Онлайн-образование: новые тренды онлайн-курсов

Laptop, Stanford University. Изображение: John Loo.
Laptop, Stanford University. Изображение: John Loo.
В 2015 году в онлайн-обра­зо­ва­нии наме­ти­лось два глав­ных трен­да: MOOC-про­вай­де­ры созда­ют все боль­ше плат­ных сер­ти­фи­ка­тов и онлайн-кур­сов, кото­рые могут быть засчи­та­ны в уни­вер­си­те­тах. Об этих трен­дах и о том, что они зна­чат для поль­зо­ва­те­лей, рас­ска­зал пор­тал Class Central.

Поделитесь этим руководством с коллегами

В июле 2012 года Coursera и Мичи­ган­ский уни­вер­си­тет под­пи­са­ли кон­тракт, один из раз­де­лов кото­ро­го, «Воз­мож­ные стра­те­гии моне­ти­за­ции ком­па­нии», насчи­ты­вал восемь воз­мож­ных спо­со­бов, кото­ры­ми Coursera может зара­ба­ты­вать день­ги.

В янва­ре 2015 года соос­но­ва­тель Coursera Даф­на Кол­лер в сво­ем интер­вью ска­за­ла, что плат­ные под­твер­жден­ные сер­ти­фи­ка­ты (тести­ро­ва­ние с под­твер­жде­ни­ем лич­но­сти) кур­сов и спе­ци­а­ли­за­ций явля­ют­ся основ­ным источ­ни­ком дохо­да плат­фор­мы.

Дру­гие глав­ные MOOC-про­вай­де­ры в 2015 году нашли для себя похо­жие биз­нес-моде­ли. По мне­нию Class Central, это может озна­чать смерть бес­плат­ных сер­ти­фи­ка­тов в бли­жай­шем буду­щем, Кол­лер же пола­га­ет, что плат­ные сер­ти­фи­ка­ты поз­во­лят Coursera най­ти устой­чи­вую биз­нес-модель и про­дол­жать пред­ла­гать бес­плат­ное обра­зо­ва­ние.

Сертификаты

Пер­вой плат­фор­мой, кото­рая нача­ла пред­ла­гать не отдель­ные кур­сы, а серии кур­сов, ста­ла edX – в сен­тяб­ре 2013 года она запу­сти­ла про­грам­му XSeries. Про­грам­ма пред­по­ла­га­ла полу­че­ние сер­ти­фи­ка­та после завер­ше­ния после­до­ва­тель­но­сти кур­сов. В сле­ду­ю­щем году и Coursera, и Udacity запу­сти­ли подоб­ные про­грам­мы, назван­ные «Спе­ци­а­ли­за­ции» и «Нано­сте­пе­ни» (Specializations и Nanodegrees).

Про­хож­де­ние подоб­ных про­грамм плат­ное, а полу­чен­ные в резуль­та­те сер­ти­фи­ка­ты слу­жат для того, что­бы пока­зать опре­де­лен­ный уро­вень ком­пе­тен­ции сту­ден­тов, закон­чив­ших про­грам­му. Цен­ность таких сер­ти­фи­ка­тов на рын­ке пока еще под вопро­сом, но все боль­ше сту­ден­тов запи­сы­ва­ет­ся на про­грам­мы, кото­рые дают сер­ти­фи­кат в слу­чае успеш­но­го окон­ча­ния.

Из-за успе­ха подоб­ных сер­ти­фи­ка­тов Coursera и Udacity при­влек­ли боль­шое финан­си­ро­ва­ние на их раз­ви­тие и пла­ни­ру­ют уве­ли­чить их коли­че­ство в 2016 году.

Един­ствен­ная груп­па, на кото­рой может пло­хо отра­зить­ся теку­щий тренд, – это люди, кото­рые хотят про­хо­дить онлайн-кур­сы бес­плат­но и не полу­чать сер­ти­фи­ка­ты. «Боль­шая трой­ка» уже нача­ла сокра­щать коли­че­ство бес­плат­ных сер­ти­фи­ка­тов, а Coursera объ­яви­ла, что в сле­ду­ю­щем году слу­ша­те­ли неко­то­рых кур­сов долж­ны будут поку­пать сер­ти­фи­ка­ты, что­бы полу­чить доступ к зада­ни­ям кур­са.

Онлайн-степени

Еще одним направ­ле­ни­ем раз­ви­тия «Боль­шой трой­ки» явля­ют­ся онлайн-кур­сы, кото­рые могут быть засчи­та­ны сту­ден­там наравне с «обыч­ны­ми» кур­са­ми в уни­вер­си­те­те, а так­же сте­пе­ни, кото­рые мож­но полу­чить онлайн, – это то, что обе­ща­ет ради­каль­но изме­нить всю систе­му обра­зо­ва­ния.

В декаб­ре плат­фор­ма Udacity отпразд­но­ва­ла пер­вый выпуск сту­ден­тов онлайн-про­грам­мы Online Master of Science in Computer Science, создан­ной сов­мест­но с Тех­но­ло­ги­че­ским инсти­ту­том Джор­джии. Запу­щен­ная два года назад про­грам­ма сто­и­ла $7 000 (сред­няя сто­и­мость маги­стер­ской про­грам­мы в Computer Science в Тех­но­ло­ги­че­ском инсти­ту­те Джор­джии – ~$60 000), на нее запи­са­лось боль­ше 2 тысяч сту­ден­тов, из кото­рых закон­чи­ли про­грам­му 20.

Так­же в 2015 году Coursera объ­еди­ни­лась с Илли­ной­ским уни­вер­си­те­том – вме­сте они запу­сти­ли онлайн-про­грам­му iMBA со сто­и­мо­стью обу­че­ния $20 000. Это самая высо­кая цена за онлайн-курс на дан­ный момент, но при этом она все рав­но зна­чи­тель­но ниже сто­и­мо­сти подоб­ной рези­дент­ской про­грам­мы.

Об успе­хе подоб­ных про­грамм гово­рить еще рано, но MOOC-про­вай­де­ры про­дол­жа­ют посте­пен­но раз­ви­вать­ся в этом направ­ле­нии.

Что это озна­ча­ет для поль­зо­ва­те­лей обра­зо­ва­тель­ных плат­форм? Для тех, кто при­вык про­хо­дить онлайн-кур­сы бес­плат­но и не име­ет жела­ния или воз­мож­но­сти при­об­ре­тать под­твер­жден­ный сер­ти­фи­кат, это, без­услов­но, пло­хая новость. Но для тех, кто ори­ен­ти­ро­ван на карье­ру и полу­че­ние сер­ти­фи­ка­тов, кото­рые могут быть засчи­та­ны уни­вер­си­те­том или быть полез­ны на рын­ке тру­да, уве­ли­че­ние подоб­ных сер­ти­фи­ка­тов может быть ско­рее поло­жи­тель­ной тен­ден­ци­ей.

Таким обра­зом, в 2015 году MOOC-про­вай­де­ры нашли для себя биз­нес-моде­ли, кото­рые име­ют потен­ци­ал при­но­сить при­быль, а то, как будут раз­ви­вать­ся эти новые стра­те­гии, мы смо­жем уви­деть уже в этом году.