Как создать сайт НКО, который станет исключением, а затем примером для подражания

Как создать сайт НКО, который станет исключением, а затем примером для подражания
Как создать сайт НКО, который станет исключением, а затем примером для подражания

Любая орга­ни­за­ция хочет иметь кра­си­вый сайт, кото­рый бы отра­жал ее виде­ние и мис­сию. Но поче­му быва­ет труд­но сде­лать такой сайт для НКО, и как исклю­че­ние ста­но­вит­ся пра­ви­лом? Об этом в сво­ей ста­тье «The Homepage Exception» раз­мыш­ля­ет Джо­ан­на Бейтс, кото­рая мно­го лет зани­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой сай­тов НКО.

Поделитесь этой статьей с коллегами

В любом сай­те есть мно­го авто­ма­ти­за­ции это каса­ет­ся как слож­ных сай­тов, так и про­стых домаш­них стра­ниц НКО.

Как пра­ви­ло, самый рас­про­стра­нен­ный тип таких сай­тов пред­став­ля­ет собой объ­еди­не­ние ста­ти­че­ских, объ­яс­ни­тель­ных, частей и дина­ми­че­ских частей, кото­рые CMS авто­ма­ти­че­ски запол­ня­ет кон­тен­том (напри­мер, послед­ни­ми опуб­ли­ко­ван­ны­ми запи­ся­ми).

В ситу­а­ции, когда ресур­сы орга­ни­за­ции огра­ни­че­ны, один раз запол­нить ста­ти­че­ские части и авто­ма­ти­зи­ро­вать дина­ми­че­ские кажет­ся хоро­шей иде­ей так сотруд­ни­кам не нуж­но зани­мать­ся редак­ти­ро­ва­ни­ем сай­та, его обнов­ле­ни­ем и рабо­той с тех­ни­че­ски­ми интер­фей­са­ми, кото­рая может пока­зать­ся слож­ной.

Всю рабо­ту по обнов­ле­нию кон­тен­та на сай­те дела­ет робот, а орга­ни­за­ция может сосре­до­то­чить­ся на помо­щи людям.

Но эта идил­лия длит­ся ров­но до тех пор, пока совет дирек­то­ров не реша­ет, что им на сай­те необ­хо­дим слай­дер, пото­му что они хотят, что­бы одно­вре­мен­но было вид­но несколь­ко постов. И при этом каж­дый слайд мог бы быть или запи­сью в бло­ге, или кноп­кой для пожерт­во­ва­ния, или чем-либо еще.

Потом они реша­ют, что на сай­те долж­но быть еще что-то, и в этот момент с про­стой авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной систе­мой пуб­ли­ка­ции мож­но попро­щать­ся.

Может быть, роботы не должны победить

Опи­сан­ная выше ситу­а­ция про­ис­хо­ди­ла в жиз­ни Джо­ан­ны доста­точ­но часто, и она поня­ла, что домаш­няя стра­ни­ца НКО явля­ет­ся исклю­че­ни­ем из всей упо­ря­до­чен­ной систе­мы сай­та и име­ет на это при­чи­ны.

Это самая «чело­ве­че­ская» стра­ни­ца на сай­те, где потен­ци­аль­ная полез­ность робо­тов стал­ки­ва­ет­ся со всей слож­но­стью чело­ве­че­ской нату­ры.

Домаш­няя стра­ни­ца НКО это то, что репре­зен­ти­ру­ет орга­ни­за­цию в Интер­не­те, и НКО может совер­шен­но спра­вед­ли­во пере­жи­вать о том, что­бы ее инте­ре­сы и цен­но­сти были пра­виль­но там отоб­ра­же­ны.

В резуль­та­те чело­ве­че­ский фак­тор в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ет то, что будет на сай­те, и, несмот­ря на то, что это может быть не самый логи­че­ский выбор с точ­ки зре­ния кон­тен­та, дизай­на и струк­ту­ры, Джо­ан­на пред­ла­га­ет при­нять эту чело­ве­че­скую сла­бость и, учи­ты­вая ее, при­ду­мать спо­соб созда­вать сай­ты НКО эффек­тив­но.

О структуре

Small Can Be Big  это домаш­няя стра­ни­ца НКО, реди­зай­ном кото­рой в насто­я­щий момент зани­ма­ет­ся Джо­ан­на. Small Can Be Big сов­мест­но с дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми помо­га­ет бед­ным семьям, живу­щим в Бостоне.

Сайт организации "Small Can Be Big", редизайном которого занимается Джоанна. Изображение: smallcanbebig.org
Сайт орга­ни­за­ции «Small Can Be Big», реди­зай­ном кото­ро­го зани­ма­ет­ся Джо­ан­на. Изоб­ра­же­ние: smallcanbebig.org

Страницу Small Can Be Big можно разделить на 6 частей.

