Исследование Яндекса: развитие Интернета в регионах России

Исследование Яндекса: развитие Интернета в регионах России
Исследование Яндекса: развитие Интернета в регионах России

Как изме­ни­лось раз­ви­тие Интер­не­та в реги­о­нах Рос­сии в 2014 году, и какие воз­мож­но­сти и пер­спек­ти­вы откры­ва­ют­ся для НКО и обще­ствен­ных ини­ци­а­тив – в нашем ана­ли­зе иссле­до­ва­ния Яндек­са.

Поделитесь этой статей с коллегами и друзьями

В этом иссле­до­ва­нии срав­ни­ва­лось раз­ви­тие Интер­не­та в раз­ных реги­о­нах Рос­сии за 2014 год. Для это­го исполь­зо­ва­лись дан­ные сер­ви­сов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости и Спра­воч­ник Яндекс.Карт, а так­же све­де­ния, предо­став­лен­ные Фон­дом «Обще­ствен­ное мне­ние» (ФОМ), иссле­до­ва­тель­ской груп­пой TNS и ком­па­ни­ей GfK.

Аудитория Интернета

Исследование Яндекса: развитие интернета в регионах России
Фраг­мент иссле­до­ва­ния Яндек­са о раз­ви­тии интер­не­та в реги­о­нах Рос­сии.

В 2014 году ауди­то­рия и про­ник­но­ве­ние Интер­не­та в Рос­сии про­дол­жи­ли рас­ти, при этом тем­пы роста сохра­ня­лись на уровне 2013 года. За год в стране появи­лось 6 мил­ли­о­нов новых поль­зо­ва­те­лей. Днев­ная ауди­то­рия вырос­ла до 6,7 мил­ли­о­на чело­век.

Про­ник­но­ве­ние Интер­не­та уве­ли­чи­лось во всех реги­о­нах и типах насе­лен­ных пунк­тов. Высо­кие тем­пы роста пока­за­ли села: каж­дый вто­рой житель сель­ской мест­но­сти выхо­дит в Интер­нет хотя бы раз в месяц. Сре­ди реги­о­нов лиди­ру­ет Даль­ний Восток, кото­рый годом ранее был сре­ди отста­ю­щих.

По-преж­не­му боль­ше поло­ви­ны поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та в Рос­сии – это люди в воз­расте до 35 лет. Доля поль­зо­ва­те­лей стар­шей воз­раст­ной груп­пы про­дол­жа­ет актив­но рас­ти.

Что это значит для НКО?

Если у вас как у неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции или обще­ствен­ной ини­ци­а­ти­вы все еще нет сай­та или стра­ниц в соци­аль­ных сетях – их необ­хо­ди­мо сде­лать в бли­жай­шее вре­мя.

Использование Интернета с мобильных устройств

В кон­це 2014 года 68% всех поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та в рос­сий­ских горо­дах хотя бы раз в месяц выхо­ди­ли в Сеть с помо­щью мобиль­ных устройств. Боль­ше все­го мобиль­ных поль­зо­ва­те­лей на Север­ном Кав­ка­зе и Даль­нем Восто­ке. Смарт­фо­ны на Android вытес­ня­ют уста­рев­шие устрой­ства на Java и Symbian.

Исследование Яндекса: развитие интернета в регионах России
Фраг­мент иссле­до­ва­ния Яндек­са о раз­ви­тии интер­не­та в реги­о­нах Рос­сии.

Когда люди исполь­зу­ют мобиль­ные устрой­ства для выхо­да в Интер­нет, они полу­ча­ют инфор­ма­цию не толь­ко с сай­тов, но и через при­ло­же­ния. Коли­че­ство при­ло­же­ний, кото­рые люди исполь­зу­ют на смарт­фо­нах и план­ше­тах в тече­ние дня, при­мер­но оди­на­ко­во во всех круп­ных горо­дах – в сред­нем пять или шесть. 

Что это значит для НКО?

При созда­нии новых сер­ви­сов необ­хо­ди­мо иметь в виду как при­ло­же­ния, так и адап­тив­ные вер­сии сай­тов, кото­рые будут пра­виль­но отоб­ра­жать­ся на устрой­ствах раз­но­го типа.

Исследование Яндекса: развитие интернета в регионах России
Фраг­мент иссле­до­ва­ния Яндек­са о раз­ви­тии интер­не­та в реги­о­нах Рос­сии.

