Сетевое предпринимательство: следующий шаг в социальном предпринимательстве

spruce-image (12)

Если соци­аль­но­му сек­то­ру не хва­та­ет како­го-то эле­мен­та для созда­ния зна­чи­мых соци­аль­ных изме­не­ний, то каким может быть этот эле­мент? Stanford Social Innovation Review опуб­ли­ко­вал ста­тью о новом типе лидер­ства сете­вом пред­при­ни­ма­тель­стве, кото­рое направ­ле­но на фор­ми­ро­ва­ние парт­нер­ских отно­ше­ний меж­ду все­ми участ­ни­ка­ми сек­то­ра.

Поделитесь этой статьей с коллегами

Кол­ла­бо­ра­ция это явле­ние, кото­рое захва­ти­ло соци­аль­ный сек­тор, во мно­гом бла­го­да­ря соци­аль­ным медиа и новым тех­но­ло­ги­ям, вме­сте с кото­ры­ми появи­лись и новые воз­мож­но­сти для сов­мест­ной рабо­ты.

Но мно­гие счи­та­ют, что такие тех­но­ло­гии, хотя и могут высту­пать эффек­тив­ны­ми инстру­мен­та­ми для кол­лек­тив­ной рабо­ты, сами по себе не могут при­ве­сти к зна­чи­мым соци­аль­ным изме­не­ни­ям и реше­нию соци­аль­ных про­блем для это­го нам нуж­но еще что-то.

Таким недо­ста­ю­щим в соци­аль­ном сек­то­ре и, веро­ят­но, самым важ­ным фак­то­ром, сто­я­щим за все­ми удач­ны­ми кол­ла­бо­ра­ци­я­ми и пози­тив­ны­ми соци­аль­ны­ми изме­не­ни­я­ми, явля­ют­ся рав­ные, осно­ван­ные на дове­рии отно­ше­ния меж­ду все­ми участ­ни­ка­ми сек­то­ра.

Сетевые предприниматели

Сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли это новые лиде­ры, кото­рые могут обес­пе­чить созда­ние таких отно­ше­ний и, как след­ствие, того, что сов­мест­ные уси­лия по изме­не­нию мира будут более успеш­ны­ми и при­ве­дут к жела­е­мым резуль­та­там.

В чем отли­чие сете­вых пред­при­ни­ма­те­лей от дру­гих пред­при­ни­ма­те­лей?

Вме­сто при­ме­не­ния в управ­ле­нии под­хо­да «top-down», в кото­ром власть рас­пре­де­ля­ет­ся свер­ху вниз, сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли сле­ду­ют про­ти­во­по­лож­но­му под­хо­ду и фоку­си­ру­ют­ся на постро­е­нии рав­ных и дове­ри­тель­ных отно­ше­ний во всем соци­аль­ном сек­то­ре.

Такая сме­на пара­диг­мы не тре­бу­ет зна­чи­тель­ных уси­лий, но при этом спо­соб­на ради­каль­но поме­нять весь резуль­тат рабо­ты. Сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли сле­дят за тем, что­бы воз­мож­но­сти дру­гих воз­рас­та­ли, а не были сосре­до­то­че­ны в их соб­ствен­ных руках, что ведет к уве­ли­че­нию потен­ци­а­ла все­го сек­то­ра, фор­ми­ро­ва­нию новой куль­ту­ры сотруд­ни­че­ства и боль­шей эффек­тив­но­сти и устой­чи­во­сти сек­то­ра.

Сете­вых пред­при­ни­ма­те­лей мож­но рас­смат­ри­вать как эво­лю­цию соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей  они так­же амби­ци­оз­ны и неуто­ми­мы в реа­ли­за­ции сво­ей мис­сии, но там, где соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обыч­но стал­ки­ва­ют­ся со слож­но­стя­ми в раз­ви­тии и мас­шта­би­ро­ва­нии сво­ей орга­ни­за­ции, сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли выхо­дят за рам­ки сво­ей орга­ни­за­ции и пола­га­ют­ся на парт­не­ров во всем сек­то­ре для реше­ния про­блем.

