан­ных для воз­мож­но­го исполь­зо­ва­ния в буду­щем – вне зави­си­мо­сти от того, хотят это­го люди или нет.

Сегодня свобода характеризуется сложностью наших паролей, с помощью которых мы стремимся ограничить доступ к важной информации. Также становится очевидным, что однажды ваш пароль может быть отклонен, а аккаунт заблокирован системой – поэтому такого вида контроль над своей свободой представляется мнимым.

Раз­ли­чие меж­ду кон­тро­лем и согла­си­ем явля­ет­ся важ­ным прин­ци­пом в созда­нии умных горо­дов. Сбор и обра­бот­ка дан­ных через физи­че­скую струк­ту­ру горо­да может быть закон­ной толь­ко тогда, когда граж­дане любым из доступ­ных спо­со­бов дадут на это свое согла­сие. Но когда такое согла­сие дела­ет­ся уда­лен­но, его сила дей­ствия иска­жа­ет­ся.

В Интер­не­те при­выч­ные Усло­вия предо­став­ле­ния услуг и исполь­зо­ва­ния явля­ют­ся иде­аль­ным типом согла­сия, кото­рый мож­но назвать бес­по­мощ­но­стью, так как при отка­зе вы не смо­же­те поль­зо­вать­ся тем или иным сер­ви­сом или услу­гой.

Тех­но­ло­гии умно­го горо­да могут стать инстру­мен­том для непред­ска­зу­е­мых целей. Если мы о чело­ве­ке можем ска­зать мастер на все руки, то гово­ря о горо­де в похо­жем кон­тек­сте, тех­но­ло­гии умно­го горо­да смо­гут пред­ла­гать реше­ния для раз­но­го рода про­блем, где вопрос о пра­виль­но­сти реше­ния может остать­ся откры­тым.

Сила биометрического наблюдения

Город­ские тех­но­ло­гии наблю­де­ния реа­ли­зу­ют­ся в рам­ках мас­со­вых систем и дают воз­мож­ность для кон­тро­ля. В слу­чае с видео­на­блю­де­ни­ем эффект мас­шта­ба ста­но­вит­ся очень замет­ным – как толь­ко систе­ма постро­е­на, появ­ля­ет­ся смысл покрыть все боль­шую тер­ри­то­рию. В умных горо­дах такие систе­мы рабо­та­ют неза­мет­но для жите­лей, но при­сут­ству­ют все­гда, неустан­но наблю­дая.

Если гово­рить о био­мет­ри­че­ских систе­мах рас­по­зна­ва­ния, то одни акцен­ти­ру­ют­ся на физи­че­ских чер­тах чело­ве­ка, напри­мер, отпе­чат­ках паль­цев, сет­чат­ки гла­за или ДНК. Дру­гие – на пове­ден­че­ских фак­то­рах: голо­се, под­пи­си, поход­ке, спо­со­бе нажа­тия кла­виш на кла­ви­а­ту­ре.

С помо­щью дат­чи­ков извле­ка­ет­ся нуж­ная инфор­ма­ция и с помо­щью алго­рит­мов пре­об­ра­зо­вы­ва­ет­ся в некий шаб­лон, кото­рый сохра­ня­ет­ся в базе дан­ных и исполь­зу­ет­ся для срав­не­ния с посту­па­ю­щи­ми дан­ны­ми в буду­щем.

Потен­ци­аль­ная роль био­мет­ри­че­ских дат­чи­ков в инфор­ма­ци­он­ной эко­но­ми­ке огром­на, так как с помо­щью них ста­но­вит­ся воз­мож­ным накап­ли­вать инфор­ма­цию в про­фи­ле чело­ве­ка и исполь­зо­вать в сво­их целях.

Уже сегодня некоторые магазины используют программы для распознавания лиц, чтобы предупредить клерков и продавцов о появлении, например, знаменитости. Чем больше магазин знает о своих покупателях, тем больше возможностей есть для контроля, ценовой дискриминации и даже шантажа.

Дру­гой яркий при­мер – это жела­ние стра­хо­вых ком­па­ний знать и мони­то­рить био­мет­ри­че­ские дан­ные, посту­па­ю­щие с ваше­го фит­нес-брас­ле­та.

Тех­но­ло­ги­че­ские систе­мы уста­нав­ли­ва­ют­ся в горо­дах для дости­же­ния свя­зан­но­сти, эффек­тив­но­сти и без­опас­но­сти. В то же вре­мя они погло­ща­ют куль­тур­ные цен­но­сти и ока­зы­ва­ют неви­ди­мое дей­ствие.

Даже тогда, когда мы даем согла­сие на исполь­зо­ва­ние дан­ных, у нас еще оста­ют­ся вари­ан­ты вести свою жизнь без смарт­фо­нов, уехать из густо­на­се­лен­ных горо­дов. Но вряд ли эти спо­со­бы мож­но счи­тать реаль­ным выбо­ром для подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства граж­дан.

