Как создать популярный онлайн-курс своими силами

Фрагмент лекции онлайн-курса «Как создать сайт и развивать его». и визуальное оформление курса
Фрагмент лекции онлайн-курса «Как создать сайт и развивать его».
Что­бы создать онлайн-курс сво­и­ми сила­ми или сила­ми сво­ей орга­ни­за­ции, вам пона­до­бит­ся осво­ить несколь­ко новых навы­ков. Олег Гант, редак­тор пор­та­ла Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий, делит­ся опы­том в созда­нии попу­ляр­ных онлайн-кур­сов.

Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий недав­но отме­ти­ла неболь­шой празд­ник. 2000 сту­ден­тов запи­са­лись и про­шли наш онлайн-курс «Как создать, раз­ви­вать и про­дви­гать свой сайт».

Созда­ние онлайн-кур­са потре­бу­ет от вас вре­ме­ни, твор­че­ско­го мыш­ле­ния и ауди­та зна­ний, кото­ры­ми вы обла­да­е­те. В этой ста­тье мы рас­ска­жем, как создать свой соб­ствен­ный онлайн-курс и какие зна­ния вам для это­го пона­до­бят­ся.

Бла­го­да­ря рас­про­стра­не­нию новых тех­но­ло­гий каж­дый может создать свой соб­ствен­ный онлайн-курс. Для это­го вам пона­до­бят­ся зна­ния, кото­рые вы хоти­те пере­дать дру­гим, навы­ки напи­са­ния тек­стов, уме­ние гово­рить, дер­жать себя на каме­ру и вре­мя. Мно­го вре­ме­ни.

Шаг 1. С чего начать?

Преж­де чем при­сту­пить к созда­нию онлайн-кур­са, необ­хо­ди­мо понять, что вы хоти­те пре­по­да­вать? О чем будет ваш курс? Про­ве­ди­те реви­зию сво­их зна­ний или опы­та вашей орга­ни­за­ции.

Как создать популярный онлайн-курс <span class=

Темой кур­сов может быть все что угод­но. Воз­мож­но, вы экс­перт в напи­са­нии тек­стов – поде­ли­тесь сво­им опы­том с начи­на­ю­щи­ми жур­на­ли­ста­ми и бло­ге­ра­ми. У вашей орга­ни­за­ции есть опыт при­вле­че­ния волон­те­ров к соци­аль­ным про­ек­там? Этот опыт будет вос­тре­бо­ван неком­мер­че­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми. Вашей ком­па­нии необ­хо­ди­мо создать учеб­ный курс по рабо­те с кли­ен­та­ми для сотруд­ни­ков? Собе­ри­те весь учеб­ный мате­ри­ал и сде­лай­те из него онлайн-курс.

Шаг 2. Выбираем платформу для размещения онлайн-курсов

После того, как вы опре­де­ли­лись с темой ваше­го кур­са, зай­ми­тесь под­бо­ром плат­фор­мы для раз­ме­ще­ния буду­ще­го кур­са в Сети.

Выбираем платформу для размещения онлайн-курсов
Фраг­мент кур­са Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на плат­фор­ме Udemy.

Есть несколько вариантов:

  • раз­ме­ще­ние кур­са на отдель­ной плат­фор­ме, кото­рую вы созда­ди­те или купи­те (и адап­ти­ру­е­те) под себя;
  • раз­ме­ще­ние кур­сов на откры­тых плат­фор­мах типа Udemy;
  • раз­ме­ще­ние кур­сов на сво­ем сай­те;
  • раз­ме­ще­ние кур­сов на YouTube.

Что­бы сде­лать пра­виль­ный выбор, вам надо опре­де­лить­ся, для кого вы созда­е­те онлайн-курс. Если для внут­рен­них нужд орга­ни­за­ции, тогда вам луч­ше раз­вер­нуть свою соб­ствен­ную пло­щад­ку, к кото­рой будут иметь доступ толь­ко сотруд­ни­ки вашей орга­ни­за­ции. Для этих целей подой­дут гото­вые плат­фор­мы (LMS) Canvas или Moodle.

