SXSW 2016. 27 советов по организации краудсорсингового сообщества вашей мечты

SXSW 2016. 27 советов по организации краудсорсингового сообщества вашей мечты
SXSW 2016. 27 советов по организации краудсорсингового сообщества вашей мечты
Как создать кра­уд­сор­син­го­вое сооб­ще­ство вашей меч­ты? Как моти­ви­ро­вать волон­те­ров и решить мно­же­ство задач? Сколь­ко дей­стви­тель­но сто­ит кра­уд­сор­синг, и како­во буду­щее кра­уд­сор­син­га в кон­тек­сте рас­ши­ре­ния воз­мож­но­стей искус­ствен­но­го интел­лек­та? 12 мар­та 2016 года, эти вопро­сы обсуж­да­лись на кон­фе­рен­ции SXSW 2016.

Поделитесь этой статьей с коллегами

Сво­им опы­том в орга­ни­за­ции кра­уд­фандин­го­вых про­ек­тов поде­ли­лись Мия Ридж (Mia Ridge – @mia_out), циф­ро­вой кура­тор Бри­тан­ской биб­лио­те­ки, Бен Брам­фи­лд, автор при­ло­же­ния FromThePage (кра­уд­сор­син­го­вый пере­вод руко­пис­но­го тек­ста в циф­ро­вой – @benwbrum), Сиоб­хан Лич­ман (Siobhan Leachman – @siobhanleachman), волон­тер мно­гих кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов и Меган Фер­ри­тер (Meghan Ferriter – @meghaninmotion), коор­ди­на­тор кра­уд­сор­син­го­во­го про­ек­та в Смит­со­нов­ском инсти­ту­те.

Как позиционировать краудсорсинг?

Мия Ридж, кури­ру­ю­щая в Бри­тан­ской биб­лио­те­ке кра­уд­сор­син­го­вое теги­ро­ва­ние и опи­са­ние циф­ро­вых про­из­ве­де­ний искус­ства, сфор­ми­ро­ва­ла основ­ные тези­сы. По ее мне­нию надо:

  • опи­сы­вать кра­уд­сор­синг как волон­тер­ство (1) – про­цесс созна­тель­но­го и ответ­ствен­но­го посвя­ще­ния;
  • пред­ста­вить кра­уд­сор­синг как вече­рин­ку (2). Когда она закан­чи­ва­ет­ся, вы не выго­ня­е­те людей из ваше­го дома, а мяг­ко наме­ка­е­те, что пора ухо­дить. Во вре­мя кра­уд­сор­син­га пытай­тесь в пол­ной мере вос­при­ни­мать отно­ше­ния с волон­те­ра­ми, как насто­я­щие, оффлайн-отно­ше­ния.

Бен Брам­фи­лд, при­ло­же­ние кото­ро­го поз­во­ля­ет с помо­щью волон­те­ров пере­во­дить руко­пис­ный текст в маши­но­пис­ный, объ­яс­ня­ет важ­ность кра­уд­сор­син­га – мно­гие музеи и биб­лио­те­ки ска­ни­ро­ва­ли ману­скрип­ты, но мало кто пере­во­дит это в текст. А без тек­ста никто не най­дет все эти важ­ные фон­ды. Брам­фи­лд отме­ча­ет, что волон­те­рам важ­но иметь воз­мож­ность для обрат­ной свя­зи (3) с кура­то­ром волон­тер­ской плат­фор­мы.

Функции кураторов краудсорсинговой платформы

Меган Фер­ри­тер (Meghan Ferriter – @meghaninmotion), коор­ди­на­тор кра­уд­сор­син­го­во­го про­ек­та в Смит­со­нов­ском инсти­ту­те, рас­ска­за­ла о сво­ем опы­те пере­во­да в текст боль­шо­го коли­че­ства отска­ни­ро­ван­ных ману­скрип­тов. При этом не толь­ко пере­во­да, но еще и добав­ле­ния мета-дан­ных.

Мно­гие волон­те­ры Фер­ри­тер бла­го­да­ри­ли ее за то, что мог­ли при­нять уча­стие в кра­уд­сор­син­ге. В свя­зи с этим Фер­ри­тер счи­та­ет, что всем орга­ни­за­то­рам кра­уд­сор­син­га сле­ду­ет смот­реть на про­це­ду­ру не как на экс­плу­а­та­цию бес­плат­но­го тру­да волон­те­ров, а как на воз­мож­ность само­ре­а­ли­за­ции волон­те­ров (4).

