Кто такие экохакеры?

Кто такие экохакеры
Кто такие экохакеры

Рас­про­стра­не­ние ком­пью­те­ров и Интер­не­та при­ве­ло к сдви­гу пара­дигм во мно­гих сфе­рах нашей дея­тель­но­сти – в веде­нии биз­не­са, напи­са­нии музы­ки, кине­ма­то­гра­фе, нау­ке, и вот теперь новое поко­ле­ние моло­де­жи начи­на­ет менять окру­жа­ю­щую город­скую реаль­ность. Их назы­ва­ют экох­а­ке­ры.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Разберемся, какие цели и принципы исповедуют экохакеры и для чего они это делают.

Тер­мин хаке­ры эво­лю­ци­о­ни­ро­вал с кон­ца 90-х, когда стал попу­ляр­ным после серии филь­мов. От тра­ди­ци­он­но­го пред­став­ле­ния как о чело­ве­ке, увле­ка­ю­щем­ся иссле­до­ва­ни­я­ми про­грам­ми­ру­е­мых систем, до гуру инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти.

От штам­пов как о кибер­пре­ступ­ни­ках до бор­цов за сво­бо­ду рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции и ано­ним­но­сти поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та.

Суть этого мирового сообщества – классические «хакерские ценности».

  1. Вели­чай­шая цель – пре­вос­ход­ство зна­ний и нестан­дарт­но­го мыш­ле­ния, пре­об­ла­да­ние стрем­ле­ний и рве­ния разу­ма к изу­че­нию.
  2. Вели­чай­шая зада­ча – без­гра­нич­ная сво­бо­да инфор­ма­ции для изу­че­ния и реа­ли­за­ции в ней лич­но­сти.
  3. Поиск себя в сорев­но­ва­нии с самим собой. Попыт­ка узнать, кто муд­рее в сорев­но­ва­тель­ной борь­бе с систе­мой.
  4. Утон­чен­ность в каж­дом дви­же­нии, осо­бый, тон­кий под­ход в реше­нии любой зада­чи. Под­держ­ка и защи­та рабо­то­спо­соб­но­сти гло­баль­ных миро­вых сетей, раз­ви­тие про­ек­тов, при­зна­ва­е­мых важ­ны­ми для сооб­ще­ства.
  5. Огром­ная цен­ность в пере­да­че сво­е­го насле­дия – зна­ний и опы­та в поко­ле­ния.
  6. Расо­вая при­над­леж­ность, цвет кожи, наци­о­наль­ность и рели­гия – ничто. Они не име­ют веса, пото­му не долж­ны являть­ся мерой или каким-либо спо­со­бом раз­де­ле­ния.

Это горизонтальное, сетевое (в обоих смыслах) объединение людей по различным интересам на базе практики использования улучшений, инноваций в IT и web индустрии.

Рас­про­стра­не­ние сете­вой куль­ту­ры и под­хо­дов в раз­лич­ные отрас­ли чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти парал­лель­но с внед­ря­е­мы­ми тех­но­ло­ги­я­ми при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию раз­лич­ных сим­би­о­зов и суб­куль­тур­ных направ­ле­ний.

По сути, это каче­ствен­ное изме­не­ние обще­ства в целом путем повы­ше­ния ско­ро­сти нефор­маль­ных ком­му­ни­ка­ций сре­ди актив­ных граж­дан и чле­нов про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ. От быто­вых «лайф хаков» в повсе­днев­ных мело­чах и гараж­ных лабо­ра­то­рий роди­лись новые про­стран­ства, где про­ис­хо­дит обмен опы­том, мето­до­ло­ги­я­ми и инстру­мен­та­ми в виде хака­то­нов, семи­на­ров.

Это новые оффлайн фору­мы – анти­ка­фе, фаб­ла­бы (фаб­ри­ки лабо­ра­то­рий), ковор­кин­ги, hack space, где новые хаке­ры обме­ни­ва­ют­ся иде­я­ми и созда­ют про­ек­ты по улуч­ше­нию окру­жа­ю­щей сре­ды.