Самый доро­гой доступ в Интер­нет по-преж­не­му на Даль­нем Восто­ке. Самые деше­вые высо­ко­ско­рост­ные тари­фы обхо­дят­ся в сред­нем в 600 руб­лей в месяц при ско­ро­сти все­го 4 Мбит/с. В дру­гих реги­о­нах ско­рость досту­па выше, а еже­ме­сяч­ный пла­теж мень­ше. Самый деше­вый и быст­рый Интер­нет в Москве и Санкт-Петер­бур­ге, где за 300 руб­лей або­нент­ской пла­ты мож­но рас­счи­ты­вать на ско­рость в 15–20 Мбит/с.

Исследование Яндекса: развитие интернета в регионах России
Фраг­мент иссле­до­ва­ния Яндек­са о раз­ви­тии интер­не­та в реги­о­нах Рос­сии.

Что это значит для НКО?

При ком­му­ни­ка­ции с вашей целе­вой ауди­то­ри­ей необ­хо­ди­мо иметь в виду, каким обра­зом люди полу­ча­ют доступ в Интер­нет. В тех реги­о­нах, где сто­и­мость досту­па выше, реко­мен­ду­ет­ся иметь как дру­гие кана­лы свя­зи, так и воз­мож­ность сни­же­ния тра­фи­ка для поль­зо­ва­те­лей бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию, напри­мер, более чисто­го и лег­ко­го дизай­на сай­та и лако­нич­ных email-рас­сы­лок.

4. Другие показатели развития Интернета

По состо­я­нию на фев­раль 2015 года 59% орга­ни­за­ций, заре­ги­стри­ро­ван­ных в спра­воч­ни­ке Яндекс.Карт, ука­за­ли, что у них есть свой сайт. Год назад таких орга­ни­за­ций было 55%. 

Исследование Яндекса: развитие интернета в регионах России
Фраг­мент иссле­до­ва­ния Яндек­са о раз­ви­тии интер­не­та в реги­о­нах Рос­сии.

В Рос­сии более 4,5 тыся­чи актив­ных интер­нет-СМИ. Все вме­сте эти СМИ пуб­ли­ку­ют почти 100 тысяч новост­ных сооб­ще­ний в день. Коли­че­ство пуб­ли­ка­ций в пере­сче­те на 1 мил­ли­он поль­зо­ва­те­лей вырос­ло во всех реги­о­нах, осо­бен­но в Москве, Цен­траль­ном и Севе­ро-Запад­ном феде­раль­ных окру­гах.

Что это значит для НКО?

Инфор­ма­ция о коли­че­стве интер­нет-СМИ в раз­ных реги­о­нах может помочь пра­виль­но под­го­то­вить соци­аль­ную кам­па­нию, а так­же выбрать кана­лы ком­му­ни­ка­ции и те СМИ, кото­рые помо­гут при­влечь боль­ше людей к вашей дея­тель­но­сти.

