Онлайн-образование: новые тренды онлайн-курсов

Laptop, Stanford University. Изображение: John Loo.
Laptop, Stanford University. Изображение: John Loo.
В 2015 году в онлайн-образовании наметилось два главных тренда: MOOC-провайдеры создают все больше платных сертификатов и онлайн-курсов, которые могут быть засчитаны в университетах. Об этих трендах и о том, что они значат для пользователей, рассказал портал Class Central.

Поделитесь этим руководством с коллегами

В июле 2012 года Coursera и Мичиганский университет подписали контракт, один из разделов которого, «Возможные стратегии монетизации компании», насчитывал восемь возможных способов, которыми Coursera может зарабатывать деньги.

В январе 2015 года сооснователь Coursera Дафна Коллер в своем интервью сказала, что платные подтвержденные сертификаты (тестирование с подтверждением личности) курсов и специализаций являются основным источником дохода платформы.

Другие главные MOOC-провайдеры в 2015 году нашли для себя похожие бизнес-модели. По мнению Class Central, это может означать смерть бесплатных сертификатов в ближайшем будущем, Коллер же полагает, что платные сертификаты позволят Coursera найти устойчивую бизнес-модель и продолжать предлагать бесплатное образование.

Сертификаты

Первой платформой, которая начала предлагать не отдельные курсы, а серии курсов, стала edX – в сентябре 2013 года она запустила программу XSeries. Программа предполагала получение сертификата после завершения последовательности курсов. В следующем году и Coursera, и Udacity запустили подобные программы, названные «Специализации» и «Наностепени» (Specializations и Nanodegrees).

Прохождение подобных программ платное, а полученные в результате сертификаты служат для того, чтобы показать определенный уровень компетенции студентов, закончивших программу. Ценность таких сертификатов на рынке пока еще под вопросом, но все больше студентов записывается на программы, которые дают сертификат в случае успешного окончания.

Из-за успеха подобных сертификатов Coursera и Udacity привлекли большое финансирование на их развитие и планируют увеличить их количество в 2016 году.

Единственная группа, на которой может плохо отразиться текущий тренд, – это люди, которые хотят проходить онлайн-курсы бесплатно и не получать сертификаты. «Большая тройка» уже начала сокращать количество бесплатных сертификатов, а Coursera объявила, что в следующем году слушатели некоторых курсов должны будут покупать сертификаты, чтобы получить доступ к заданиям курса.

Онлайн-степени

Еще одним направлением развития «Большой тройки» являются онлайн-курсы, которые могут быть засчитаны студентам наравне с «обычными» курсами в университете, а также степени, которые можно получить онлайн, – это то, что обещает радикально изменить всю систему образования.

В декабре платформа Udacity отпраздновала первый выпуск студентов онлайн-программы Online Master of Science in Computer Science, созданной совместно с Технологическим институтом Джорджии. Запущенная два года назад программа стоила $7 000 (средняя стоимость магистерской программы в Computer Science в Технологическом институте Джорджии – ~$60 000), на нее записалось больше 2 тысяч студентов, из которых закончили программу 20.

Также в 2015 году Coursera объединилась с Иллинойским университетом – вместе они запустили онлайн-программу iMBA со стоимостью обучения $20 000. Это самая высокая цена за онлайн-курс на данный момент, но при этом она все равно значительно ниже стоимости подобной резидентской программы.

Об успехе подобных программ говорить еще рано, но MOOC-провайдеры продолжают постепенно развиваться в этом направлении.

Что это означает для пользователей образовательных платформ? Для тех, кто привык проходить онлайн-курсы бесплатно и не имеет желания или возможности приобретать подтвержденный сертификат, это, безусловно, плохая новость. Но для тех, кто ориентирован на карьеру и получение сертификатов, которые могут быть засчитаны университетом или быть полезны на рынке труда, увеличение подобных сертификатов может быть скорее положительной тенденцией.

Таким образом, в 2015 году MOOC-провайдеры нашли для себя бизнес-модели, которые имеют потенциал приносить прибыль, а то, как будут развиваться эти новые стратегии, мы сможем увидеть уже в этом году.