Как НКО использовать визуализацию. Опыт экологического проекта #РосЭко

Как НКО использовать визуализацию. Опыт экологического проекта #РосЭко
Как НКО использовать визуализацию. Опыт экологического проекта #РосЭко

Как с помо­щью визу­а­ли­за­ции при­вле­кать вни­ма­ние к бла­го­тво­ри­тель­ным про­ек­там, нахо­дить волон­те­ров и про­дви­гать идеи соци­аль­ных про­ек­тов сре­ди чита­те­лей и сто­рон­ни­ков. Об этом в интер­вью Теп­ли­це рас­ска­за­ла Анна Нафи­е­ва, коор­ди­на­тор обще­ствен­но­го эко­ло­ги­че­ско­го про­ек­та #Рос­Эко.

Поделись этим интервью с коллегами

Наш общественный экологический проект #РосЭко уже несколько лет работает и экспериментирует с визуальным контентом. Мы используем визуально-яркие плакаты, видео, инфографику и даже мемы. Почему мы делаем такой большой упор на визуальный контент?

Анна Нафиева, координатор общественного экологического проекта #РосЭко.
Анна Нафи­е­ва, коор­ди­на­тор обще­ствен­но­го эко­ло­ги­че­ско­го про­ек­та #Рос­Эко.

Пото­му что в мире гад­же­тов, теле­ви­де­ния, повсе­мест­ной рекла­мы и инду­стрии раз­вле­че­ний люди все хуже и с мень­шим инте­ре­сом вос­при­ни­ма­ют тек­сто­вый кон­тент и все боль­ше уде­ля­ют вни­ма­ния кар­тин­кам и видео.

Люди все меньше читают длинные тексты, они хотят смотреть картинки и видео.

Две основ­ные цели, для кото­рых мы исполь­зу­ем визу­аль­ный кон­тент: при­вле­че­ние вни­ма­ния и визу­а­ли­за­ция слож­ной или мас­сив­ной инфор­ма­ции. Визу­аль­ный кон­тент помо­га­ет поль­зо­ва­те­лю не толь­ко запом­нить инфор­ма­цию, но и вос­при­нять ее эмо­ци­о­наль­но, «пере­жить на себе».

Несколько видов визуального контента, которые мы используем в своей работе.

1. Иллю­стра­ции к ста­тьям на сай­те, в СМИ и постам в соци­аль­ных сетях.

Наш про­ект актив­но осве­ща­ет свои и чужие меро­при­я­тия и ини­ци­а­ти­вы, а так­же ново­сти по эко­ло­ги­че­ской тема­ти­ке в соци­аль­ных сетях, СМИ и на сай­те. Напри­мер, в соци­аль­ных сетях у нас есть пра­ви­ло – пост все­гда дол­жен сопро­вож­дать­ся изоб­ра­же­ни­ем.

Это непи­са­ное пра­ви­ло веде­ния соци­аль­ных сетей для нас. Люди листа­ют лен­ту и ищут гла­за­ми при­вле­ка­тель­ную для них тему сре­ди нема­ло­го коли­че­ства бес­по­лез­ной и неин­те­рес­ной инфор­ма­ции. В соци­аль­ные сети боль­шин­ство людей при­хо­дит в каче­стве досу­га, отды­ха, поэто­му ищут весе­лый и эмо­ци­о­наль­ный кон­тент.

Мы счи­та­ем, что посты в соци­аль­ных сетях долж­ны сопро­вож­дать­ся кар­тин­кой не толь­ко соот­вет­ству­ю­щей теме и инфор­ма­тив­ной в рам­ках дан­ной темы, но и при этом (нуж­ное под­черк­нуть) весе­лой, необыч­ной, тро­га­ю­щей за душу.

При этом ничто не меша­ет к серьез­ной ново­сти поста­вить весе­лую кар­тин­ку, даже наобо­рот, глав­ное, что­бы все было в рам­ках мора­ли (не сто­ит сме­ять­ся, если кто-то погиб, напри­мер).

Как НКО использовать визуализацию. Опыт экологического проекта #РосЭко

Примеры: Фотографы, не проходите мимо – веселая необычная, привлекающая внимание картинка.

Как НКО использовать визуализацию. Опыт экологического проекта #РосЭко

День китов и дельфинов – эмоциональная картинка. Пример визуализации в СМИ (статья от #РосЭко).

Как голуби могут навредить человеку - запоминающаяся первая и другие фотографии.

Как голуби могут навредить человеку – запоминающаяся первая и другие фотографии.

Вид контента, заслуживающий особого внимания касательно публикаций в социальных сетях, – мемы.

Интер­нет-мемы име­ют свой осо­бый стиль, узна­ва­е­мый поль­зо­ва­те­ля­ми. Поль­зо­ва­те­ли зна­ют, что мемы исполь­зу­ют­ся как юмо­ри­сти­че­ские кар­тин­ки, и поэто­му сра­зу же обра­ща­ют вни­ма­ние, желая посмот­реть, что там смеш­но­го.

