Грузовые дроны: возможности для развивающихся стран

Дроны могут не только доставить нам мороженое на газон перед домом или использоваться в военных целях – беспилотные летательные аппараты способны создать новые возможности для жителей развивающихся стран. Об этом размышляют организаторы инициативы по развитию и использованию грузовых дронов, Дж.…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Дроны могут не только доставить нам мороженое на газон перед домом или использоваться в военных целях – беспилотные летательные аппараты способны создать новые возможности для жителей развивающихся стран. Об этом размышляют организаторы инициативы по развитию и использованию грузовых дронов, Дж. М. Ледгард и Скотт Макмиллан.

Дроны, беспилотные летательные аппараты, за последние несколько лет стали одной из самых активно развивающихся технологий, которая во всем мире вызывает реакции неоднозначные – как восхищение и энтузиазм, так и небезосновательные опасения.

И та, и другая позиция объяснимы – скептицизм, вероятно, даже в большей степени. Так, в апреле этого года США объявили о запуске программы LOCUST (Low-Cost UAV Swarming Technology), в рамках которой дроны должны обеспечить морякам и морским пехотинцам тактическое преимущество над противником.

Не удивительно, что это и другое возможное использование дронов в военных целях если и не настраивает против идеи развития и распространения летающих роботов, то заставляет относиться к новой технологии с большой осторожностью.

Но, как справедливо замечают Ледгард и Макмиллан, индустриальное использование неба никуда от нас не денется. Мы не только много летаем сами, но и совершаем грузовые перевозки по воздуху.

Это причина, по которой грузовые дроны станут в ближайшем будущем активно развивающейся индустрией за счет отсутствия веса людей и всех систем жизнеобеспечения, машины будут летать дешевле, быстрее и безопаснее.

При этом если в развитых странах интерес к грузовым дронам заключается в основном в решении проблемы «последней мили» (например, доставить мороженое прямо на газон перед домом), то в развивающихся странах применение дронов дает гораздо больше возможностей для решения более важных проблем.

Сотни миллионов людей во всем мире имеют ограниченный доступ к больницам и службам экстренной помощи. Изменения этой ситуации в ближайшем будущем не предвидится – для того, чтобы построить дороги, нужны деньги, которых нет.

Зато есть дроны, которые могут долетать до изолированных поселений и спасать жизни. Вопрос только в том, как лучше всего это сделать.

Для этого и была создана инициатива Red Line, объединившая гуманитариев, робототехников, архитекторов и многих других специалистов, которые занимаются развитием и использованием в чрезвычайных ситуациях грузовых дронов, а также создают первые в мире дронпорты – в Африке.

Подобная идея может показаться технологической утопией, а в лучшем случае – просто тратой ресурсов. В конце концов, у нас всех перед глазами есть опыт самых успешных организаций и того, насколько самые развитые технологии оказываются не способными изменить жизнь бедных людей, в ином случае этих проблем в нашем мире уже не существовало бы.

Откуда тогда оптимизм относительно грузовых дронов?

Одна из причин заключается в том, что беспилотные летательные аппараты – это вовсе не новая «разрушительная» технология, которая все изменит. Скорее дроны могут стать логическим продолжением уже существующей распределительной сети в удаленных регионах Африки, Азии и Латинской Америки – там, где есть бедность и болезни, расстояния большие, а дороги не построены.

Кроме того, дроны особенно хорошо подходят для модели, в которой доставкой занимаются сами местные жители, и это то, что может обеспечить им дополнительную занятость и доход (например, медицинские работники некоммерческой организации BRAC работают на основе микрофранчайзинга и зарабатывают с маржи по продаже таких товаров, как антигельминтные и противомалярийные лекарства и контрацептивы).

Вряд ли грузовые дроны заменят транспорт (во всяком случае, не в ближайшее время), но они могут стать той технологией, благодаря которой станет возможно доставлять жизненно необходимые продукты и сервисы туда, где они нужны.

Подобное произошло с мобильными телефонами в Африке – они стали так распространены потому, что эта технология была намного дешевле инвестирования в создание телекоммуникационной инфраструктуры. То же самое можно сказать и про дороги в Африке. И если это удалось мобильным телефонам, то, может быть, и дроны смогут стать редким примером гаджетов, которые работают для тех, кто в них нуждается.