Открытые данные и гражданские приложения: работа над первыми ошибками

Открытые данные и гражданские приложения: работа над первыми ошибками

Несмотря на весь потенциал, первые гражданские приложения оказались не настолько успешными, насколько от них ожидали. В статье «Open Data and Civic Apps: First-Generation Failures, Second-Generation Improvements» авторы рассматривают причины, по которым эти приложения не стали успешными, и новые стратегии, которые,…

Несмотря на весь потенциал, первые гражданские приложения оказались не настолько успешными, насколько от них ожидали. В статье «Open Data and Civic Apps: First-Generation Failures, Second-Generation Improvements» авторы рассматривают причины, по которым эти приложения не стали успешными, и новые стратегии, которые, учитывая прошлые ошибки, могут помочь в создании гражданских приложений.

Первым документом, который подписал Барак Обама, став президентом США в 2009 году, был меморандум о прозрачном и открытом правительстве — в нем президент просил правительственные организации сделать их данные открытыми и доступными для всех граждан. К маю 2010, спустя год, лишь немногие жители страны попытались как-то использовать те 272 000 наборов данных, которые им были предоставлены.

Для того, чтобы привлечь внимание к открытым данным и как-то стимулировать создание приложений и сервисов на основе этих данных, в частности использовать репозиторий data.gov, в Вашингтоне был организован конкурс «Apps for Democracy». В ходе конкурса с призовым фондом $50 000 было создано 47 приложений. Этот опыт оказался успешным и вскоре подобные конкурсы стали проводиться в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

Тем не менее к 2011 году практически весь энтузиазм в отношении открытых данных и их использования исчез — приложения, созданные на основе открытых данных, не нашли большой популярности среди пользователей (так, ни одно из подобных приложений не попало в 100 лучших приложений в магазинах приложений Apple и Android). В целом, гражданским приложениям не удалось создать ту социальную и экономическую ценность, которую от них ожидали.

В чем были ошибки?

Конкурсы для разработчиков

Видение и результаты

После успеха «Apps for Democracy» конкурсы, направленные на использование собственных данных, стали проводить и другие города. Но результаты первых инициатив в этой области не представляли достаточной социальной пользы, как для правительства, так и для жителей города.

Одной из причин было то, что, несмотря на попытки привлечь внимание ко всем данным, разработчики были склонны использовать лишь небольшую их часть. Какие-то наборы данных при этом использовались слишком часто (например, данные о транспорте и мобильности) — итогом становилось большое количество похожих приложений, решающих похожие проблемы.

Это, в свою очередь, было причиной того, что знание людей о проблемах правительства достаточно ограничено — разработчики руководствовались в первую очередь своим личным опытом и интересами, когда придумывали приложения, решающие проблемы, связанные с общественным транспортом, парковками или ресторанами в городе.

Но даже в рамках этих данных разработчикам не удавалось создать приложение, которое существенно помогало бы в решении городских проблем. Одним из немногих исключений того времени стало приложение DontEat.at. Созданное во время конкурса New York Big Apps, приложение объединяет данные департамента санитарии Нью-Йорка с месторасположением ресторнана и рейтингом пользователей. Если ресторан помечен департаментом за нарушение санитарных норм, приложение посылает пользователям предупреждение об этом.

Безусловная польза приложения заключается не только в том, что оно сообщает важную информацию жителям города, но и в том, что оно в значительной степени меняет роль и восприятие департамента санитарии — с появлением приложения даже незначительные нарушения санитарных норм становятся заметны для жителей, которые перестают посещать данное заведение, поэтому ресторны стали более тщательно следить за соблюдением норм.

Проблемы с финансированием

Еще одной проблемой первых конкурсов было финансирование — организаторы не достаточно хорошо понимали мотивацию участников для того, чтобы обеспечить их вовлечение в долгосрочной перспективе.

По мнению организаторов призовые деньги должны были быть достаточно сильной мотивацией для участия разработчиков в конкурсе, представляя им некоторую финансовую основу для создания и дальнейшей разработки приложения.

Но, на самом деле, большинство разработчиков никогда не считало призовые деньги (даже десятки тысяч долларов) достаточной суммой для разработки и поддержки приложения на каком-либо длительном промежутке времени.

Главная причина участия в конкурсах для разработчиков была иная: возможность быть замеченными и получить серьезное финансирование. Получить не $10 000 или $20 000, а найти инвестора, который даст четверть миллиона и сделает разработку полноценного продукта действительно возможной.

Еще одной причиной участия для разработчиков была возможность через конкурс привлечь внимание к своему проекту широкой аудитории — благодаря распространению информации организаторами конкурсов. Но и здесь ожидания разработчиков, как правило, не оправдывались — муниципалитет не особенно рекламировал новые приложения, а сами жители города редко заходят на городские сайты в поисках новых приложений.

Проблемы с правительством

Проблемы открытых данных, помимо всего прочего, были во многом связаны и с самим правительством. Ограниченные бюджеты, загруженные сотрудники и более срочные задачи, стоящими перед многими департаментами, не располагали к тому, чтобы публикация данных была приоритетным направлением деятельности.

В конце концов большинство городов ввело законодательство, обязывающее департаменты публиковать открытые данные, но работа в этом направлении по-прежнему была слишком медленной.

Второе поколение инициатив

Тем не менее вместе с растущей популярностью инициатив, связанных с открытыми данными, росло и понимание того, что можно улучшить и какие стратегия являются более эффективными.

Большее внимание к социальным проблемам

Если первые приложения на основе открытых данных не решали социальные проблемы потому, что разработчики плохо себе представляли, в чем эти проблемы заключаются, то второе поколение инициатив старается изменить эту ситуацию.

Так, организаторы конкурсов стремятся дать разработчикам больше информации о тех проблемах, с которыми сталкивается правительство, а также вовлекать сами департаменты в работу над проектами на основе открытых данных.

Лучшая организация

Инициативы второго поколения также отличаются лучшей организацией — от простой конкурсной модели первого поколения новые инициативы отличает большее вовлечение различных внутренних и внешних партнеров, что, в свою очередь, приводит к результатам, имеющим большее социальное значение.

Общие решения

Одной из проблем, которая решается во втором поколении инициатив, является ограниченность возможности использовать приложения. Большинство приложений созданы для определенного города, но при этом проблемы, которые они решают, достаточно типичны.

Для того, чтобы разработчикам не приходилось каждый раз начинать с нуля и тратить время и ресурсы на изобретение того, что уже было сделано, были созданы такие репозитории гражданских приложений, как The Civic Commons и Commons for Europe, направленные на обмен лучшими практиками и адаптацию уже существующих решений, вместо разработки новых.

Заключение

Первые инициативы в области открытых данных не были успешными, но они заложили необходимый фундамент для дальнейшего развития. Следующим необходимым шагом в развитии гражданских приложений может стать стандартизация данных и API, а также появление специальных каналов, благодаря которым можно будет легко находить нужные приложения этой тематики.

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.