Фер­ри­тер видит три основ­ные функ­ции (5) орга­ни­за­то­ра кра­уд­сор­син­го­вой плат­фор­мы:

  1. под­дер­жи­вать и помо­гать (to concierge);
  2. соеди­нять (to connect);
  3. поощ­рять диа­лог (to converse).

Так­же Фер­ри­тер видит три допол­ни­тель­ные функ­ции (6):

  1. to govern – управ­лять;
  2. to guide – вести, направ­лять;
  3. to guard – защи­щать. Что защи­щать? По мне­нию Фер­ри­тер, у кра­уд­сор­син­го­вой плат­фор­мы есть: авто­ри­тет (authority), уни­каль­ность (authenticity), ответ­ствен­ность (accountability), доступ­ность (approachability).

Осо­бен­но­стью рабо­ты с боль­шим коли­че­ством волон­те­ров явля­ет­ся то, что раз­го­вор меж­ду волон­те­ра­ми идет не толь­ко с помо­щью уста­нов­лен­ных кана­лов (напри­мер, фор­ма обрат­ной свя­зи или форум), но и в раз­лич­ных соци­аль­ных сетях (7), где кура­то­ру плат­фор­мы так­же сле­ду­ет появ­лять­ся и при необ­хо­ди­мо­сти отве­чать на кри­ти­ку или раз­ре­шать спо­ры.

С дру­гой сто­ро­ны, нуж­но вво­дить награ­ды (8) и при­гла­шать волон­те­ров на закры­тые меро­при­я­тия, недо­ступ­ные для про­стых людей.

Что важно для самих волонтеров-краудсорсеров?

Для пол­но­ты кар­ти­ны орга­ни­за­то­ры при­гла­си­ли волон­те­ра мно­гих кра­уд­сор­син­го­вых плат­форм Сиоб­хан Лич­ман (Новая Зелан­дия – @siobhanleachman), рас­ска­зав­шую о кра­уд­сор­син­ге со сто­ро­ны поль­зо­ва­те­ля.

Преж­де все­го, волон­те­ру важ­но, что­бы кра­уд­сор­синг был весе­лым (9) и во имя како­го-то бла­го­го дела (10).

«Будь­те щед­ры­ми (11), – сове­ту­ет кура­то­рам плат­форм Лич­ман, – будь­те щед­ры­ми с вашим содер­жа­ни­ем (т.е. тем, что вы дае­те волон­те­рам), со вре­ме­нем (кото­рое вы уде­ля­е­те волон­те­рам), с дове­ри­ем (по отно­ше­нию к волон­те­рам). Чем луч­ше содер­жа­ние, чем боль­ше вре­ме­ни уде­ля­ет­ся, чем боль­ше дове­рия – тем выше моти­ва­ция волон­те­ров».

Важ­ным вопро­сом для волон­те­ров явля­ет­ся откры­тость содер­жа­ния. То есть, если вдруг их труд ста­но­вит­ся объ­ек­том копи­рай­та и при­над­ле­жит плат­фор­ме – это сра­зу отпу­ги­ва­ет волон­те­ров. Сво­бод­ные лицен­зии (Public Domain или Creative Commons) зна­чи­тель­но луч­ше моти­ви­ру­ют волон­те­ров.

Будьте социальными с волонтерами

  1. Пред­ло­жи­те вашим волон­те­рам про­ве­сти вечер кра­уд­сор­син­га с дру­зья­ми (12) – это точ­но будет весе­ло.
  2. На вашей плат­фор­ме обя­за­тель­но ука­зы­вай­те кон­такт­ное лицо (13), к кото­ро­му волон­те­ры все­гда могут обра­тить­ся.
  3. Зада­вай­те вопро­сы вашим волон­те­рам, обсуж­дай­те с ними про­ек­ты, кото­ры­ми они зани­ма­ют­ся (14).
  4. Очень важ­но пуб­ли­ко­вать и рас­про­стра­нять исто­рии успе­ха ваших волон­те­ров (15).
  5. Под­дер­жи­вай­те связь с волон­те­ра­ми (16), завер­шив­ши­ми зада­ния.

Лич­ман ука­зы­ва­ет на необ­хо­ди­мость созда­ния про­сто­го интер­фей­са для кра­уд­сор­син­га:

«Никто не чита­ет инструк­ции. Мы чита­ем их толь­ко тогда, когда стал­ки­ва­ем­ся с какой-то про­бле­мой. В свя­зи с этим про­ек­ти­руй­те ваши плат­фор­мы так, что­бы для любо­го слож­но­го момен­та рядом была бы инструк­ция (17), как сле­ду­ет посту­пить в той или иной ситу­а­ции. Но не пред­по­ла­гай­те, что люди будут зара­нее читать эти инструк­ции».