Как создать популярный онлайн-курс <span class=

Вы може­те ска­чать паке­ты этих про­грамм и уста­но­вить их у себя на сер­ве­ре. Если вы созда­е­те курс с целью при­влечь широ­кий круг интер­нет-поль­зо­ва­те­лей, вам луч­ше исполь­зо­вать откры­тую пло­щад­ку Udemy. Эту плат­фор­му ино­гда еще назы­ва­ют YouTube для онлайн-кур­сов. По заяв­ле­ни­ям созда­те­лей Udemy, на ней заре­ги­стри­ро­ва­но более 4 мил­ли­о­нов поль­зо­ва­те­лей. Плат­фор­ма про­ста для рабо­ты. Удоб­на и понят­на как пре­по­да­ва­те­лям, так и сту­ден­там.

Она ими­ти­ру­ет реаль­ное учеб­ное про­стран­ство, где пре­по­да­ва­тель может раз­ме­щать свой учеб­ный кон­тент (видео, тек­сты, тесты, пре­зен­та­ции, опро­сы) и вести интер­ак­тив­ный раз­го­вор со сту­ден­та­ми.

Выбрать плат­фор­му луч­ше на началь­ном эта­пе, так как от это­го зави­сит, в каком фор­ма­те (тек­сты, видео, скрин­ка­сты и т.д.) вам потре­бу­ет­ся созда­вать свои лек­ции.

Шаг 3. Составляем учебное расписание

Если вы успеш­но про­де­ла­ли опи­сан­ные выше шаги, при­сту­пай­те к созда­нию учеб­но­го рас­пи­са­ния. По фор­ме и струк­ту­ре оно мало чем отли­ча­ет­ся от обыч­но­го рас­пи­са­ния заня­тий, к кото­ро­му мы при­вык­ли в шко­ле или уни­вер­си­те­те. Ваша тема может быть поде­ле­на на раз­де­лы (моду­ли) или все лек­ции могут идти одна за дру­гой.

Учебное расписание онлайн-курса "Битва за подписчика: продвижение в социальных сетях".
Учеб­ное рас­пи­са­ние онлайн-кур­са «Бит­ва за под­пис­чи­ка: про­дви­же­ние в соци­аль­ных сетях».

В рас­пи­са­ние все­гда реко­мен­ду­ет­ся вклю­чать тесты по ито­гам отдель­ных раз­де­лов или все­го кур­са. Это помо­жет вам опре­де­лить, насколь­ко мате­ри­ал поня­тен сту­ден­там, а сту­ден­там поз­во­лит про­ве­рить, хоро­шо ли они усво­и­ли зна­ния. Допол­ни­тель­ные мате­ри­а­лы, спис­ки для чте­ния, прак­ти­че­ские зада­ния, опро­сы – вы може­те вклю­чить в свой учеб­ный план все, что необ­хо­ди­мо, что­бы доне­сти до сту­ден­тов необ­хо­ди­мые зна­ния. Боль­шин­ство плат­форм дают воз­мож­ность для раз­ме­ще­ния тако­го типа кон­тен­та.

Шаг 4. Выбираем форматы и типы лекций

После того как учеб­ное рас­пи­са­ние состав­ле­но, и вам понят­но, сколь­ко лек­ций будет в вашем кур­се, необ­хо­ди­мо рас­пи­сать, в каком фор­ма­те вы буде­те их гото­вить.

Есть несколько общепринятых форматов для представления учебного контента:

  • скрин­ка­сты,
  • видео,
  • тесты,
  • тек­сты,
  • пре­зен­та­ции,
  • аудио.

Вы само­сто­я­тель­но выби­ра­е­те фор­мат в зави­си­мо­сти от содер­жа­ния ваших лек­ций. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми фор­ма­та­ми счи­та­ют­ся скрин­ка­сты и видео­лек­ции.

