Структуры дружбы и общение в онлайн-сообществах

Структуры дружбы и общение в онлайн-сообществах
Структуры дружбы и общение в онлайн-сообществах

Как вли­я­ет друж­ба на обще­ние в онлайн-сооб­ще­ствах? Социо­лог Вяче­слав Полон­ски на при­ме­ре Facebook рас­смот­рел, как струк­ту­ры друж­бы свя­за­ны с обще­ни­ем внут­ри груп­пы и как мож­но сде­лать это обще­ние более каче­ствен­ным.

Поделитесь этой статьей с коллегами и друзьями

Интер­нет дает нам мно­го пре­крас­ных воз­мож­но­стей и одна из них – это обще­ние с самы­ми раз­ны­ми людь­ми, с кото­ры­ми в дру­гом слу­чае мы вряд ли когда-либо смог­ли встре­тить­ся.

Фору­мы, дис­кус­сии в соци­аль­ных сетях, груп­пы по инте­ре­сам – эти пло­щад­ки для обще­ния потен­ци­аль­но откры­ты для всех. Но насколь­ко внут­рен­няя струк­ту­ра друж­бы участ­ни­ков опре­де­ля­ет то, как про­ис­хо­дит обще­ние в груп­пе?

На этот вопрос в сво­ем иссле­до­ва­нии «Assessing the Structural Correlates between Friendship Networks and Conversational Agency in Facebook Groups» попы­та­лись най­ти ответ Вяче­слав Полон­ски и Бер­ни Хоган. Для это­го они рас­смот­ре­ли, как друж­ба вли­я­ет на соци­аль­ное пове­де­ние участ­ни­ков в 30 груп­пах в Facebook – функ­ци­о­ни­ру­ют ли эти груп­пы как откры­тые сооб­ще­ства или же они вос­про­из­во­дят суще­ству­ю­щую соци­аль­ную иерар­хию?

Резуль­та­ты, к кото­рым при­шли иссле­до­ва­те­ли, пред­по­ла­га­ют, что струк­ту­ра друж­бы опре­де­ля­ет струк­ту­ру обще­ния в груп­пе.

Это значит, что то, как и кем осуществляется инициация общения в группе и обратная связь, зависит от того, какие структуры дружбы существуют в данной группе, т.е. от того, кто и с кем дружит.

Сетевое представление дружеских связей типичной группы в Facebook (линии показывают дружескую связь, размер узла показывает количество общих друзей в группе, цвет показывает сообщество). Изображение: medium.com/@slavacm
Сете­вое пред­став­ле­ние дру­же­ских свя­зей типич­ной груп­пы в Facebook (линии пока­зы­ва­ют дру­же­скую связь, раз­мер узла пока­зы­ва­ет коли­че­ство общих дру­зей в груп­пе, цвет пока­зы­ва­ет сооб­ще­ство). Изоб­ра­же­ние: medium.com/@slavacm
Общение внутри типичной группы в Facebook (линии показывают внутригрупповую коммуникацию, например, комментарии или лайки, размер узла показывает количество инициированных постов в группе, цвет показывает сообщество). Изображение: medium.com/@slavacm
Обще­ние внут­ри типич­ной груп­пы в Facebook (линии пока­зы­ва­ют внут­ри­г­руп­по­вую ком­му­ни­ка­цию, напри­мер, ком­мен­та­рии или лай­ки, раз­мер узла пока­зы­ва­ет коли­че­ство ини­ци­и­ро­ван­ных постов в груп­пе, цвет пока­зы­ва­ет сооб­ще­ство). Изоб­ра­же­ние: medium.com/@slavacm

Исследование показало, что участники, у которых в группе больше друзей, могут чувствовать себя более уверенно и быть более мотивированы к тому, чтобы общаться.

В то же вре­мя участ­ни­ки, кото­рые реа­ги­ру­ют на это и всту­па­ют в ком­му­ни­ка­цию, ста­но­вят­ся «види­мы­ми» для дру­гих участ­ни­ков груп­пы и, соот­вет­ствен­но, уве­ли­чи­ва­ют свои шан­сы на друж­бу.

Так­же пери­фе­рий­ные участ­ни­ки груп­пы могут полу­чать доступ к новой инфор­ма­ции и к обще­нию с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми груп­пы через тех участ­ни­ков, кото­рые явля­ют­ся цен­траль­ны­ми в дан­ной груп­пе.

Нако­нец, соглас­но резуль­та­там иссле­до­ва­ния, каче­ство и коли­че­ство обще­ния поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ют с плот­но­стью груп­пы (и нега­тив­но – с ее раз­об­щен­но­стью).

Чем более сплоченной является группа, тем больше общения внутри нее происходит.

В иссле­до­ва­нии спло­чен­ность груп­пы осо­бен­но силь­но вли­я­ла на то, насколь­ко участ­ни­ки груп­пы были склон­ны созда­вать новые запи­си и темы. Это под­твер­жда­ет гипо­те­зу о том, что более спло­чен­ная груп­па фор­ми­ру­ет груп­по­вую соли­дар­ность и атмо­сфе­ру, кото­рая поощ­ря­ет участ­ни­ков про­яв­лять ини­ци­а­ти­ву и акти­ви­зи­ро­вать соци­аль­ные ресур­сы.

Таким обра­зом, с прак­ти­че­ской точ­ки зре­ния, для более каче­ствен­но­го обще­ния внут­ри онлайн-сооб­ществ необ­хо­ди­мо делать «откры­тые» груп­пы дей­стви­тель­но откры­ты­ми и фор­ми­ро­вать струк­ту­ры друж­бы внут­ри сооб­ществ.

Приглашая в группу друзей и знакомых ее участников и помогая формировать дружеские связи внутри группы, можно способствовать созданию лучшей атмосферы для общения.

Вни­ма­ние, обра­щен­ное на мало­за­мет­ных участ­ни­ков груп­пы, может поспо­соб­ство­вать тому, что они ста­нут более актив­ны во вза­и­мо­дей­ствии в груп­пе, а вли­я­тель­ные участ­ни­ки груп­пы могут помочь в под­дер­жа­нии диа­ло­га и инте­гра­ции в груп­пу новых участ­ни­ков.

Эти мето­ды помо­гут сде­лать груп­пу более спло­чен­ной, что, в свою оче­редь, поз­во­лит ее участ­ни­кам луч­ше общать­ся и вза­и­мо­дей­ство­вать друг с дру­гом.