Лич­ман сове­ту­ет давать сна­ча­ла про­стые зада­ния (18) и осва­и­вать базо­вые навы­ки, и толь­ко потом давать волон­те­рам новые, более слож­ные, зада­ния.

«Как толь­ко я осво­и­ла базо­вые навы­ки, я хочу еще! И я хочу иметь боль­ше воз­мож­но­стей для само­ре­а­ли­за­ции с про­из­ве­ден­ным мате­ри­а­лом (19). Напри­мер, загру­зить резуль­та­ты сво­ей рабо­ты в Вики­пе­дию».

Лич­ман сове­ту­ет созда­вать груп­пу энту­зи­а­стов-волон­те­ров (20) и объ­еди­нять их в соци­аль­ную сеть.

В какой-то момент хоро­шо орга­ни­зо­ван­ная груп­па волон­те­ров может пере­ра­с­ти в плат­фор­му.

«Это зверь, кото­ро­го нуж­но кор­мить».

Когда кра­уд­сор­синг рабо­та­ет, очень слож­но дер­жать все под кон­тро­лем (21), это очень вовле­чен­ный про­цесс.

Какова настоящая цена краудсорсинга?

При орга­ни­за­ции кра­уд­сор­син­го­вой плат­фор­мы сле­ду­ет очень хоро­шо пони­мать, что кра­уд­сор­синг – это не толь­ко плат­фор­ма, про­грамм­ное обес­пе­че­ние, но и ком­мью­ни­ти-менедж­мент. Внут­рен­няя под­держ­ка волон­те­ров очень важ­на (22). При этом есть мно­же­ство воз­мож­но­стей под­дер­жать волон­те­ров и мас­шта­би­ро­вать эффект их рабо­ты.

Каково будущее краудсорсинга?

Как отме­ча­ют экс­пер­ты, очень серьез­ны­ми кон­ку­рен­та­ми кра­уд­сор­син­га ста­но­вят­ся машин­ные алго­рит­мы и про­грам­мы со встро­ен­ным машин­ным обу­че­ни­ем. Ско­рее все­го, в бли­жай­шем буду­щем про­изой­дет раз­де­ле­ние меж­ду меха­ни­че­ски­ми и люд­ски­ми зада­ча­ми (23).

Опас­но­стью для кра­уд­сор­син­га, счи­та­ет Бен Брам­фи­лд, может быть рост кол­ли­че­ства мобиль­ных устройств и недо­ста­ток устройств с хоро­ши­ми кла­ви­а­ту­ра­ми (осо­бен­но для кра­уд­сор­син­га при тран­скрип­ции изоб­ра­же­ний) (24).

Как продвигать и улучшать краудсорсинг?

Сто­ит ли созда­вать обра­зо­ва­тель­ные мини онлайн-кур­сы, объ­яс­ня­ю­щие рабо­ту на плат­фор­ме? Нет, счи­та­ет Меган Фер­ри­тер. Вме­сто того что­бы объ­яс­нять волон­те­рам, как себя вести на плат­фор­ме, луч­ше сде­лать объ­яс­ня­ю­щий мате­ри­ал о том, что уже есть на плат­фор­ме (25) и что им доступ­но. А само пове­де­ние и луч­шие прак­ти­ки оста­вить нефор­маль­но­му обще­нию в сре­де самих волон­те­ров.

В целом сле­ду­ет пом­нить, что кра­уд­сор­синг сам по себе – это обу­че­ние (26). Рабо­тая над зада­чей, мож­но научить­ся чему-то, о чем вы вооб­ще нико­гда не мог­ли даже подо­зре­вать.

Для того что­бы вовлечь как мож­но боль­ше людей, не уве­рен­ных в том, хотят ли они помо­гать на вашей плат­фор­ме, попро­буй­те исполь­зо­вать так назы­ва­е­мую «лени­вую реги­стра­цию» (lazy regestration patterns) (27), то есть, когда люди начи­на­ют сна­ча­ла решать какую-то зада­чу, а толь­ко потом систе­ма пред­ла­га­ет им заре­ги­стри­ро­вать­ся.

В завер­ше­ние пане­ли доклад­чи­ки опуб­ли­ко­ва­ли пол­ный спи­сок кон­так­тов и мате­ри­а­лов по кра­уд­сор­син­гу.

Если вам инте­рес­но попро­бо­вать себя в кра­уд­сор­син­ге – зай­ди­те на теп­лич­ную плат­фор­му «IT-волон­тер», волон­те­ры кото­рой завер­ши­ли уже более 200 задач по раз­ра­бот­ке.