Жесткая власть полицейских технологий

С дру­гой сто­ро­ны, есть тех­но­ло­гии управ­ле­ния и борь­бы с тол­пой. Интел­лек­ту­аль­ная тех­но­ло­гия горо­да может сде­лать управ­ле­ние про­те­ста­ми физи­че­ски менее силь­ным, но еще более точ­ным и эффек­тив­ным в каче­стве сдер­жи­ва­ю­ще­го фак­то­ра про­тив кол­лек­тив­ных дей­ствий.

Умный город бла­го­да­ря тех­но­ло­ги­ям смо­жет сдер­жи­вать тол­пу с помо­щью транс­порт­ных и поли­цей­ских систем. Напри­мер, кон­тро­ли­ро­вать митин­гу­ю­щих с помо­щью дро­нов и тех­но­ло­гии рас­по­зна­ва­ния лиц в реаль­ном вре­ме­ни или изме­нять дви­же­ние транс­пор­та на при­ме­ре Нью-Йорк­ско­го мет­ро, когда поез­да шли в обход тех стан­ций, где соби­ра­лись про­те­сту­ю­щие.

Тен­ден­ции тех­но­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля поли­ци­ей есть и в обыч­ных горо­дах, но умные горо­да откры­ва­ют две­ри для новых спо­со­бов, когда бла­го­да­ря дат­чи­кам и алго­рит­мам воз­мож­но­сти кон­тро­ля уси­лят­ся.

Киборг урбанизации и размытые границы

Умный город – это люди, зда­ния и устрой­ства – запу­тан­ные сбор­ки пло­ти, бето­на и инфор­ма­ции. Совре­мен­ный город с точ­ки зре­ния город­ско­го жите­ля дол­жен луч­ше пони­мать его как город­ско­го кибор­га – «кибор­га урба­ни­за­ции»: того, кто не явля­ет­ся частью горо­да, но живет в рам­ках горо­да.

Так, город­скую инфра­струк­ту­ру мож­но рас­смат­ри­вать, как вза­и­мо­свя­зан­ную систе­му жиз­не­обес­пе­че­ния.

Инфра­струк­ту­ра обес­пе­чи­ва­ет потреб­но­сти чело­ве­ка: водо­про­вод, кли­мат-кон­троль, про­дук­ты, транс­порт, места соци­а­ли­за­ции. Сти­хий­ные бед­ствия очень хоро­шо пока­зы­ва­ют, насколь­ко хруп­ки эти систе­мы и как мы от них зави­сим.

Люди ста­но­вят­ся город­ски­ми кибор­га­ми, и интер­фей­сы вза­и­мо­дей­ствия с систе­мой ста­но­вят­ся более слож­ны­ми, но в то же вре­мя более есте­ствен­ны­ми для поль­зо­ва­те­ля.

Житель горо­да дол­жен решить, сле­ду­ет ли ему бороть­ся за инве­сти­ции, оспа­ри­вать суще­ству­ю­щие сило­вые струк­ту­ры или про­сто плыть по тече­нию, согла­ша­ясь с реше­ни­я­ми тех, кто созда­ет обсто­я­тель­ства, кото­рые дру­гие про­сто тер­пят. При этом наша жизнь все боль­ше и боль­ше пере­хо­дит в допол­нен­ную реаль­ность, кото­рая тес­но пере­пле­та­ет­ся с инфор­ма­ци­ей.

Возвращая контроль

Вопрос о том, какой город мы хотим, дол­жен зада­вать­ся нераз­рыв­но с вопро­са­ми о том, какой мы хотим вид соци­аль­ных свя­зей, какие отно­ше­ния к при­ро­де, какой образ жиз­ни, тех­но­ло­ги и цен­но­сти. Пра­во на город гораз­до важ­нее, чем пра­во на инди­ви­ду­аль­ную сво­бо­ду и доступ к город­ским ресур­сам.

Умный город – это не про­сто реше­ние таких вопро­сов, как обес­пе­че­ние про­жи­точ­но­го мини­му­ма и ком­форт­ной жиз­ни. Ско­рее, это важ­ный аспект чело­ве­че­ской сво­бо­ды, где кор­по­ра­тив­ные и госу­дар­ствен­ные субъ­ек­ты отта­чи­ва­ют все более изощ­рен­ные сред­ства мони­то­рин­га, кон­тро­ля и мани­пу­ля­ции.

В то вре­мя как кор­по­ра­ции полу­ча­ют ком­мер­че­скую цен­ность от боль­ших дан­ных, гене­ри­ру­е­мых умны­ми устрой­ства­ми, долж­ны быть усло­вия для спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния выгод. В про­тив­ном слу­чае чело­век как инди­вид будет про­сто умно­жать силу дру­гих, обес­пе­чи­вая все боль­ший поток дан­ных, посту­па­ю­щих в Сеть.

По мате­ри­а­лам: The spectrum of control: A social theory of the smart city by Jathan Sadowski and Frank Pasquale