Ирина Костерина: в вопросе женщины в IT все заплутали в кольце биологизма

В русскоязычном Интернете возобновилась дискуссия вокруг статьи о гендерном вопросе в IT-индустрии. Внештатный автор «Секрета фирмы» Анна Савина описала, как обстоят дела с очевидным гендерным дисбалансом в области высоких технологий. Дискуссию продолжила предпринимательница Лара Симонова с набором рекомендаций, необходимых для…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

В русскоязычном Интернете возобновилась дискуссия вокруг статьи о гендерном вопросе в IT-индустрии. Внештатный автор «Секрета фирмы» Анна Савина описала, как обстоят дела с очевидным гендерным дисбалансом в области высоких технологий. Дискуссию продолжила предпринимательница Лара Симонова с набором рекомендаций, необходимых для вовлечения большего числа женщин в сферу информационных технологий. Теплица попросила прокомментировать вопрос Ирину Костерину, координатора проекта «Гендерная демократия» Фонда Генриха Белля.

Рассуждения о склонности мужчин к одним профессиям, видам деятельности, а женщин – к другим часто блуждают по замкнутому кругу.

Поскольку в России еще с советских времен был очень сильный дискурс биологических отличий (не только в вопросах гендера, но и расы, национальности и прочего), но самые дремучие и махровые стереотипы живут и по сей день.

Например, пресловутая разница в интеллекте – ее фактическое отсутствие доказано десятками авторитетных медицинских и биологических статей, но обыденное сознание все еще хочет держаться за утверждение, что женщины глупее мужчин, потому что у них объем мозга меньше.

Другие качества, по мнению обывателей, делающие женщин худшим работником в сфере точных наук, IT – это так называемая женская логика, эмоциональная нестабильность и недостаточные способности к анализу.

Но опять же исследования показывают, что ничего такого в женском организме, мозге и нервной деятельности нет.

Поэтому объяснение, почему женщин мало в тех или иных мужских сферах, должно лежать исключительно в области культуры, образования, воспитания и стереотипов, а не биологии.

И мальчиков, и девочек с детства ориентируют на разные виды деятельности, поощряя успех в тех, которые взрослым кажутся более соответствующими полу ребенка. Также поощряются и личностные качества: мальчиков дрессируют быть решительными, смелыми, рисковыми, девочек – послушными, пассивными, интуитивными и исполнительными.

Конечно, формировавшиеся два десятка лет эти качества будут влиять на профессиональную деятельность, и работодатели это тоже прекрасно понимают.

Что же касается гендерного состава работников компании и влияет ли он на рабочие процессы, – и да, и нет. С одной стороны, конечно, главное – профессионализм и индивидуальные качества каждого сотрудника.

С другой стороны – психологические исследования и исследования организационной культуры показывают, что групповая динамика в значительной степени зависит от гендерного баланса или дисбаланса компании.

Работа чисто в женских или мужских компаниях имеет множество недостатков и приводит к ухудшению производственных процессов. Но тут все во многом зависит от культуры, ведь в некоторых странах и культурах присутствие женщин и мужчин в одном публичном пространстве регулируется сложными ритуалами и правилами.