Как НКО перестать бояться и начать принимать решения

Как НКО перестать бояться и начать принимать решения
Как НКО перестать бояться и начать принимать решения

Децентрализация и ясность в процессе принятия решений могут помочь НКО быть более эффективными. Стив Шайер, автор книги «Do More Good. Better. Using the Power of Decision Clarity to Mobilize the Talent of Your Nonprofit Team», пишет о том, как НКО перестать бояться решений.

Поделитесь этой статьей с коллегами

В 2010 году Шайер провел со своей компанией Scheier+Group исследование о том, как происходит процесс принятия решений в некоммерческих организациях.

Из своей предыдущей работы с НКО автор знал, что очень часто сотрудники фрустрированы тем, как принимаются решения в организации, – сложность и недостаток понимания, кто является ответственным за данное решение, делает весь процесс запутанным, отнимающим много времени и часто не очень эффективным.

Исследование «Views From The Field: Decision-Making At Nonprofits», в котором приняли участие 218 некоммерческих организаций, подтвердило прошлый опыт Шайера – на вопрос, испытывают ли они сложности в процессе принятия решений, 78% менеджеров ответили утвердительно. На вопрос, увеличивает ли такая путаница неэффективность организации, утвердительно ответили 90% опрошенных.

Но особенно показательными были истории, которые люди рассказывали о принятии решений в их организации и о том, как это повлияло на них.

  • «Я покинул организацию из-за отсутствия ясности в отношении своей роли и того, какие решения я могу принимать».
  • «Недостаток возможности принимать решения стал причиной того, что я ушел с этой работы».
  • «В моей организации все решения принимаются сверху, что мешает командной работе и плохо сказывается на эффективности».

В своей работе с НКО Шайер часто видел, как руководители организации принимают решение, не советуясь с другими, это оставляет у других сотрудников неприятное ощущение, что им недостаточно доверяют и их мнение не имеет значения.

Но что мешает НКО децентрализовать принятие решений и сделать этот процесс более понятным внутри организации? Шайер считает, что очень часто такой причиной является страх.

Многие некоммерческие организации существуют на грани закрытия и боятся того, что это произойдет. Этот страх мешает делегировать принятие решений и приводит к тому, что их принимают лишь несколько человек в организации.

Другим распространенным страхом является страх конфликта. Из-за него часто ищутся решения, устраивающие всех, – метод, который отнимает много времени и не может обеспечить новых идей и прорывов.

Как можно бороться с этими страхами, усложняющими процесс принятия решений в организации?

Ответ простой: открыто обсуждать это. Для этого требуется разработать формат дискуссий о том, кто и как должен принимать решения. Также каждый сотрудник должен научиться высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений, влияющих на их работу.

Некоторые советы, которые помогут этого достичь. 

  • Помните, что всегда существует предвзятость относительно того, кто и какие решения должен принимать. Например, можно считать, что только люди с высшим образованием могут принимать решения в организации. Постарайтесь избегать предвзятости и быть более открытыми.
  • Постарайтесь справиться со страхом конфликтов и того, что ваши идеи могут быть отвергнуты. Люди часто переживают о том, что о них подумают другие. Так, одна женщина, участвовавшая в исследовании, сказала, что не отстаивает свое мнение, когда принимаются решения, потому что боится, что ее коллеги решат, будто она хочет власти. Шайер советует спрашивать себя, что плохого может произойти, если вы будете отстаивать свое мнение. Действительно ли это причина не быть верным себе?
  • Особенно внимательно относитесь к решениям, которые непосредственно затрагивают вашу работу. Если у вас есть идеи, но вы не вовлечены в принятие решений, постарайтесь объяснить, что это важно для вашей работы, вы хотите принять это решение и готовы нести за него ответственность.

Такой подход позволит руководителям организации заниматься только самыми важными решениями и снимет с них часть работы, с которой в ином случае они не всегда успевают справляться, а сотрудникам – участвовать в решениях, определяющих то, как будет развиваться организация, в которой они работают.

В результате НКО сможет более эффективно использовать свои ресурсы, двигаться вперед и создавать позитивные социальные изменения.