Селфи: фотографии себя как феминистское движение

Фотография себя, сделанная на мобильный телефон, может быть не только актом онлайн-нарциссизма. В своей работе «Notes to self: the visual culture of selfies in the age of social media» профессор Калифорнийского университета Дерек Мюррей рассматривает селфи как возможное политическое и…

Фотография себя, сделанная на мобильный телефон, может быть не только актом онлайн-нарциссизма. В своей работе «Notes to self: the visual culture of selfies in the age of social media» профессор Калифорнийского университета Дерек Мюррей рассматривает селфи как возможное политическое и феминистское движение.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Селфи, автопортрет сделанный с помощью фотокамеры, трудно назвать новым феноменом люди фотографировали себя примерно с тех пор, как появилась возможность делать фотографии.

Но появление и распространение мобильных телефонов с камерами в 2000-х сделало селфи массовым явлением, мало чей Instagram и социальные сети сегодня не украшают автопортреты в разных ракурсах (ну, или хотя бы в том, который автор считает удачным).

Сначала волна популярности селфи вызывала у многих понятное раздражение (любители выкладывать свои фотографии в Интернет обвинялись если не в психопатии, то как минимум в излишнем нарциссизме), но постепенно все привыкли, а практика фотографирования себя стала просто еще одной составляющей нашей повседневной жизни.

Вместе с этим у исследователей появился интерес к тому, что же делает такое простое действие столь уникальным и какова для нас роль селфи. Одним из таких исследователей стал Дерек Конрад Мюррей, профессор Калифорнийского университета в Санта-Круз, опубликовавший недавно в журнале Consumption, Markets & Culture статью «Notes to self: the visual culture of selfies in the age of social media», в которой селфи рассматривается не только как акт онлайн-нарциссизма, но и как возможный акт политической оппозиции и эстетического сопротивления.

Мюррей считает, что в то время как одиночное селфи может и не быть явным политическим актом, массовые селфи напоминают революционное политическое движение «радикальную колонизацию визуальной реальности и возвращение контроля над женским телом».

По мнению исследователя, селфи, являясь формой самовыражения, дают людям в особенности молодым женщинам возможность для политического вовлечения, создания сообществ и, что самое главное, формирования образа, который может противостоять существующим культурным стереотипам.

Доказательства такой «позитивной силы» селфи можно найти, например, в недавней кампании #SmearForSmear, повышающей осведомленность о раке шейки матки, кампания призывала женщин публиковать фотографии со смазанной губной помадой, чтобы привлечь внимание к проблеме и побудить женщин пройти осмотр.

Фотографии с хэштегом #SmearForSmear, опубликованные в Instagram. Изображение: instagram.com
Фотографии с хэштегом #SmearForSmear, опубликованные в Instagram. Изображение: instagram.com

В другой кампании, получившей название #GirlYouDontNeedMakeup, американская стендап-комедиантка Эми Шумер вдохновляет женщин делать и выкладывать селфи без макияжа.

Первая фотография с хэштегом #GirlYouDontNeedMakeup, опубликованная Эми Шумер. Изображение: instagram.com
Первая фотография с хэштегом #GirlYouDontNeedMakeup, опубликованная Эми Шумер. Изображение: instagram.com

Инициатива получила достаточно широкое распространение, а среди комментариев к фотографии, которую опубликовала Эми, можно встретить слова благодарности от тех женщин, которым кампания помогла почувствовать себя красивыми и вдохновила на то, чтобы сфотографировать себя.

В обеих кампаниях можно видеть, как медиум становится сообщением. Политическое заявление или просто портрет селфи дает их авторам возможность представить себя миру так, как они себя видят, и так, как они хотят, чтобы их видели.

Может быть, как пишет Мюррей, благодаря селфи молодые женщины смогут создать новый образ себя и преодолеть стереотипы, которые так часто им навязывают.