Неуди­ви­тель­но, что в ситу­а­ции, когда у лиде­ров есть воз­мож­ность исполь­зо­вать все ресур­сы всех орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих в одном сек­то­ре, для реше­ния общих задач, потен­ци­ал созда­ния зна­чи­мых изме­не­ний воз­рас­та­ет мно­го­крат­но.

При этом сам тип тако­го «скром­но­го» лидер­ства дале­ко не новый. Еще Мар­тин Лютер Кинг гово­рил о таких лиде­рах тех людях, кото­рые нахо­дят баланс меж­ду силой и любо­вью, а Лао Цзы в VI веке до н.э. заме­тил: «При хоро­шем лиде­ре, кото­рый мало гово­рит, когда его рабо­та сде­ла­на и его цель достиг­ну­та, люди гово­рят: «Мы сде­ла­ли это сами».

Четыре принципа сетевого предпринимательства

Несмот­ря на всю раз­ни­цу, кото­рая неиз­беж­но воз­ни­ка­ет из-за раз­ли­чий в сфе­ре дея­тель­но­сти, раз­ме­ре орга­ни­за­ций, ресур­сах и фор­маль­ных ролях, любое сете­вое пред­при­ни­ма­тель­ство раз­де­ля­ет сле­ду­ю­щие прин­ци­пы.

  1. Дове­рие, а не кон­троль. Прин­цип постро­е­ния дове­ри­тель­ных, осно­ван­ных на вза­им­ном ува­же­нии отно­ше­ний меж­ду парт­не­ра­ми в Сети, без ожи­да­ния како­го-либо кон­тро­ля или даже при­зна­ния явля­ет­ся важ­ней­шим для обще­го успе­ха в сете­вом пред­при­ни­ма­тель­стве.
  2. Скром­ность, а не бренд. В отли­чие от соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, кото­рые часто высту­па­ют геро­и­че­ски­ми фигу­ра­ми, сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли, как пра­ви­ло, неза­мет­ны на ран­них ста­ди­ях они явля­ют­ся визи­о­не­ра­ми, но затем усту­па­ют свою власть в поль­зу кол­лек­тив­но­го лидер­ства.
  3. Узел, а не центр. Сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли осо­зна­ют, что они рабо­та­ют сов­мест­но со мно­гим дру­ги­ми в сво­ем сек­то­ре и созда­ют такую куль­ту­ру, в кото­рой никто ни какой-либо инди­вид, ни орга­ни­за­ция не стре­мит­ся быть самой яркой звез­дой; парт­не­ры в сво­ем сек­то­ре ско­рее обра­зу­ют созвез­дие ресур­сов и навы­ков, кото­рые помо­га­ют всем достичь постав­лен­ной цели.
  4. Мис­сия, а не орга­ни­за­ция. Сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли заин­те­ре­со­ва­ны, глав­ным обра­зом, в том, что­бы достичь луч­ше­го резуль­та­та, а не в про­дви­же­нии себя или сво­ей орга­ни­за­ции. Сете­вые пред­при­ни­ма­те­ли часто ста­вят инте­ре­сы дру­гих участ­ни­ков сек­то­ра выше сво­их, посколь­ку успех всех луч­ше все­го соот­вет­ству­ет дости­же­нию пози­тив­ных соци­аль­ных изме­не­ний и реа­ли­за­ции мис­сии орга­ни­за­ции.

Такие прин­ци­пы, когда их раз­де­ля­ют все, спо­соб­ны выве­сти вза­и­мо­дей­ствие в соци­аль­ном сек­то­ре на новый уро­вень и помочь орга­ни­за­ци­ям, рабо­та­ю­щим в этом сек­то­ре, созда­вать пози­тив­ные соци­аль­ные изме­не­ния.