Селфи: фотографии себя как феминистское движение

Селфи: фотографии себя как феминистское движение
pabloСелфи: фотографии себя как феминистское движение

Фото­гра­фия себя, сде­лан­ная на мобиль­ный теле­фон, может быть не толь­ко актом онлайн-нар­цис­сиз­ма. В сво­ей рабо­те «Notes to self: the visual culture of selfies in the age of social media» про­фес­сор Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та Дерек Мюр­рей рас­смат­ри­ва­ет сел­фи как воз­мож­ное поли­ти­че­ское и феми­нист­ское дви­же­ние.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Селфи, автопортрет сделанный с помощью фотокамеры, трудно назвать новым феноменом люди фотографировали себя примерно с тех пор, как появилась возможность делать фотографии.

Но появ­ле­ние и рас­про­стра­не­ние мобиль­ных теле­фо­нов с каме­ра­ми в 2000-х сде­ла­ло сел­фи мас­со­вым явле­ни­ем, мало чей Instagram и соци­аль­ные сети сего­дня не укра­ша­ют авто­порт­ре­ты в раз­ных ракур­сах (ну, или хотя бы в том, кото­рый автор счи­та­ет удач­ным).

Сна­ча­ла вол­на попу­ляр­но­сти сел­фи вызы­ва­ла у мно­гих понят­ное раз­дра­же­ние (люби­те­ли выкла­ды­вать свои фото­гра­фии в Интер­нет обви­ня­лись если не в пси­хо­па­тии, то как мини­мум в излиш­нем нар­цис­сиз­ме), но посте­пен­но все при­вык­ли, а прак­ти­ка фото­гра­фи­ро­ва­ния себя ста­ла про­сто еще одной состав­ля­ю­щей нашей повсе­днев­ной жиз­ни.

Вме­сте с этим у иссле­до­ва­те­лей появил­ся инте­рес к тому, что же дела­ет такое про­стое дей­ствие столь уни­каль­ным и како­ва для нас роль сел­фи. Одним из таких иссле­до­ва­те­лей стал Дерек Конрад Мюр­рей, про­фес­сор Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та в Сан­та-Круз, опуб­ли­ко­вав­ший недав­но в жур­на­ле Consumption, Markets & Culture ста­тью «Notes to self: the visual culture of selfies in the age of social media», в кото­рой сел­фи рас­смат­ри­ва­ет­ся не толь­ко как акт онлайн-нар­цис­сиз­ма, но и как воз­мож­ный акт поли­ти­че­ской оппо­зи­ции и эсте­ти­че­ско­го сопро­тив­ле­ния.

Мюррей считает, что в то время как одиночное селфи может и не быть явным политическим актом, массовые селфи напоминают революционное политическое движение «радикальную колонизацию визуальной реальности и возвращение контроля над женским телом».

По мне­нию иссле­до­ва­те­ля, сел­фи, явля­ясь фор­мой само­вы­ра­же­ния, дают людям в осо­бен­но­сти моло­дым жен­щи­нам воз­мож­ность для поли­ти­че­ско­го вовле­че­ния, созда­ния сооб­ществ и, что самое глав­ное, фор­ми­ро­ва­ния обра­за, кото­рый может про­ти­во­сто­ять суще­ству­ю­щим куль­тур­ным сте­рео­ти­пам.

Дока­за­тель­ства такой «пози­тив­ной силы» сел­фи мож­но най­ти, напри­мер, в недав­ней кам­па­нии #SmearForSmear, повы­ша­ю­щей осве­дом­лен­ность о раке шей­ки мат­ки, кам­па­ния при­зы­ва­ла жен­щин пуб­ли­ко­вать фото­гра­фии со сма­зан­ной губ­ной пома­дой, что­бы при­влечь вни­ма­ние к про­бле­ме и побу­дить жен­щин прой­ти осмотр.

Фотографии с хэштегом #SmearForSmear, опубликованные в Instagram. Изображение: instagram.com
Фото­гра­фии с хэш­те­гом #SmearForSmear, опуб­ли­ко­ван­ные в Instagram. Изоб­ра­же­ние: instagram.com

В другой кампании, получившей название #GirlYouDontNeedMakeup, американская стендап-комедиантка Эми Шумер вдохновляет женщин делать и выкладывать селфи без макияжа.

Первая фотография с хэштегом #GirlYouDontNeedMakeup, опубликованная Эми Шумер. Изображение: instagram.com
Пер­вая фото­гра­фия с хэш­те­гом #GirlYouDontNeedMakeup, опуб­ли­ко­ван­ная Эми Шумер. Изоб­ра­же­ние: instagram.com

Ини­ци­а­ти­ва полу­чи­ла доста­точ­но широ­кое рас­про­стра­не­ние, а сре­ди ком­мен­та­ри­ев к фото­гра­фии, кото­рую опуб­ли­ко­ва­ла Эми, мож­но встре­тить сло­ва бла­го­дар­но­сти от тех жен­щин, кото­рым кам­па­ния помог­ла почув­ство­вать себя кра­си­вы­ми и вдох­но­ви­ла на то, что­бы сфо­то­гра­фи­ро­вать себя.

В обеих кампаниях можно видеть, как медиум становится сообщением. Политическое заявление или просто портрет селфи дает их авторам возможность представить себя миру так, как они себя видят, и так, как они хотят, чтобы их видели.

Может быть, как пишет Мюр­рей, бла­го­да­ря сел­фи моло­дые жен­щи­ны смо­гут создать новый образ себя и пре­одо­леть сте­рео­ти­пы, кото­рые так часто им навя­зы­ва­ют.