Кто такие экохакеры?

Кто такие экохакеры
Кто такие экохакеры

Распространение компьютеров и Интернета привело к сдвигу парадигм во многих сферах нашей деятельности – в ведении бизнеса, написании музыки, кинематографе, науке, и вот теперь новое поколение молодежи начинает менять окружающую городскую реальность. Их называют экохакеры.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Разберемся, какие цели и принципы исповедуют экохакеры и для чего они это делают.

Термин хакеры эволюционировал с конца 90-х, когда стал популярным после серии фильмов. От традиционного представления как о человеке, увлекающемся исследованиями программируемых систем, до гуру информационной безопасности.

От штампов как о киберпреступниках до борцов за свободу распространения информации и анонимности пользователей Интернета.

Суть этого мирового сообщества – классические «хакерские ценности».

  1. Величайшая цель – превосходство знаний и нестандартного мышления, преобладание стремлений и рвения разума к изучению.
  2. Величайшая задача – безграничная свобода информации для изучения и реализации в ней личности.
  3. Поиск себя в соревновании с самим собой. Попытка узнать, кто мудрее в соревновательной борьбе с системой.
  4. Утонченность в каждом движении, особый, тонкий подход в решении любой задачи. Поддержка и защита работоспособности глобальных мировых сетей, развитие проектов, признаваемых важными для сообщества.
  5. Огромная ценность в передаче своего наследия – знаний и опыта в поколения.
  6. Расовая принадлежность, цвет кожи, национальность и религия – ничто. Они не имеют веса, потому не должны являться мерой или каким-либо способом разделения.

Это горизонтальное, сетевое (в обоих смыслах) объединение людей по различным интересам на базе практики использования улучшений, инноваций в IT и web индустрии.

Распространение сетевой культуры и подходов в различные отрасли человеческой деятельности параллельно с внедряемыми технологиями привело к возникновению различных симбиозов и субкультурных направлений.

По сути, это качественное изменение общества в целом путем повышения скорости неформальных коммуникаций среди активных граждан и членов профессиональных сообществ. От бытовых «лайф хаков» в повседневных мелочах и гаражных лабораторий родились новые пространства, где происходит обмен опытом, методологиями и инструментами в виде хакатонов, семинаров.

Это новые оффлайн форумы – антикафе, фаблабы (фабрики лабораторий), коворкинги, hack space, где новые хакеры обмениваются идеями и создают проекты по улучшению окружающей среды.

Или инфраструктуры домов, офисов до масштаба целых районов и городов с помощью внедрения лучших мировых подходов как в организации сотрудничества, так и в сборе, представлении, распространении и использовании данных.

Причем такие проекты могут быть как чисто коммерческими, так и социально направленными.

Но наибольшую популярность получили общественные инициативы, которые осуществляются путем участия заинтересованных граждан небольшими пожертвованиями либо непосредственно в разработке и организации проекта на различных стадиях.

И теперь, когда всем доступны краудфандинг, локальная координация усилий с помощью социальных сетей, экохакеры осваивают с помощью компьютерных технологий окружающее пространство заново.

Любой экохак претендующий на внедрение нового улучшения проходит через семь стадий:

  • идея. Мозговой штурм, лучше всего в междисциплинарном формате. В Apple, например, роль дизайнера так же важна, как и инженера, маркетолога или программиста. Это одна из вещей, которые Стив Джобс понял очень хорошо;
  • сотрудничество. Даже гениям-новаторам необходима поддержка, знания, умения и навыки товарищей. Это позволяет превратить идею в реальность;
  • образование. Хорошей идеи недостаточно. Вы должны быть в состоянии ее воплотить. Развитие навыков, подготовка команды и постоянное исследование процесса имеют жизненно важное значение для успеха. Остановите обучение, и вы провалитесь;
  • автоматизация. Автоматизация – это вероятный исход экохака, но это не означает, что не нужно использовать уже созданные инструменты. Хакеры часто используют платформы, такие как Gemalto M2M и Arduinoto;
  • геймификация (Gamification). Для того чтобы изменить поведение людей, оно должно перейти в мейнстрим, это должно быть веселым времяпрепровождением;
  • распространение. Согласно теории диффузии инноваций, когда уровень принятия преодолевает 16%, тогда инновация становится мейнстримом;
  • преобразование. Компьютерные или мобильные приложения, которые получились в результате решения поставленной задачи, имеют потенциал приносить большие данные, которые нужно использовать для изменения практики на системном уровне.

Статья написана стажером в рамках программы «Школа стажеров Теплицы»