Результаты исследования поведения пользователей в Сети: социальные медиа, экстраверсия и гражданское участие

Влияет ли использование социальных медиа на гражданское участие? За счет каких механизмов это происходит, и различаются ли эти механизмы для экстравертов и интровертов?
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Влияет ли использование социальных медиа на гражданское участие? За счет каких механизмов это происходит, и различаются ли эти механизмы для экстравертов и интровертов?

Поделитесь этой статьей с друзьями

Социальные медиа, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они все чаще оказываются предметом исследовательского интереса. В своей статье «Discussion Network Heterogeneity Matters: Examining a Moderated Mediation Model of Social Media Use and Civic Engagement Йонгван Ким и Сюань-Тин Чэнь рассматривают влияние социальных медиа на гражданское участие: может ли гетерогенность социальных медиа быть механизмом, определяющим степень нашей гражданской вовлеченности?

Иными словами, если наше взаимодействие в социальных медиа включает в себя столкновение с другими, отличающимися от нашей, точками зрения, влияет ли это на то, насколько мы становимся вовлечены в процессы, происходящие в обществе?

В своем исследовании Йонгван Ким и Сюань-Тин Чэнь предлагают рассматривать гетерогенность социальной сети как посредника между чтением и обсуждением новостей и информации в социальных медиа и гражданским вовлечением.

«Социальные медиа создают возможности для обсуждения различных тем в более гетерогенной группе людей, что может положительно сказаться на участии индивидов в общественной деятельности», – считают исследователи.

Еще одним фактором, на который обратили внимание в своей работе ученые, стала экстраверсия и интроверсия.

Если эти типы личности определяют, насколько неоднородны социальные медиа пользователя, то, в свою очередь, от того, интроверт пользователь или экстраверт, будет зависеть влияние медиа на степень его гражданского участия.

Таким образом, как предполагают ученые, использование социальных медиа для обсуждения информации влияет на гетерогенность сети и, как следствие, уровень гражданской вовлеченности возрастает. Также ученые предположили, что этот эффект зависит от степени экстраверсии индивида.

Социальные медиа и гражданское участие

То, как влияет Интернет на участие в гражданской активности, уже долгое время является предметом научных дискуссий.

Несмотря на то, что некоторые ученые считают, что чем больше времени, проведенного онлайн, тем меньше времени, проведенного в занятиях общественной деятельностью, последние исследования все чаще обнаруживают позитивную связь между использованием социальных медиа и гражданским участием.

Согласно этим работам использование социальных медиа увеличивает гражданскую и политическую вовлеченность, поскольку социальные медиа дают возможность пользователям узнавать различную информацию и обмениваться мнением с другими людьми, что, в свою очередь, может мотивировать на более активное вовлечение в общественную деятельность.

Гетерогенность сети и гражданское участие

Известно, что степень, в которой в обществе представлены различные точки зрения, определяет возможность существования общественного мнения и совещательной демократии в данном обществе.

Знание о других точках зрения повышает политическую толерантность людей, способствует тому, что они более осознанно подходят к своим собственным убеждениям, а также лучшему пониманию различных вопросов в обществе.

Но прежде чем рассуждать о влиянии гетерогенности сети на гражданское вовлечение, необходимо определить, что именно является гетерогенностью.

Лилах Нир предлагает два возможных способа определения гетерогенной дискуссии: а) конкуренция между точками зрения; б) оппозиция к чужому мнению.

Конкуренция в данном случае представляет собой существование различных точек зрения внутри сети, а оппозиция – расхождение между точкой зрения индивида и других участников сети.

Поскольку оппозиция скорее негативно сказывается на политическом участии в результате межличностного давления, в исследовании используется конкурентный подход к определению гетерогенности, при котором индивиды обсуждают различные вопросы и взаимодействуют с людьми с другой идеологической или политической позицией и из других социально-демографических групп.

В этом случае гетерогенность помогает участникам сети узнать о комплексности вопроса, мотивирует их к дальнейшему поиску информации и может стать причиной появления гражданского вовлечения.

Таким образом, гетерогенность сети позитивно сказывается на гражданском вовлечении по трем причинам:

  • гетерогенность сети вызывает у индивидов интерес к вопросам, с которыми они сталкиваются, и желание узнать больше информации об этом. Различные точки зрения, встречающиеся в гетерогенной сети, являются для индивидов мотивом узнать больше об обсуждаемой теме и, возможно, пересмотреть свою собственную позицию по данному вопросу;
  • благодаря гетерогенности сети индивиды получают доступ к разнообразной информации о социальных событиях, что увеличивает возможности для участия в общественной деятельности;
  • обсуждение социально-политических вопросов в гетерогенной сети, как показали предыдущие исследования, воодушевляет индивидов принимать участие в общественной деятельности.

Роль экстраверсии

В дополнение к изучению механизма влияния социальных медиа на гражданское участие в исследовании рассматривается то, насколько такие личностные характеристики как экстраверсия и интроверсия определяют использование социальных медиа, гетерогенность сети и, следовательно, гражданское вовлечение индивида.

Многие исследования доказали, что экстраверсия позитивно влияет на гражданское вовлечение.

Так, например, экстраверты более склонны, чем интроверты, участвовать в такой общественной деятельности, как посещение и выступление на политических собраниях или волонтерской работе.

При этом согласно исследованиям интроверты более склонны использовать социальные медиа для взаимодействия с другими. Следовательно, для интровертов использование социальных медиа может быть более выгодным с точки зрения последующего гражданского вовлечения, чем для экстравертов, которые и так имеют достаточно высокий уровень вовлечения в общественную деятельность.

Данные

В работе использовались данные национального исследования в Южной Корее, которое проводилось в две волны – в 2012 и 2014 году.

В исследовании оценивалось использование социальных медиа респондентами, гетерогенность социальных медиа респондентов (как часто респонденты обсуждают социальные и политические вопросы с людьми не их возраста, социоэкономического статуса и гендера, с людьми, которые не разделяют их точку зрения), степень экстраверсии респондентов, их гражданское вовлечение, демографические характеристики и политическая осведомленность.

Результаты исследования

В результате статистического анализа были подтверждены обе гипотезы исследования. 

Результаты показали, что использование социальных медиа для чтения и обсуждения новостей и информации имеет позитивное влияние как на гетерогенность сети, так и на гражданское участие. Гетерогенность сети также позитивно влияет на гражданское участие.

То, как использование социальных медиа влияет на степень гражданского участия, зависит от степени экстраверсии индивида. Результаты исследования показали, что эффект социальных медиа становится сильнее вместе с тем, как степень экстраверсии индивида уменьшается.

Таким образом, использование социальных медиа и гетерогенные сети имеют большее позитивное влияние на гражданское участие, в случае если индивид является интровертом.

Результаты исследования показали, что гетерогенность социальной сети индивида и тип его личности определяют то, как использование социальных медиа влияет на гражданское участие индивида.

Также исследование подтвердило, что в сравнении с экстравертами интроверты более склонны взаимодействовать с различными социальными группами в социальных медиа и иметь гетерогенные сети. Это значит, что для интровертов социальные медиа могут быть особенно эффективным инструментом привлечения их к участию в общественной деятельности.

В целом, как продемонстрировало исследование, позитивная роль социальных медиа в гражданском участии может быть усилена за счет увеличения степени гетерогенности – существования различных точек зрения и мнений – в социальных медиа.

Полный текст исследования можно скачать на сайте International Journal of Communication.