Инструменты для создания анимации с открытым исходным кодом на примере проекта The Hello World Program

Инструменты для создания анимации с открытым исходным кодом на примере проекта The Hello World Program
the hello world program
Как само­сто­я­тель­но созда­вать ани­ма­цию и сов­ме­щать ана­ло­го­вые и циф­ро­вые медиа – рас­ска­зы­ва­ем об опы­те про­ек­та The Hello World Program, кото­рый помо­га­ет детям всех воз­рас­тов боль­ше узнать о ком­пью­те­рах и про­грам­ми­ро­ва­нии.

The Hello World Program – обра­зо­ва­тель­ный Youtube-канал, кото­рый в раз­вле­ка­тель­ной мане­ре помо­га­ет детям всех воз­рас­тов узнать боль­ше о ком­пью­те­рах, про­грам­ми­ро­ва­нии и веб-раз­ра­бот­ке. Новые видео вклю­ча­ют раз­ные фор­ма­ты – от рисо­ван­ной ани­ма­ции и стоп-моу­шен до Arduino-робо­тов.

Созда­вая The Hello World Program, авто­ры про­ек­та стре­ми­лись сде­лать осно­вы инфор­ма­ти­ки доступ­ны­ми для всех и сов­ме­стить ана­ло­го­вые и циф­ро­вые медиа для обу­че­ния моло­де­жи новым навы­кам. Про­то­ти­пы из бума­ги и про­грам­ми­ро­ва­ние могут казать­ся раз­ны­ми мира­ми, но, объ­еди­нив их, мож­но пока­зать основ­ные прин­ци­пы реше­ния про­блем.

Изна­чаль­но коман­дой про­ек­та было при­ня­то реше­ние исполь­зо­вать толь­ко FOSS (англ. Free and Open-Source Software) – сво­бод­ное и откры­тое про­грамм­ное обес­пе­че­ние.

Inkscape

Будь то созда­ние кук­лы или про­грам­ми­ро­ва­ние плат­фор­мы – все про­цес­сы тре­бу­ют тести­ро­ва­ния в про­цес­се раз­ра­бот­ки. Каж­дый про­ект в The Hello World Program начи­на­ет­ся с эски­за на бума­ге.

Так выгля­дят пер­вые попыт­ки про­ек­ти­ро­ва­ния Ара­ми­са – одной из звезд шоу Superusers: The Legendary GNU/Linux Show:

После дол­гих проб и оши­бок финаль­ный эскиз импор­ти­ру­ет­ся в Inkscape, где созда­ет­ся окон­ча­тель­ный вари­ант. Inskape – это бес­плат­ный редак­тор век­тор­ной гра­фи­ки с откры­тым исход­ным кодом, похо­жий на Adobe Illustrator.

Blender

Предоставлено dototot.com. CC BY-NC-SA 4.0.
BIOS – один из пер­со­на­жей эпи­зо­да What’s Inside My Computer? Изоб­ра­же­ние предо­став­ле­но dototot.com. CC BY-NC-SA 4.0.

Счи­та­ет­ся, что навык рисо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным для тех, кто дела­ет что-то само­сто­я­тель­но. Это не зна­чит, что нуж­но уметь рисо­вать как худож­ник, доста­точ­но про­сто рисо­вать, и с прак­ти­кой каче­ство эски­зов и рисун­ков повы­сит­ся.

Даже при 3D-моде­ли­ро­ва­нии все начи­на­ет­ся с эски­за. Вдох­нов­ля­ясь обра­зом Чешир­ско­го Кота, нари­со­ва­ли эскиз пер­со­на­жа BIOS, кото­рый потом был пре­об­ра­зо­ван в 3D-модель с помо­щью Blender – про­грам­мы с откры­тым исход­ным кодом для 3D-моде­ли­ро­ва­ния и созда­ния ани­ма­ции. Про­грам­ма име­ет соб­ствен­ный игро­вой дви­жок и так­же может исполь­зо­вать­ся в каче­стве видео­ре­дак­то­ра.

Krita и GIMP

Не все эски­зы в The Hello World Program начи­на­ют­ся с эски­за на бума­ге. Мно­гие из них созда­ют­ся в Krita, после чего баланс бело­го редак­ти­ру­ет­ся в GIMP – мощ­ным бес­плат­ным фото­ре­дак­то­ром с откры­тым исход­ным кодом, кото­рый во мно­гом не усту­па­ет Photoshop.

Arduino

Изображение предоставлено dototot.com. CC BY-NC-SA 4.0.
Изоб­ра­же­ние предо­став­ле­но dototot.com. CC BY-NC-SA 4.0.

Для выпус­ка эпи­зо­да Powers of 2 были созда­ны робо­ти­зи­ро­ван­ные кук­лы с помо­щью Arduino, сер­во­при­во­дов, све­то­ди­о­дов и кар­то­на. Arduino – это элек­трон­ный кон­струк­тор и удоб­ная плат­фор­ма быст­рой раз­ра­бот­ки элек­трон­ных устройств для нович­ков и про­фес­си­о­на­лов.

Части робо­тов были смо­де­ли­ро­ва­ны в Blender, затем выре­за­ны и собра­ны с боль­шим коли­че­ством клея и про­во­дов. Про­грам­ма управ­ля­ла све­то­ди­о­да­ми и сер­во­при­во­да­ми.

Стоп-моушен

Изображение предоставлено dototot.com. CC BY-NC-SA 4.0.
Изоб­ра­же­ние предо­став­ле­но dototot.com. CC BY-NC-SA 4.0.

Для эпи­зо­да Daisy’s Web Development Diary был создан стоп-моу­шен, так как созда­ние веб-стра­ни­цы с HTML-эле­мен­та­ми и регу­ли­ров­ка сти­лей CSS выгля­дит, как циф­ро­вой скра­п­бу­кинг. Поэто­му бумаж­ная ана­ло­гия под­хо­ди­ла сюда как нель­зя луч­ше.

Стоп-моу­шен ани­ма­ция созда­ет иллю­зию дви­же­ния с помо­щью созда­ния после­до­ва­тель­ных кад­ров. Про­цесс созда­ния прост, но тру­до­е­мок. Для это­го нуж­на каме­ра с руч­ны­ми настрой­ка­ми, шта­тив и свет, так как даже малей­шее изме­не­ние поло­же­ния объ­ек­та в кад­ре будет замет­но к конеч­ном видео.

Такие ловуш­ки созда­ния ани­ма­ции дела­ют тра­ди­ци­он­ный под­ход в созда­нии ани­ма­ции более пред­по­чти­тель­ным, когда гото­вые кад­ры-рисун­ки ска­ни­ру­ют­ся, и уже потом созда­ет­ся видео. Такой про­цесс тре­бу­ет еще боль­ше вре­ме­ни.

Про­грам­мы для 2D-ани­ма­ции помо­га­ют избе­жать созда­ния кад­ров. Напри­мер, Synfig – про­грам­ма, c помо­щью кото­рой The Hello World Program созда­ют свою ани­ма­цию.