Скрин­ка­сты более про­сты в созда­нии, но менее интер­ак­тив­ны. Созда­ние видео­лек­ций с пре­по­да­ва­те­лем в экране – более дли­тель­ный и слож­ный с тех­ни­че­ской точ­ки зре­ния про­цесс. Но видео­лек­ции луч­ше вос­при­ни­ма­ют­ся сту­ден­та­ми, у них выше про­цент про­хож­де­ния. Осталь­ные фор­ма­ты исполь­зу­ют­ся как под­дер­жи­ва­ю­щие, когда вам необ­хо­ди­мо предо­ста­вить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию по теме лек­ций, раз­де­ла или все­го кур­са.

Шаг 5. Разрабатываем дизайн и визуальное оформление курса

Каж­дый курс дол­жен иметь свой дизайн. Все слай­ды, застав­ки, музы­ка или ани­ма­ция долж­ны быть одно­тип­ны­ми от лек­ции к лек­ции и пра­виль­но подо­бран­ны­ми.

дизайн и визуальное оформление курса
При­мер дизай­на онлайн-кур­са Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий по созда­нию сай­тов.

Каж­дую лек­цию при­ня­то «откры­вать» застав­кой с назва­ни­ем кур­са и темой лек­ции, воз­мож­но исполь­зо­ва­ние музы­каль­но­го фона в ходе объ­яс­не­ния мате­ри­а­ла. Ино­гда лек­ции закан­чи­ва­ют­ся «закры­ва­ю­щи­ми» слай­да­ми.

Вы може­те создать слай­ды само­сто­я­тель­но, исполь­зуя такие инстру­мен­ты, как Canva или Befunky. О том, где най­ти бес­плат­ную лицен­зи­он­ную музы­ку, мы писа­ли в ста­тье «5 сай­тов с бес­плат­ной лицен­зи­он­ной музы­кой».

Подготовительная работа закончена. Что дальше?

Ваше учеб­ное рас­пи­са­ние гото­во, фор­ма­ты лек­ций опре­де­ле­ны, дизайн оформ­ле­ния про­ду­ман и создан, плат­фор­ма выбра­на – вы гото­вы при­сту­пить к созда­нию онлайн-кур­са. Сади­тесь за стол и пиши­те.

Каж­дая лек­ция, кото­рую вы хоти­те пред­ста­вить в кур­се, долж­на быть вами напи­са­на на бума­ге. Каж­дый тест дол­жен быть состав­лен и допол­нен спис­ком пра­виль­ных и невер­ных вопро­сов, каж­дое домаш­нее зада­ние опи­са­но, допол­ни­тель­ные мате­ри­а­лы подо­бра­ны и раз­би­ты по темам и раз­де­лам.

Созда­ние тек­стов для онлайн-кур­са сопо­ста­ви­мо с напи­са­ни­ем кни­ги. Но даль­ше пред­сто­ит рабо­та, кото­рую мож­но срав­нить с созда­ни­ем филь­ма по напи­сан­ной вами кни­ге. Каж­дую лек­цию вам пред­сто­ит начи­тать (запи­сать), в слу­чае если вы выбра­ли фор­ма­том скрин­ка­сты. Если ваш курс будет состо­ять из видео­лек­ций, вам пред­сто­ит сни­мать или сни­мать­ся в видео.

Шаг 6. Производство

Когда все тек­сты гото­вы, вы може­те при­сту­пить к запи­си лек­ций. Если это будут скрин­ка­сты, вы начи­ты­ва­е­те и запи­сы­ва­е­те текст, а затем в спе­ци­аль­ных про­грам­мах «сво­ди­те» звук и «кар­тин­ку».

Как создать популярный онлайн-курс своими силами
Фраг­мент рабо­чей обла­сти и мон­таж­ный стол видео­лек­ции в про­грам­ме Camtasia.

В каче­стве визу­аль­но­го ряда в скрин­ка­стах могут быть исполь­зо­ва­ны слай­ды из пре­зен­та­ций, скрин­шо­ты, запись демон­стра­ции каких-то дей­ствий на экране. Если вы запи­сы­ва­е­те видео­лек­цию, вам пред­сто­ит создать импро­ви­зи­ро­ван­ную сту­дию, выста­вить свет для запи­си видео, выбрать пра­виль­ный фон, про­ве­сти мно­го­ра­зо­вые чте­ния тек­ста. И толь­ко после это­го при­сту­пить к запи­си лек­ций. Луч­ше всех сра­зу.