  1. Основ­ная часть: орга­ни­за­ция может поме­стить здесь все что угод­но.
  2. «How it Works»: три эле­мен­та, объ­яс­ня­ю­щие, как устро­ен рабо­чий про­цесс орга­ни­за­ции.
  3. «How it Makes a Difference»: спи­сок клю­че­вых резуль­та­тов рабо­ты орга­ни­за­ции.
  4. Фор­ма под­пис­ки на рас­сыл­ку: может исполь­зо­вать­ся в любом месте на сай­те.
  5. Послед­ний пост в бло­ге: обнов­ля­ет­ся авто­ма­ти­че­ски.
  6. При­зыв к дей­ствию.

Таким обра­зом, на стра­ни­це есть один гло­баль­ный эле­мент (фор­ма под­пис­ки) и одна авто­ма­ти­че­ски запол­ня­ю­ща­я­ся область (послед­няя запись в бло­ге). Каким обра­зом орга­ни­за­ция может редак­ти­ро­вать дру­гие части стра­ни­цы?

Один спо­соб это создать стра­ни­цу как еди­ное поле и дать кли­ен­ту WYSIWYG для того, что­бы редак­ти­ро­вать его. С одной сто­ро­ны, это очень удоб­но, но, с дру­гой сто­ро­ны, рабо­та в WYSIWYG это не рабо­та с HTML напря­мую и все­гда есть веро­ят­ность того, что эле­мен­ты будут недо­ступ­ны­ми или не семан­ти­че­ски­ми, дизайн не адап­тив­ным и т.д. Все это при­ве­дет к тому, что стра­ни­ца будет выгля­деть пло­хо.

Джо­ан­на пред­ла­га­ет луч­ший под­ход раз­де­лить стра­ни­цу на неболь­шие бло­ки, кото­рые кли­ент смо­жет редак­ти­ро­вать отдель­но друг от дру­га.

Исключение становится правилом

Джо­ан­на дела­ет то, что может пока­зать­ся стран­ным с точ­ки зре­ния инфор­ма­ци­он­ной архи­тек­ту­ры, она созда­ет отдель­ные фор­мы для каж­до­го типа кон­тен­та. Но управ­лять содер­жи­мым сай­та бла­го­да­ря это­му ста­но­вит­ся зна­чи­тель­но про­ще.

Так, раз­би­вая домаш­нюю стра­ни­цу Small Can Be Big на типы кон­тен­та, Джо­ан­на смот­ре­ла на то, как логи­че­ски мож­но сгруп­пи­ро­вать раз­лич­ные поля.

Напри­мер, три эле­мен­та части «How it Works» инфор­ми­ру­ют доно­ров о том, как помо­гут их пожерт­во­ва­ния Джо­ан­на пред­ста­ви­ла их как спи­сок из трех эле­мен­тов, вклю­чив в CMS вспо­мо­га­тель­ный текст о том, какой HTML-код идет в каж­дое поле.

Если стра­ни­ца орга­ни­за­ции в буду­щем изме­нит­ся, эти поля будет лег­ко изме­нить, уда­лить или заме­нить на что-либо еще.

Как «разбивать» страницу

То, как вы раз­би­ва­е­те стра­ни­цу на кон­тент-типы, зави­сит от содер­жа­ния и дизай­на стра­ни­цы, а так­же от ресур­сов орга­ни­за­ции.

Чем более под­го­тов­лен­ный тех­ни­че­ски чело­век будет отве­чать за сайт, тем мень­ше полей мож­но сде­лать (и наобо­рот). Вы може­те так­же доба­вить полез­ные эле­мен­ты интер­фей­са для адми­ни­стра­то­ров.

В резуль­та­те домаш­няя стра­ни­ца НКО полу­ча­ет­ся логи­че­ски струк­ту­ри­ро­ван­ной, что удоб­но не толь­ко с точ­ки зре­ния редак­ти­ро­ва­ния, но и помо­га­ет вни­ма­тель­нее отно­сить­ся к содер­жа­нию сай­та.

Вме­сто кон­цен­тра­ции толь­ко на том, что­бы было кра­си­во, и добав­ле­ния ико­нок и тек­ста по прин­ци­пу «здесь нуж­но что-то доба­вить», струк­ту­ри­ро­ван­ная фор­ма застав­ля­ет людей ответ­ствен­нее под­хо­дить к тому, каким они хотят видеть свой сайт и что они хотят там опуб­ли­ко­вать.

Этот под­ход поз­во­ля­ет делать кра­си­вые сай­ты НКО, кото­рые будут понят­ны не толь­ко тем, кто будет зани­мать­ся их редак­ти­ро­ва­ни­ем и под­держ­кой, но и всем посе­ти­те­лям, кото­рые захо­дят на сайт.