Последствия катастроф и возможность быть услышанными: что мы ошибочно предписываем коммуникационным технологиям?

Могут ли коммуникационные технологии помочь в устранении последствий катастроф? Дают ли они пострадавшему населению возможность быть услышанными? Спустя два года после тайфуна Хайян закончилось большое этнографическое исследование, согласно результатам которого наши представления о технологиях и их использовании оказались не совсем…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Могут ли коммуникационные технологии помочь в устранении последствий катастроф? Дают ли они пострадавшему населению возможность быть услышанными? Спустя два года после тайфуна Хайян закончилось большое этнографическое исследование, согласно результатам которого наши представления о технологиях и их использовании оказались не совсем верны.

Два года назад на Филиппинах прошел тайфун Хайян, один из самых сильных тропических циклонов в истории, оставивший после себя множество человеческих жертв и разрушений. В то же время катастрофа многими рассматривалась как возможность использовать новые технологии для помощи гуманитарным инициативам.

Предполагалось, что новые коммуникативные технологии могут помочь пострадавшим быть услышанными и, как следствие, демократизировать гуманизм и скорректировать асимметрию власти, на которой он базируется.

Но выводы 18-месячного этнографического исследования «Finding a Voice Through Humanitarian Technologies? Communication Technologies and Participation in Disaster Recovery» оказались несколько иными: такие технологии, как мобильные телефоны, могут способствовать тому, чтобы пострадавшее население было услышано, но только при условии существования сильного гражданского общества. Если же его нет, то возможность высказывать свое мнение оказывается ограниченной и повторяет структуру социального неравенства.

Социальное расслоение

Как показывает исследование, между более состоятельными и социально успешными людьми и участниками исследования с низким доходом существует явное разделение – в то время, как первые более склонны использовать технологии для того, чтобы участвовать в восстановлении после катастрофы, для вторых высказывать свое мнение и как-то участвовать в процессе является намного более сложной, иногда невозможной задачей.

Благодаря тому, что у них есть возможность использовать цифровые технологии и быть услышанными, более состоятельные люди имеют возможность привлечь внимание к своим проблемам и добиться их решения. Для тех же, кто нуждается в помощи больше всего, найти такие возможности трудно из-за отсутствия доступа к технологиям или недостатка навыков, чтобы ими пользоваться.

Кроме того, такие люди часто не предпринимают никаких попыток быть услышанными, поскольку заранее предполагают, что об их проблемах никто не будет слушать или это приведет к еще большим проблемам.

Таким образом, новые коммуникационные технологии, как и многие их предшественники, не столько помогают обществу, сколько усиливают существующее в нем социальное неравенство, становясь инструментом и так более привилегированных его групп.

Эхо-камера

Исследование выявило также еще одну интересную особенность в коммуникации пострадавших людей – она скорее напоминает эхо-камеру, чем диалог. Это значит, что люди более склонны делиться своими проблемами и своим опытом со своей же группой, чем с представителями гуманитарных организаций или правительством.

В то время как это дает им быть услышанными внутри своей группы, это никак не помогает скорректировать асимметрию власти или решить проблемы с прозрачностью распределения продовольствия.

Возвращение к нормальной жизни

Несмотря на то, что коммуникационные технологии не совсем соответствуют ожиданиям и не помогают пострадавшему населению быть услышанными, они по-прежнему являются неотъемлемой частью повседневной жизни этих людей.

Социальные медиа активно используются как для общения и развлечений, так и для траура и выражения соболезнований. При этом люди очень быстро вернулись и к таким основным функциям медиа, как знакомства и компьютерные игры.

По мнению исследователей, такое повседневное использование медиа в сложных ситуациях является механизмом, помогающим людям справляться с этими сложными ситуациями и возвращаться к той жизни, какую они вели до катастрофы.

Интересно и то, что интерактивные платформы, разработанные гуманитарными организациями для распространения информации и получения обратной связи, нашли среди населения совершенно другое применение. Так, например, гуманитарное радио, которое принимало SMS для получения обратной связи, в основном использовалось для запросов поставить определенную песню в качестве посвящения друзьям или членам семьи.

Использование социальных медиа очень важно для восстановления привычного образа жизни, но все же не помогает достичь главных целей – дать возможность людям быть услышанными и распределять ресурсы эффективнее, что может быть жизненно необходимо при чрезвычайных ситуациях.

Среди людей с небольшим доходом самый оптимистичный пример, попавший в исследование, включал в себя присутствие активного посредника, который был катализатором – благодаря ему люди решались высказывать свои сомнения через SMS или на собраниях.

Исследование подтвердило, что гражданское общество или участие конкретных людей является более значимым, чем сам факт наличия коммуникативных платформ, а структуры власти – это скорее вопрос человеческого взаимодействия, чем новых технологий.