После это­го вы смо­же­те при­сту­пить к обра­бот­ке и мон­та­жу видео­ро­ли­ков. К ним так­же мож­но будет доба­вить слай­ды, фото­гра­фии, демон­стра­цию экра­на и дру­гие визу­аль­ные эле­мен­ты. Для созда­ния скрин­ка­стов я реко­мен­дую исполь­зо­вать про­грам­мы Camtasia или Screencast-O-Matic. Для рабо­ты с видео подой­дут про­грам­мы IMovie (Mac) или Adobe Premiere.

Как создать популярный онлайн-курс своими силами
Фраг­мент сай­та про­грам­мы для созда­ния скрин­ка­стов Camtasia.

При созда­нии любо­го кур­са есть один момент, кото­рый необ­хо­ди­мо учи­ты­вать, – каче­ство зву­ка. Ваши сту­ден­ты могут про­стить вам не очень хоро­шие слай­ды или несклад­ный голос, но пло­хое каче­ство запи­сан­но­го зву­ка све­дет все уси­лия на нет. Сту­ден­ты быст­ро раз­бе­гут­ся от вас.

Для запи­си каче­ствен­но­го зву­ка я реко­мен­дую мик­ро­фо­ны Rode и пет­лич­ные мик­ро­фо­ны. Для обра­бот­ки зву­ка – про­грам­мы GarageBand (MAC) или Audacity.

Шаг 7. Когда лекции готовы

Вы усерд­но рабо­та­ли и, нако­нец, все лек­ции, тесты, допол­ни­тель­ные мате­ри­а­лы гото­вы. Вам пред­сто­ит рабо­та по раз­ме­ще­нию кон­тен­та на выбран­ной вами плат­фор­ме. Этот про­цесс оди­на­ков для всех суще­ству­ю­щих плат­форм (LMS).

Он состоит из следующих шагов:

  • выбор и пуб­ли­ка­ция назва­ния кур­са;
  • пуб­ли­ка­ция учеб­но­го рас­пи­са­ния;
  • созда­ние и пуб­ли­ка­ция опи­са­ния кур­са;
  • загруз­ка учеб­но­го кон­тен­та (видео, тек­сты, аудио, и т.д.);
  • пуб­ли­ка­ция кур­са;
  • утвер­жде­ние кур­са (в зави­си­мо­сти от выбран­ной плат­фор­мы);
  • рекла­ма и про­дви­же­ние кур­са.

Чему вам при­дет­ся научить­ся, если вы хоти­те созда­вать онлайн-кур­сы само­сто­я­тель­но
Как види­те, созда­ние онлайн-кур­са – боль­шая рабо­та. Она тре­бу­ет вре­ме­ни, уси­лий и опре­де­лен­ных зна­ний.

Какие навыки и знания вам нужны для создания курса:

  • уме­ние писать тек­сты;
  • началь­ные дизай­нер­ские навы­ки для созда­ния оформ­ле­ния кур­са;
  • хоро­шая дик­ция;
  • уме­ние сни­мать видео;
  • уме­ние рабо­тать с аудио;
  • уме­ние созда­вать скрин­ка­сты;
  • уме­ние мон­ти­ро­вать видео, аудио, скрин­ка­сты;
  • тер­пе­ние.

Если у вас есть вопро­сы по созда­нию онлайн-кур­сов, Теп­ли­ца гото­ва бес­плат­но про­кон­суль­ти­ро­вать вас. Для это­го запи­ши­тесь на кон­суль­та­цию. Если вы хоти­те создать онлайн-курс, но у вас нет вре­ме­ни делать это само­сто­я­тель­но, вы може­те обра­тить­ся в Теп­ли­цу соци­аль­ных тех­но­ло­гий. Мы созда­ем кур­сы для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и ком­па­ний.