Или инфра­струк­ту­ры домов, офи­сов до мас­шта­ба целых рай­о­нов и горо­дов с помо­щью внед­ре­ния луч­ших миро­вых под­хо­дов как в орга­ни­за­ции сотруд­ни­че­ства, так и в сбо­ре, пред­став­ле­нии, рас­про­стра­не­нии и исполь­зо­ва­нии дан­ных.

Причем такие проекты могут быть как чисто коммерческими, так и социально направленными.

Но наи­боль­шую попу­ляр­ность полу­чи­ли обще­ствен­ные ини­ци­а­ти­вы, кото­рые осу­ществ­ля­ют­ся путем уча­стия заин­те­ре­со­ван­ных граж­дан неболь­ши­ми пожерт­во­ва­ни­я­ми либо непо­сред­ствен­но в раз­ра­бот­ке и орга­ни­за­ции про­ек­та на раз­лич­ных ста­ди­ях.

И теперь, когда всем доступ­ны кра­уд­фандинг, локаль­ная коор­ди­на­ция уси­лий с помо­щью соци­аль­ных сетей, экох­а­ке­ры осва­и­ва­ют с помо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий окру­жа­ю­щее про­стран­ство зано­во.

Любой экохак претендующий на внедрение нового улучшения проходит через семь стадий:

  • идея. Моз­го­вой штурм, луч­ше все­го в меж­дис­ци­пли­нар­ном фор­ма­те. В Apple, напри­мер, роль дизай­не­ра так же важ­на, как и инже­не­ра, мар­ке­то­ло­га или про­грам­ми­ста. Это одна из вещей, кото­рые Стив Джобс понял очень хоро­шо;
  • сотруд­ни­че­ство. Даже гени­ям-нова­то­рам необ­хо­ди­ма под­держ­ка, зна­ния, уме­ния и навы­ки това­ри­щей. Это поз­во­ля­ет пре­вра­тить идею в реаль­ность;
  • обра­зо­ва­ние. Хоро­шей идеи недо­ста­точ­но. Вы долж­ны быть в состо­я­нии ее вопло­тить. Раз­ви­тие навы­ков, под­го­тов­ка коман­ды и посто­ян­ное иссле­до­ва­ние про­цес­са име­ют жиз­нен­но важ­ное зна­че­ние для успе­ха. Оста­но­ви­те обу­че­ние, и вы про­ва­ли­тесь;
  • авто­ма­ти­за­ция. Авто­ма­ти­за­ция – это веро­ят­ный исход экох­а­ка, но это не озна­ча­ет, что не нуж­но исполь­зо­вать уже создан­ные инстру­мен­ты. Хаке­ры часто исполь­зу­ют плат­фор­мы, такие как Gemalto M2M и Arduinoto;
  • гей­ми­фи­ка­ция (Gamification). Для того что­бы изме­нить пове­де­ние людей, оно долж­но перей­ти в мейн­стрим, это долж­но быть весе­лым вре­мя­пре­про­вож­де­ни­ем;
  • рас­про­стра­не­ние. Соглас­но тео­рии диф­фу­зии инно­ва­ций, когда уро­вень при­ня­тия пре­одо­ле­ва­ет 16%, тогда инно­ва­ция ста­но­вит­ся мейн­стри­мом;
  • пре­об­ра­зо­ва­ние. Ком­пью­тер­ные или мобиль­ные при­ло­же­ния, кото­рые полу­чи­лись в резуль­та­те реше­ния постав­лен­ной зада­чи, име­ют потен­ци­ал при­но­сить боль­шие дан­ные, кото­рые нуж­но исполь­зо­вать для изме­не­ния прак­ти­ки на систем­ном уровне.

Ста­тья напи­са­на ста­же­ром в рам­ках про­грам­мы «Шко­ла ста­же­ров Теп­ли­цы»