Есть ли деньги в социальном предпринимательстве

«Летающие звери» — это первый благотворительный мультсериал и медиа-бренд: вся его прибыль идет на лечение детей.
«Летающие звери» — это первый благотворительный мультсериал и медиа-бренд: вся его прибыль идет на лечение детей.

Давай­те раз­бе­рем­ся, как соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство при­но­сит день­ги, что это­му меша­ет, а что помо­га­ет. Какие виды биз­не­са будут раз­ви­вать­ся в направ­ле­нии соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства в бли­жай­шее вре­мя, несмот­ря на кри­зис.

Для того что­бы понять, как в Рос­сии рабо­та­ет финан­со­вая модель соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства, мы зада­ли несколь­ко вопро­сов руко­во­ди­те­лям несколь­ких ком­па­ний ори­ен­ти­ро­ван­ных на соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство. Нам отве­ча­ли:

  1. Надеж­да Федя­ев­ская – дирек­тор и соав­тор мульт­се­ри­а­ла «Лета­ю­щие зве­ри»;
  2. Вяче­слав Мако­вич – соос­но­ва­тель ком­па­нии AAA TRUST, орга­ни­за­тор феде­раль­но­го кон­кур­са биз­нес-моде­лей Russia Startup Cup;
  3. Оль­га Чер­ка­ши­на – раз­ра­бот­чик пер­во­го мос­ков­ско­го интер­ак­то­ри­ума «Марс-Тефо: Экс­пе­ди­ция в буду­щее».

– Как социально-предпринимательский формат помогает сгенерировать прибыль?

Надеж­да Федя­ев­ская:

– Соци­аль­ная состав­ля­ю­щая добав­ля­ет про­дук­ту уни­каль­ное пре­иму­ще­ство, поэто­му такой товар (или услу­га) может луч­ше про­да­вать­ся, разу­ме­ет­ся, если он по каче­ству не усту­па­ет ана­ло­гам. Это то самое УТП (уни­каль­ное тор­го­вое пред­ло­же­ние), за кото­рое так борют­ся все про­из­во­ди­те­ли и про­дав­цы.

Меж­ду двух ана­ло­гич­ных шоко­ла­док поку­па­тель ско­рее выбе­рет ту, кото­рая даст ему допол­ни­тель­ный эмо­ци­о­наль­ный бонус – чув­ство, что, выбрав шоко­лад с бла­го­тво­ри­тель­ной состав­ля­ю­щей, он сде­лал доб­рое дело.

Вяче­слав Мако­вич:

– Орга­ни­за­ция сорев­но­ва­ния биз­нес-моде­лей Startup Cup спо­соб­ству­ет уси­ле­нию извест­но­сти и экс­перт­но­сти наше­го брен­да, а так­же при­об­ре­те­нию новых полез­ных кон­так­тов, одна­ко само по себе это не при­но­сит при­бы­ли.

Оль­га Чер­ка­ши­на:

– Не помо­га­ет, чистая бла­го­тво­ри­тель­ность и цен­ност­ные уста­нов­ки с нашей сто­ро­ны, что неко­то­рые вещи долж­ны быть.

– Что надо сделать, чтобы социальное предпринимательство стало более массовым явлением в нашей стране?

Надеж­да Федя­ев­ская:

– Преж­де все­го, это зако­но­да­тель­ный уро­вень: чет­кое опре­де­ле­ние, какой биз­нес отно­сит­ся к соци­аль­но­му, и фор­ми­ро­ва­ние для тако­го биз­не­са льгот­ных усло­вий для раз­ви­тия – льго­ты в нало­го­об­ло­же­нии и в кре­ди­то­ва­нии.

В гло­баль­ном смыс­ле это оку­па­е­мые тра­ты, так как такой биз­нес реша­ет ряд про­блем, кото­рые в про­тив­ном слу­чае нуж­но было бы решать госу­дар­ству, тра­тя на это сред­ства.

Вяче­слав Мако­вич:

– Для нача­ла он дол­жен стать соци­аль­но пред­при­ни­ма­тель­ским, пото­му что в насто­я­щее вре­мя наблю­да­ет­ся боль­шое коли­че­ство отдель­ных соци­аль­ных про­ек­тов, кото­рым явно не хва­та­ет пред­при­ни­ма­тель­ской состав­ля­ю­щей, и отдель­ных пред­при­ни­ма­тель­ских про­ек­тов без какой-либо соци­аль­ной ори­ен­та­ции. 

– Используете ли вы льготное налогообложение, субсидии или другую помощь от госструктур, и как вы этого добились?

Надеж­да Федя­ев­ская:

– Льгот в нало­го­об­ло­же­нии у нас нет. Еже­год­но мы наравне со все­ми дру­ги­ми муль­ти­пли­ка­ци­он­ны­ми сту­ди­я­ми пода­ем заяв­ку в Мини­стер­ство куль­ту­ры РФ на софи­нан­си­ро­ва­ние про­из­вод­ства ани­ма­ции, пре­фе­рен­ций в свя­зи с бла­го­тво­ри­тель­но­стью наше­го сери­а­ла, конеч­но, нет.

В то же вре­мя мы вза­и­мо­дей­ству­ем с город­ски­ми цен­тра­ми раз­ме­ще­ния рекла­мы и пери­о­ди­че­ски полу­ча­ем бес­плат­ные места под соци­аль­ную рекла­му в мет­ро или на город­ских щитах.

Вяче­слав Мако­вич:

– Не полу­ча­ем помо­щи. 

Оль­га Чер­ка­ши­на:

– Суб­си­дий и пре­фе­рен­ций от госу­дар­ства нет. Есть под­держ­ка мораль­ная со сто­ро­ны отрас­ли в виде писем под­держ­ки и бла­го­дар­но­стей за полез­ную рабо­ту.

– Какие виды бизнесы будут развиваться в направлении социального предпринимательства в ближайшем времени?

Надеж­да Федя­ев­ская:

– Веро­ят­но раз­ви­тие, преж­де все­го, малых локаль­ных биз­не­сов. Это может быть про­из­вод­ство бла­го­тво­ри­тель­ных суве­ни­ров или неболь­шие кафе, в кото­рых рабо­та­ют люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья.

Так­же, кажет­ся, мож­но ожи­дать боль­ше­го рас­про­стра­не­ния бла­го­тво­ри­тель­ных секонд-хэн­дов, так как они уже про­де­мон­стри­ро­ва­ли свою успеш­ность не толь­ко на запа­де, но и у нас в стране.

Вяче­слав Мако­вич:

– Те, кото­рые име­ют доста­точ­ные ресур­сы и руко­во­ди­те­лей, откры­тых и гото­вых ори­ен­ти­ро­вать­ся на людей.

Мате­ри­ал под­го­тов­лен ста­же­ром в рам­ках про­грам­мы «Шко­ла ста­же­ров Теп­ли­цы».