SXSW 2016. 27 советов по организации краудсорсингового сообщества вашей мечты

SXSW 2016. 27 советов по организации краудсорсингового сообщества вашей мечты
SXSW 2016. 27 советов по организации краудсорсингового сообщества вашей мечты
Как создать краудсорсинговое сообщество вашей мечты? Как мотивировать волонтеров и решить множество задач? Сколько действительно стоит краудсорсинг, и каково будущее краудсорсинга в контексте расширения возможностей искусственного интеллекта? 12 марта 2016 года, эти вопросы обсуждались на конференции SXSW 2016.

Поделитесь этой статьей с коллегами

Своим опытом в организации краудфандинговых проектов поделились Мия Ридж (Mia Ridge – @mia_out), цифровой куратор Британской библиотеки, Бен Брамфилд, автор приложения FromThePage (краудсорсинговый перевод рукописного текста в цифровой – @benwbrum), Сиобхан Личман (Siobhan Leachman – @siobhanleachman), волонтер многих краудсорсинговых проектов и Меган Ферритер (Meghan Ferriter – @meghaninmotion), координатор краудсорсингового проекта в Смитсоновском институте.

Как позиционировать краудсорсинг?

Мия Ридж, курирующая в Британской библиотеке краудсорсинговое тегирование и описание цифровых произведений искусства, сформировала основные тезисы. По ее мнению надо:

  • описывать краудсорсинг как волонтерство (1) – процесс сознательного и ответственного посвящения;
  • представить краудсорсинг как вечеринку (2). Когда она заканчивается, вы не выгоняете людей из вашего дома, а мягко намекаете, что пора уходить. Во время краудсорсинга пытайтесь в полной мере воспринимать отношения с волонтерами, как настоящие, оффлайн-отношения.

Бен Брамфилд, приложение которого позволяет с помощью волонтеров переводить рукописный текст в машинописный, объясняет важность краудсорсинга – многие музеи и библиотеки сканировали манускрипты, но мало кто переводит это в текст. А без текста никто не найдет все эти важные фонды. Брамфилд отмечает, что волонтерам важно иметь возможность для обратной связи (3) с куратором волонтерской платформы.

Функции кураторов краудсорсинговой платформы

Меган Ферритер (Meghan Ferriter – @meghaninmotion), координатор краудсорсингового проекта в Смитсоновском институте, рассказала о своем опыте перевода в текст большого количества отсканированных манускриптов. При этом не только перевода, но еще и добавления мета-данных.

Многие волонтеры Ферритер благодарили ее за то, что могли принять участие в краудсорсинге. В связи с этим Ферритер считает, что всем организаторам краудсорсинга следует смотреть на процедуру не как на эксплуатацию бесплатного труда волонтеров, а как на возможность самореализации волонтеров (4).

Ферритер видит три основные функции (5) организатора краудсорсинговой платформы:

  1. поддерживать и помогать (to concierge);
  2. соединять (to connect);
  3. поощрять диалог (to converse).

Также Ферритер видит три дополнительные функции (6):

  1. to govern – управлять;
  2. to guide – вести, направлять;
  3. to guard – защищать. Что защищать? По мнению Ферритер, у краудсорсинговой платформы есть: авторитет (authority), уникальность (authenticity), ответственность (accountability), доступность (approachability).

Особенностью работы с большим количеством волонтеров является то, что разговор между волонтерами идет не только с помощью установленных каналов (например, форма обратной связи или форум), но и в различных социальных сетях (7), где куратору платформы также следует появляться и при необходимости отвечать на критику или разрешать споры.

С другой стороны, нужно вводить награды (8) и приглашать волонтеров на закрытые мероприятия, недоступные для простых людей.

Что важно для самих волонтеров-краудсорсеров?

Для полноты картины организаторы пригласили волонтера многих краудсорсинговых платформ Сиобхан Личман (Новая Зеландия – @siobhanleachman), рассказавшую о краудсорсинге со стороны пользователя.

Прежде всего, волонтеру важно, чтобы краудсорсинг был веселым (9) и во имя какого-то благого дела (10).

