Грузовые дроны: возможности для развивающихся стран

blog_drones

Дро­ны могут не толь­ко доста­вить нам моро­же­ное на газон перед домом или исполь­зо­вать­ся в воен­ных целях – бес­пи­лот­ные лета­тель­ные аппа­ра­ты спо­соб­ны создать новые воз­мож­но­сти для жите­лей раз­ви­ва­ю­щих­ся стран. Об этом раз­мыш­ля­ют орга­ни­за­то­ры ини­ци­а­ти­вы по раз­ви­тию и исполь­зо­ва­нию гру­зо­вых дро­нов, Дж. М. Лед­гард и Скотт Мак­мил­лан.

Дроны, беспилотные летательные аппараты, за последние несколько лет стали одной из самых активно развивающихся технологий, которая во всем мире вызывает реакции неоднозначные – как восхищение и энтузиазм, так и небезосновательные опасения.

И та, и дру­гая пози­ция объ­яс­ни­мы – скеп­ти­цизм, веро­ят­но, даже в боль­шей сте­пе­ни. Так, в апре­ле это­го года США объ­яви­ли о запус­ке про­грам­мы LOCUST (Low-Cost UAV Swarming Technology), в рам­ках кото­рой дро­ны долж­ны обес­пе­чить моря­кам и мор­ским пехо­тин­цам так­ти­че­ское пре­иму­ще­ство над про­тив­ни­ком.

Не уди­ви­тель­но, что это и дру­гое воз­мож­ное исполь­зо­ва­ние дро­нов в воен­ных целях если и не настра­и­ва­ет про­тив идеи раз­ви­тия и рас­про­стра­не­ния лета­ю­щих робо­тов, то застав­ля­ет отно­сить­ся к новой тех­но­ло­гии с боль­шой осто­рож­но­стью.

Но, как спра­вед­ли­во заме­ча­ют Лед­гард и Мак­мил­лан, инду­стри­аль­ное исполь­зо­ва­ние неба нику­да от нас не денет­ся. Мы не толь­ко мно­го лета­ем сами, но и совер­ша­ем гру­зо­вые пере­воз­ки по воз­ду­ху.

Это причина, по которой грузовые дроны станут в ближайшем будущем активно развивающейся индустрией за счет отсутствия веса людей и всех систем жизнеобеспечения, машины будут летать дешевле, быстрее и безопаснее.

При этом если в раз­ви­тых стра­нах инте­рес к гру­зо­вым дро­нам заклю­ча­ет­ся в основ­ном в реше­нии про­бле­мы «послед­ней мили» (напри­мер, доста­вить моро­же­ное пря­мо на газон перед домом), то в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах при­ме­не­ние дро­нов дает гораз­до боль­ше воз­мож­но­стей для реше­ния более важ­ных про­блем.

Сот­ни мил­ли­о­нов людей во всем мире име­ют огра­ни­чен­ный доступ к боль­ни­цам и служ­бам экс­трен­ной помо­щи. Изме­не­ния этой ситу­а­ции в бли­жай­шем буду­щем не пред­ви­дит­ся – для того, что­бы постро­ить доро­ги, нуж­ны день­ги, кото­рых нет.

Зато есть дроны, которые могут долетать до изолированных поселений и спасать жизни. Вопрос только в том, как лучше всего это сделать.

Для это­го и была созда­на ини­ци­а­ти­ва Red Line, объ­еди­нив­шая гума­ни­та­ри­ев, робо­то­тех­ни­ков, архи­тек­то­ров и мно­гих дру­гих спе­ци­а­ли­стов, кото­рые зани­ма­ют­ся раз­ви­ти­ем и исполь­зо­ва­ни­ем в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях гру­зо­вых дро­нов, а так­же созда­ют пер­вые в мире дрон­пор­ты – в Афри­ке.

Подоб­ная идея может пока­зать­ся тех­но­ло­ги­че­ской уто­пи­ей, а в луч­шем слу­чае – про­сто тра­той ресур­сов. В кон­це кон­цов, у нас всех перед гла­за­ми есть опыт самых успеш­ных орга­ни­за­ций и того, насколь­ко самые раз­ви­тые тех­но­ло­гии ока­зы­ва­ют­ся не спо­соб­ны­ми изме­нить жизнь бед­ных людей, в ином слу­чае этих про­блем в нашем мире уже не суще­ство­ва­ло бы.

Откуда тогда оптимизм относительно грузовых дронов?

Одна из при­чин заклю­ча­ет­ся в том, что бес­пи­лот­ные лета­тель­ные аппа­ра­ты – это вовсе не новая «раз­ру­ши­тель­ная» тех­но­ло­гия, кото­рая все изме­нит. Ско­рее дро­ны могут стать логи­че­ским про­дол­же­ни­ем уже суще­ству­ю­щей рас­пре­де­ли­тель­ной сети в уда­лен­ных реги­о­нах Афри­ки, Азии и Латин­ской Аме­ри­ки – там, где есть бед­ность и болез­ни, рас­сто­я­ния боль­шие, а доро­ги не постро­е­ны.

Кро­ме того, дро­ны осо­бен­но хоро­шо под­хо­дят для моде­ли, в кото­рой достав­кой зани­ма­ют­ся сами мест­ные жите­ли, и это то, что может обес­пе­чить им допол­ни­тель­ную заня­тость и доход (напри­мер, меди­цин­ские работ­ни­ки неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции BRAC рабо­та­ют на осно­ве мик­рофран­чай­зин­га и зара­ба­ты­ва­ют с мар­жи по про­да­же таких това­ров, как анти­гель­минт­ные и про­ти­во­ма­ля­рий­ные лекар­ства и кон­тра­цеп­ти­вы).

Вряд ли грузовые дроны заменят транспорт (во всяком случае, не в ближайшее время), но они могут стать той технологией, благодаря которой станет возможно доставлять жизненно необходимые продукты и сервисы туда, где они нужны.

Подоб­ное про­изо­шло с мобиль­ны­ми теле­фо­на­ми в Афри­ке – они ста­ли так рас­про­стра­не­ны пото­му, что эта тех­но­ло­гия была намно­го дешев­ле инве­сти­ро­ва­ния в созда­ние теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры. То же самое мож­но ска­зать и про доро­ги в Афри­ке. И если это уда­лось мобиль­ным теле­фо­нам, то, может быть, и дро­ны смо­гут стать ред­ким при­ме­ром гад­же­тов, кото­рые рабо­та­ют для тех, кто в них нуж­да­ет­ся.