«Основы продвижения краудфандингового проекта»: советы, рекомендации, ресурсы

При поддержке Mail.Ru Group состоялся митап «Основы продвижения краудфандингового проекта» с сотрудниками платформы Boomstarter, Дарьей Сакаевой и Грантом Джагаряном.

26 ноября при поддержке Mail.Ru Group состоялся митап «Основы продвижения краудфандингового проекта» с сотрудниками платформы Boomstarter, Дарьей Сакаевой и Грантом Джагаряном.

Поделитесь этим материалом с друзьями

Зачем запускать крауд-проект?

Краудфандинг коллективное спонсирование проекта, где автор получает средства на реализацию, а спонсоры (не)материальное вознаграждение за участие. С помощью краудфандинга автор проекта проверяет идею на жизнеспособность и снижает риск на производство продукта с низким спросом. Если проект уже существует, то запуск проекта становится информационным поводом, выходом на новую аудиторию или поиском долгосрочных партнеров и инвесторов.

Обзор краудфандинговых площадок

Выбор площадки зависит от вашей целевой аудитории и характера проекта. Если проект ориентирован на русскоязычную аудиторию, то выбирайте Boomstarter или «Планету».

Ключевые различия

  • Boomstarter работает по принципу «всё или ничего». Автор получает собранные средства только в случае успешного окончания проекта. Комиссия платформы 5%.
  • На «Планете» автор может забрать деньги, даже если сумма не собрана до конца. При этом увеличивается комиссия платформы.
  • На Boomstarter нельзя продлевать проект, но можно перезапускать. На Планете проекты можно продлевать до 60 дней.

Подробный сравнительный обзор площадок читайте в блоге «Crowdwillfund».
Площадки IndiegogoKickstarterTilt направлены на англоязычную аудиторию. Для запуска проекта на этих площадках нужно найти резидента в стране запуска, что стоит определенных затрат.

Грант Джагарян, менеджер по работе с авторами. Фото: Мария Борисёнок
Грант Джагарян, менеджер по работе с авторами. Фото: Мария Борисёнок

Оформление проекта

Крауд-проект состоит из видеообращения, текстовой части, сметы проекта и шкалы вознаграждений. Каждая из частей несет свою функцию и дополняет остальные.
По статистике Boomstarter, оптимальное время видеоролика
2-3 минуты. За это время вам нужно рассказать о себе, сути идеи и мотивировать зрителя на поддержку проекта.
Текстовая часть дополняет видео, особенно в том случае, если вы забыли о чем-то рассказать в видео.
Обратите внимание на грамотность текста, его деление на смысловые блоки и легкость восприятия.
В смете необходимо прописывать все расходы (комиссии и налоги), а также закладывать «подушку безопасности» на случай непредвиденных расходов.

Советы Дарьи: для запуска проекта вам минимально нужно знать основы копирайтинга, PR, работы с видео и собрать команду с такими навыками.

Дарья Сакаева. Фото: Мария Борисёнок
Дарья Сакаева. Фото: Мария Борисёнок

О вознаграждении и доставке подарков

Вознаграждение в проекте это награда, которую получает спонсор за участие в проекте. Это может быть цифровая версия продукта, брендированная продукция или нематериальные подарки (экскурсии, упоминание имени на сайте, благодарности в сетях). Для того чтобы составить релевантную шкалу «подарков», задайте себе вопрос, что вы хотели бы получить за эту сумму от проекта.

Стоимость доставки «подарков» лучше отнести на счет автора проекта, а расходы закладывать в смету (как точку доставки можно указывать офис Boomstarter).

Маркетинговая хитрость: на первой неделе после запуска сделайте вознаграждение для «ранних пташек», когда первые спонсоры получают необычные и приятные подарки.

О комиссиях и способах оплаты

Комиссия Boomstarter составляет 5%. Эта сумма идет на содержание платформы, аренду офиса и текущие расходы. Также 5% собирают агрегаторы платежных систем. Если автор проекта физическое лицо, то сама платформа оплачивает НДФЛ в размере 13%. Если проект запускается со стороны юридического лица, то автор уплачивает налог в размере 6% (по упрощенной системе).
Все комиссии и налоги оплачиваются только после успешного завершения проекта.

ТОП-5 советов по продвижению

  • За два месяца стоит проанализировать запуск схожих крауд-проектов: как продвигались, какие площадки использовали, с кем сотрудничали, какова была динамика интереса к проекту. Также со СМИ необходимо договариваться заранее, а не после запуска проекта.
  • Оптимальное время для ведения кампании 30-35 дней. На первом этапе собирают около 5-10% от заявленной суммы с помощью друзей и близкого окружения. На втором этапе начинается работа со СМИ и информационными площадками.
  • Привлечение медийных персон для поддержки проекта значительно облегчит сбор средств. Пример: проект по сбору средств на съемку документального фильма «Доктор Семёнова» был запущен при поддержке актера Александра Демидова и телеведущего Владимира Соловьева.
  • Если у вас есть своя площадка (блог, популярный аккаунт в соц. сетях), то сообщите аудитории о намерении запустить крауд-проект.
  • Каждый автор проекта может писать письма спонсорам и рассказывать новости продвижения. Вы можете подружиться с другими авторами проекта, попросить о кросспостинге, тем самым расширяя свою целевую аудиторию.
Если у вас есть вопросы по личным проектам, команда Boomstarter готова на них ответить. Фото: Мария Борисёнок. участники митапа
Если у вас есть вопросы по личным проектам, команда Boomstarter готова на них ответить. Фото: Мария Борисёнок. участники митапа

Как происходит ранжирование проектов на Boomstarter?

В месяц публикуется 300-500 проектов. На сайте платформы есть раздел «Новые», где свежие проекты размещаются в порядке живой очереди.
На главной странице в рубрике «Проект дня» появляется проект, который собрал 10% от заявленной суммы. Рубрика «Рекордсмен дня» знакомит посетителей с проектом, собравшим за предыдущие сутки больше всего средств.

О кураторах проектов

Кураторы это компании, которые готовы оказывать безвозмездную информационную поддержку проектам по близкой с ними тематике. Связь с кураторами налаживается обычно через менеджеров Boomstarter. Кураторы закрепляются за проектами, собравшими 10-15% от заявленной суммы.
«Теплица социальных технологий»
один из кураторов Boomstarter и оказывает информационную помощь социальным проектам с технологическим решением.

Истории крауд-проектов:

Анализ проекта «Доставка путешественниками»
Анализ проекта документального фильма «Для нас — ничего» 
Обзор 5 digital-проектов на Boomstarter 

Презентация Дарьи Сакаевой