Любую новость можно визуализировать с помощью мемов, тем самым привлекая внимание пользователей соцсетей.

Раздельный сбор отходов в Замоскворечье

При­мер: Раз­дель­ный сбор отхо­дов в Замоск­во­ре­чье. Тема в дан­ном слу­чае серьез­ная, мно­гие моск­ви­чи боро­лись про­тив уни­что­же­ния пунк­тов раз­дель­но­го сбо­ра в Замоск­во­ре­чье. Одна­ко когда это нача­ло про­ис­хо­дить, Интер­нет запол­нил­ся раз­ны­ми вер­си­я­ми собы­тий. Собрав раз­ные вер­сии, мы пред­ста­ви­ли их в фор­ма­те пере­да­чи Рос­сии К «Иска­те­ли», где рас­смат­ри­ва­лись раз­лич­ные вер­сии исто­ри­че­ских собы­тий. Так­же мы доба­ви­ли мемы с участ­ни­ка­ми собы­тий – мест­ной житель­ни­цей и вла­дель­цем пунк­тов, кон­фликт меж­ду кото­ры­ми осве­щал­ся в пере­да­че «Город Дове­рия».

2. Визуализация сложной информации или большого объема информации

Инфо­гра­фи­ка под­хо­дит, когда тре­бу­ет­ся пред­ста­вить боль­шие объ­е­мы инфор­ма­ции в понят­ной для пони­ма­ния фор­ме. Она счи­та­ет­ся отдель­ным видом кон­тен­та и наби­ра­ет попу­ляр­ность в Рос­сии.

Дан­ные мож­но визу­а­ли­зи­ро­вать гра­фи­ка­ми, диа­грам­ма­ми и схе­ма­ми, но инфо­гра­фи­ка идет даль­ше – она соче­та­ет эти дан­ные с твор­че­ством. И вас огра­ни­чи­ва­ет толь­ко ваша фан­та­зия. #Рос­Эко выбрал инфо­гра­фи­ку, как основ­ной фор­мат для эко­про­све­ще­ния.

Эко­ло­гич­ный образ жиз­ни, зако­но­да­тель­ство, тер­ми­ны и поня­тия явля­ют­ся обшир­ны­ми, вклю­ча­ю­щи­ми в себя мно­же­ство под­тем, каж­дая из кото­рых так­же явля­ет собой мас­сив инфор­ма­ции. Часто это тех­ни­че­ская, науч­ная или юри­ди­че­ская инфор­ма­ция, слож­на для пони­ма­ния неспе­ци­а­ли­ста­ми. Инфо­гра­фи­ка помо­га­ет решить эту про­бле­му.

Визуализация сложной информации или большого объема информации
Инфо­гра­фи­ка «Одно­ра­зо­вый вред».

Также мы делаем инфопродукты и о других сферах жизни, связанных с экологией

московские регламенты уборки листьев и использования реагентов

Напри­мер, по темам мос­ков­ских регла­мен­тов убор­ки листьев и исполь­зо­ва­ния реа­ген­тов. Эти пра­ви­ла содер­жат­ся в 300–500 стра­нич­ных поста­нов­ле­ни­ях пра­ви­тель­ства, кото­рые в Интер­не­те-то не сра­зу мож­но най­ти для чте­ния, что уж гово­рить о про­чте­нии их обыч­ны­ми горо­жа­на­ми – они про­сто слиш­ком длин­ные и непо­нят­ные. 

Одна­ко же тема реа­ген­тов каж­дую зиму вол­ну­ет всех моск­ви­чей, ведь ими усе­я­ны все поверх­но­сти. Мно­гие не дога­ды­ва­ют­ся, что доб­рая часть реа­ген­тов исполь­зу­ет­ся в нару­ше­ние дей­ству­ю­щих регла­мен­тов – чрез­мер­но или в запре­щен­ных местах, за что преду­смот­ре­ны штра­фы до 300 тысяч для под­ряд­чи­ка за каж­дый факт нару­ше­ния.

Мы визу­а­ли­зи­ро­ва­ли, сколь­ко и где мож­но исполь­зо­вать реа­ген­та в Москве, а так­же куда жало­вать­ся на нару­ше­ния с помо­щью несколь­ких пла­ка­тов и видео­ин­струк­ции.

Эти мате­ри­а­лы ока­за­лись полез­ны для моск­ви­чей, ведь до это­го подоб­ных понят­ных инструк­ций не было – это ста­ло понят­но нам по откли­кам поль­зо­ва­те­лей и уве­ли­че­нию коли­че­ства жалоб на нару­ше­ния со сто­ро­ны горо­жан.

Пример визуализации в виде видеосюжета. «МосЭко» провели эксперимент. Как выглядит допустимое городскими постановлениями количество реагента».

Ста­тья под­го­тов­ле­на ста­же­ром в рам­ках Шко­лы ста­же­ров Теп­ли­цы