5. Основные цифры и факты исследования

  • По дан­ным ФОМ, осе­нью 2014 года 72,3 мил­ли­о­на рос­си­ян (62% совер­шен­но­лет­не­го насе­ле­ния стра­ны) поль­зо­ва­лись интер­не­том хотя бы раз в месяц, а почти 60 мил­ли­о­нов чело­век выхо­ди­ли в сеть еже­днев­но.
  • По дан­ным ФОМ, в 2014 году ауди­то­рия и про­ник­но­ве­ние интер­не­та в Рос­сии про­дол­жи­ли рас­ти, при­чём тем­пы роста сохра­ня­лись на уровне 2013 года. За год в стране появи­лось почти 6 мил­ли­о­нов новых поль­зо­ва­те­лей. Ещё силь­нее вырос­ла днев­ная ауди­то­рия — на 6,7 мил­ли­о­на чело­век.
  • По дан­ным Internet World Stats, уро­вень про­ник­но­ве­ния интер­не­та в Рос­сии самый высо­кий в СНГ и БРИКС, но ниже, чем в дру­гих стра­нах «Боль­шой вось­мёр­ки» и стра­нах Бал­тии.
  • По дан­ным ФОМ, про­ник­но­ве­ние интер­не­та уве­ли­чи­лось во всех реги­о­нах и типах насе­лён­ных пунк­тов. Самые высо­кие тем­пы роста пока­за­ли Даль­ний Восток, Санкт-Петер­бург и сель­ская мест­ность.
  • По дан­ным ФОМ, самое высо­кое про­ник­но­ве­ние интер­не­та в Рос­сии — в Москве и Санкт-Петер­бур­ге, по 77%. Самое низ­кое — в При­волж­ском феде­раль­ном окру­ге, 57%.
  • По дан­ным TNS Web Index, в кон­це 2014 года 68% от всех поль­зо­ва­те­лей интер­не­та в рос­сий­ских горо­дах хотя бы раз в месяц выхо­ди­ли в сеть с помо­щью мобиль­ных устройств. Для срав­не­ния, годом ранее эта доля состав­ля­ла 56%.
  • По дан­ным TNS Web Index, по-преж­не­му боль­ше поло­ви­ны поль­зо­ва­те­лей интер­не­та в Рос­сии — это люди в воз­расте до 35 лет. Тем не менее доля поль­зо­ва­те­лей стар­шей воз­раст­ной груп­пы рас­тёт год от года.
  • Детей и моло­дё­жи боль­ше все­го сре­ди поль­зо­ва­те­лей интер­не­та в неболь­ших горо­дах, а людей стар­ше­го воз­рас­та — сре­ди жите­лей мега­по­ли­сов, осо­бен­но Моск­вы и Санкт-Петер­бур­га.
  • По дан­ным TNS Web Index, про­ник­но­ве­ние мобиль­но­го интер­не­та вырос­ло во всех реги­о­нах стра­ны. Силь­нее все­го — на Север­ном Кав­ка­зе, сла­бее все­го — на Ура­ле. В этих же феде­раль­ных окру­гах наблю­да­ет­ся самое высо­кое и самое низ­кое про­ник­но­ве­ние мобиль­но­го интер­не­та соот­вет­ствен­но.
  • Мобиль­ные поль­зо­ва­те­ли ста­ли замет­ной частью ауди­то­рии сай­тов. По дан­ным Яндекс.Метрики, за 2014 год доля визи­тов со смарт­фо­нов и план­ше­тов в общем чис­ле посе­ще­ний сай­тов вырос­ла в пол­то­ра раза и достиг­ла 22%.
  • По дан­ным Яндекс.Метрики, и на смарт­фо­нах, и на план­ше­тах рас­тёт доля визи­тов с устройств на базе Android. План­ше­ты на этой опе­ра­ци­он­ной систе­ме всё ещё усту­па­ют iPad, а на смарт­фо­нах Android укреп­ля­ет лидер­ство (63% в доле визи­тов на сай­ты с мобиль­ных теле­фо­нов).
  • По дан­ным Яндек­са, самые доро­гие тари­фы на интер­нет по-преж­не­му на Даль­нем Восто­ке. Это отно­сит­ся как к широ­ко­по­лос­но­му, так и к мобиль­но­му досту­пу. По индек­су, учи­ты­ва­ю­ще­му дохо­ды насе­ле­ния, наи­ме­нее досту­пен фик­си­ро­ван­ный интер­нет жите­лям Север­но­го Кав­ка­за, а мобиль­ный — крым­ча­нам.
  • По дан­ным Спра­воч­ни­ка Яндекс.Карт, в Рос­сии вырос­ла доля орга­ни­за­ций, име­ю­щих сай­ты. Выше все­го доля таких орга­ни­за­ций в Санкт-Петер­бур­ге, Москве и Цен­траль­ном феде­раль­ном окру­ге.
  • По дан­ным Яндекс.Новостей, в Рос­сии более 4,5 тыся­чи актив­ных интер­нет-СМИ. За год их чис­ло вырос­ло во всех реги­о­нах стра­ны, кро­ме Кры­ма. Все вме­сте эти СМИ пуб­ли­ку­ют почти 100 тысяч новост­ных сооб­ще­ний в день.

В итоге

Интер­нет ста­но­вит­ся неотъ­ем­ле­мой частью жиз­ни все боль­ше­го чис­ла рос­си­ян. Рост чис­ла интер­нет-поль­зо­ва­те­лей, появ­ле­ние менее доро­гих смарт­фо­нов и план­ше­тов, сни­же­ние сто­и­мо­сти досту­па к Интер­не­ту откры­ва­ет перед НКО новые воз­мож­но­сти для ком­му­ни­ка­ции со сво­ей целе­вой ауди­то­ри­ей, а так­же может спо­соб­ство­вать ее уве­ли­че­нию.

Неиз­бе­жен рост реше­ний обще­ствен­но важ­ных и соци­аль­ных про­блем с помо­щью интер­нет-сер­ви­сов и граж­дан­ских при­ло­же­ний.

Перейти к исследованию Яндекса о развитии интернета в регионах России.