«Будьте щедрыми (11), – советует кураторам платформ Личман, –  будьте щедрыми с вашим содержанием (т.е. тем, что вы даете волонтерам), со временем (которое вы уделяете волонтерам), с доверием (по отношению к волонтерам). Чем лучше содержание, чем больше времени уделяется, чем больше доверия – тем выше мотивация волонтеров».

Важным вопросом для волонтеров является открытость содержания. То есть, если вдруг их труд становится объектом копирайта и принадлежит платформе – это сразу отпугивает волонтеров. Свободные лицензии (Public Domain или Creative Commons) значительно лучше мотивируют волонтеров.

Будьте социальными с волонтерами

  1. Предложите вашим волонтерам провести вечер краудсорсинга с друзьями (12) – это точно будет весело.
  2. На вашей платформе обязательно указывайте контактное лицо (13), к которому волонтеры всегда могут обратиться.
  3. Задавайте вопросы вашим волонтерам, обсуждайте с ними проекты, которыми они занимаются (14).
  4. Очень важно публиковать и распространять истории успеха ваших волонтеров (15).
  5. Поддерживайте связь с волонтерами (16), завершившими задания.

Личман указывает на необходимость создания простого интерфейса для краудсорсинга:

«Никто не читает инструкции. Мы читаем их только тогда, когда сталкиваемся с какой-то проблемой. В связи с этим проектируйте ваши платформы так, чтобы для любого сложного момента рядом была бы инструкция (17), как следует поступить в той или иной ситуации. Но не предполагайте, что люди будут заранее читать эти инструкции».

Личман советует давать сначала простые задания (18) и осваивать базовые навыки, и только потом давать волонтерам новые, более сложные, задания.

«Как только я освоила базовые навыки, я хочу еще! И я хочу иметь больше возможностей для самореализации с произведенным материалом (19). Например, загрузить результаты своей работы в Википедию».

Личман советует создавать группу энтузиастов-волонтеров (20) и объединять их в социальную сеть.

В какой-то момент хорошо организованная группа волонтеров может перерасти в платформу.

«Это зверь, которого нужно кормить».

Когда краудсорсинг работает, очень сложно держать все под контролем (21), это очень вовлеченный процесс.

Какова настоящая цена краудсорсинга?

При организации краудсорсинговой платформы следует очень хорошо понимать, что краудсорсинг – это не только платформа, программное обеспечение, но и коммьюнити-менеджмент. Внутренняя поддержка волонтеров очень важна (22). При этом есть множество возможностей поддержать волонтеров и масштабировать эффект их работы.

Каково будущее краудсорсинга?

Как отмечают эксперты, очень серьезными конкурентами краудсорсинга становятся машинные алгоритмы и программы со встроенным машинным обучением. Скорее всего, в ближайшем будущем произойдет разделение между механическими и людскими задачами (23).

Опасностью для краудсорсинга, считает Бен Брамфилд, может быть рост колличества мобильных устройств и недостаток устройств с хорошими клавиатурами (особенно для краудсорсинга при транскрипции изображений) (24).

Как продвигать и улучшать краудсорсинг?

Стоит ли создавать образовательные мини онлайн-курсы, объясняющие работу на платформе? Нет, считает Меган Ферритер. Вместо того чтобы объяснять волонтерам, как себя вести на платформе, лучше сделать объясняющий материал о том, что уже есть на платформе (25) и что им доступно. А само поведение и лучшие практики оставить неформальному общению в среде самих волонтеров.

В целом следует помнить, что краудсорсинг сам по себе – это обучение (26). Работая над задачей, можно научиться чему-то, о чем вы вообще никогда не могли даже подозревать.

Для того чтобы вовлечь как можно больше людей, не уверенных в том, хотят ли они помогать на вашей платформе, попробуйте использовать так называемую «ленивую регистрацию» (lazy regestration patterns) (27), то есть, когда люди начинают сначала решать какую-то задачу, а только потом система предлагает им зарегистрироваться.

В завершение панели докладчики опубликовали полный список контактов и материалов по краудсорсингу.

Если вам интересно попробовать себя в краудсорсинге – зайдите на тепличную платформу «IT-волонтер», волонтеры которой завершили уже более 200 задач по разработке.