Как превратить слактивистов в активистов?

Как превратить слактивистов в активистов?
Как превратить слактивистов в активистов?

Мож­но ли пре­вра­тить слак­ти­ви­стов из людей, кото­рые под­пи­сы­ва­ют пети­ции, ста­вят лай­ки и дела­ют репо­сты, в акти­ви­стов, кото­рые осу­ществ­ля­ют помощь не толь­ко в Интер­не­те?

Тер­мин «слак­ти­визм» – транс­ли­те­ра­ция англий­ско­го сло­ва «slacktivism», обра­зо­ван­но­го из слов «slacker» (без­дель­ник) и «activism» (акти­визм),  исполь­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния людей, чья помощь заклю­ча­ет­ся не в каких-либо реаль­ных дей­стви­ях на прак­ти­ке, а в лай­ках, репо­стах и дру­гой актив­но­сти в Интер­не­те, кото­рую мож­но осу­ществ­лять, не выхо­дя из дома.

Вокруг это­го тер­ми­на и сто­я­ще­го за ним явле­ния не сти­ха­ют дис­кус­сии одни счи­та­ют, что слак­ти­визм заме­ня­ет собой реаль­ные дей­ствия, а дру­гие уве­ре­ны в том, что гло­баль­ные изме­не­ния все-таки могут быть с хэш­те­гом и могут про­изой­ти с помо­щью Twitter или YouTube.

Веро­ят­но, здесь нет един­ствен­но вер­но­го мне­ния несмот­ря на то, что в неко­то­рых слу­ча­ях вме­сто лай­ка было бы намно­го эффек­тив­нее совер­шить какое-либо дей­ствие в реаль­ном мире, в дру­гих ситу­а­ци­ях про­стой репост спо­со­бен повы­сить осве­дом­лен­ность о про­бле­ме и поспо­соб­ство­вать в конеч­ном ито­ге ее реше­нию.

С этой точ­ки зре­ния слак­ти­визм, если его исполь­зо­вать пра­виль­но, может спо­соб­ство­вать созда­нию пози­тив­ных соци­аль­ных изме­не­ний. Напри­мер, одна из самых гром­ких кам­па­ний про­шло­го года  Ice Bucket Challenge во мно­гом осно­вы­ва­лась на слак­ти­виз­ме на лай­ках и репо­стах, кото­рые, в кон­це кон­цов, сде­ла­ли ее вирус­ной и помог­ли не толь­ко собрать $100 мил­ли­о­нов (что в 4 раза боль­ше собран­но­го годом ранее), но и рас­ска­зать мил­ли­о­нам людей о боко­вом амио­тро­фи­че­ском скле­ро­зе.

Поэто­му вопрос здесь заклю­ча­ет­ся не в том, явля­ет­ся ли слак­ти­визм чем-то хоро­шим или чем-то пло­хим, а в том, как орга­ни­за­ци­ям луч­ше все­го исполь­зо­вать этот ресурс и вовле­кать слак­ти­ви­стов в даль­ней­шую дея­тель­ность, что­бы их помощь не огра­ни­чи­ва­лась одним толь­ко лай­ком.

Небольшие действия и дальнейшее вовлечение

Соглас­но одно­му из иссле­до­ва­ний слак­ти­виз­ма, опуб­ли­ко­ван­но­му в Chicago Journals, то, каким обра­зом орга­ни­за­ции изна­чаль­но вовле­ка­ют слак­ти­ви­стов, опре­де­ля­ет, насколь­ко эффек­тив­ной будет их под­держ­ка в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве.

Как пока­за­ло иссле­до­ва­ние, в слу­ча­ях, когда орга­ни­за­ция про­сит о неболь­шой помо­щи, это может при­ве­сти в боль­ше­му вовле­че­нию в даль­ней­шем. Ана­ло­гич­ным обра­зом рабо­та­ет прось­ба о част­ной под­держ­ке она, в отли­чие от пуб­лич­ной под­держ­ки, так­же чаще при­во­дит к даль­ней­ше­му вовле­че­нию слак­ти­ви­ста.

И напро­тив, если пер­во­на­чаль­ный акт под­держ­ки очень заме­тен соци­аль­но (напри­мер, изме­не­ние ава­та­ра в соци­аль­ной сети в знак под­держ­ки), то чело­век, совер­шив­ший это дей­ствие, менее скло­нен делать что-то еще. Это мож­но объ­яс­нить тем, что, когда чело­век совер­ша­ет что-то соци­аль­но замет­ное, он ско­рее стре­мит­ся про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на дру­гих и создать опре­де­лен­ный образ себя, чем сде­лать какое-то важ­ное и хоро­шее дело.

Осно­вы­ва­ясь на этих резуль­та­тах иссле­до­ва­ния, авто­ры сай­та WhyDev под­го­то­ви­ли сове­ты, кото­рые могут помочь луч­ше вовле­кать слак­ти­ви­стов в соци­аль­но полез­ную дея­тель­ность.

  • Боль­ше вовле­кай­те людей в лич­ную помощь, а не в пуб­лич­ные дей­ствия. Неболь­шая лич­ная помощь все­гда име­ет шанс пре­вра­тить­ся в серьез­ную под­держ­ку и уча­стие в буду­щем. Напри­мер, мож­но попро­сить напи­сать лич­ное сооб­ще­ние с под­держ­кой кому-нибудь, кому помо­га­ет ваша орга­ни­за­ция.
  • Рас­ска­зы­вай­те о цен­но­стях вашей орга­ни­за­ции. На самом деле людям нра­вит­ся под­дер­жи­вать то, что име­ет зна­че­ние. Если цен­но­сти и цели вашей орга­ни­за­ции най­дут отклик у ваших сто­рон­ни­ков, вполне веро­ят­но, что они перей­дут от слак­ти­виз­ма к более кон­струк­тив­ной помо­щи.
  • Пола­гай­тесь на жела­ние людей быть после­до­ва­тель­ны­ми. Как извест­но, люди более склон­ны поста­вить перед сво­им домом некра­си­вый знак, при­зы­ва­ю­щий к осто­рож­но­му вожде­нию, если до это­го они согла­си­лись накле­ить неболь­шую наклей­ку на свое окно. Это про­ис­хо­дит из-за жела­ния и потреб­но­сти быть посто­ян­ны­ми в сво­их дей­стви­ях. Поэто­му если ваша пер­во­на­чаль­ная прось­ба о помо­щи соот­вет­ству­ет тому, что вы хоти­те попро­сить в даль­ней­шем, вы с боль­шей веро­ят­но­стью в этом пре­успе­е­те.
  • Убе­ди­тесь, что у вас есть при­зыв к дей­ствию. Если вы про­си­те о чем-то, убе­ди­тесь, что ваша прось­ба ясна, как и то, каким обра­зом ваши сто­рон­ни­ки могут помочь вам в этом.

Бла­го­да­ря этим про­стым сове­там вы смо­же­те помочь слак­ти­ви­стам пре­вра­тить­ся из людей, кото­рые ста­вят лай­ки, в тех, кто смо­жет под­дер­жать вас и дру­ги­ми, более реаль­ны­ми дей­стви­я­ми, когда в этом воз­ник­нет необ­хо­ди­мость.