SXSW 2016. Виртуальная реальность для погружения в дикую природу

Виртуальная реальность для погружения в дикую природу
Фото: sevensecondsago.com
Как новые тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной могут исполь­зо­вать­ся в соци­аль­ных эко­ло­ги­че­ских про­ек­тах. Это­му вопро­су была посвя­ще­на одна из пане­лей кон­фе­рен­ции SXSW 2016 Interactive, кото­рая про­хо­ди­ла в 11–16 мар­та 2016 года в горо­де Остин, США.

12 мар­та 2016 года на кон­фе­рен­ции SXSW 2016 Адри­ан Кок­кл (Adrian Cockle – @ade_wwf), бри­тан­ский спе­ци­а­лист по соци­аль­ным медиа, быв­ший совет­ник по инно­ва­ци­ям Все­мир­но­го фон­да дикой при­ро­ды; Алисдэр Дэвис (Alasdair Davies – @al2ka), тех­ни­че­ский спе­ци­а­лист Лон­дон­ско­го зоо­ло­ги­че­ско­го обще­ства; Тим Брук (Tim Brooke – @timtwit), руко­во­ди­тель раз­ра­бот­ки в Future Cities Catapult, и Джек Чалк­ли (Jack Chalkley – @jack_chalkley), рас­ска­за­ли о сво­их опы­тах исполь­зо­ва­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в медиа­про­ек­тах, направ­лен­ных на сохра­не­ние при­ро­ды.

Кок­кл и Чалк­ли созда­ли про­ект «7 секунд назад» (7 Seconds Ago), где в пря­мом эфи­ре транс­ли­ро­ва­ли кар­тин­ку из волье­ров в зоо­пар­ке, в част­но­сти в волье­ре с южно-афри­кан­ски­ми ман­гу­ста­ми.

Ранее Дэвис и участ­ни­ки его коман­ды созда­ли про­ект Instant Wild, кото­рый поз­во­лял всем жела­ю­щим иден­ти­фи­ци­ро­вать живот­ных, сфо­то­гра­фи­ро­ван­ных в их есте­ствен­ной сре­де оби­та­ния.

проект Instant Wild
Фраг­мент стра­ни­цы с при­ло­же­ни­ем в iTunes.

Тогда созда­те­лям ста­ло понят­но, что сред­ний воз­раст их ауди­то­рии – от 50 лет и стар­ше. Это поста­ви­ло перед ними вопрос, как при­влечь более моло­дую ауди­то­рию? Вир­ту­аль­ная реаль­ность ста­ла отве­том на этот вопрос.

«Окунуться» в дикую природу

Зада­ча про­ек­та «7 секунд назад» создать доступ­ные как по цене, так и по слож­но­сти тех­но­ло­гии, кото­рые помо­гут соеди­нить людей с при­ро­дой, с ее наи­бо­лее пота­ен­ны­ми угол­ка­ми.

Вир­ту­аль­ная реаль­ность – инстру­мент, выбран­ный созда­те­ля­ми, при­зван создать наи­бо­лее эффект­ные ощу­ще­ния погру­же­ния в сре­ду. Осо­бен­ность вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в том, что эта тех­но­ло­гия в состо­я­нии пол­но­стью сосре­до­то­чить зри­те­ля на содер­жа­нии.

Seven Seconds Ago; Digital Conservation and Citizen Science. SXSW 2016 Proposal from Jack Chalkley on Vimeo.

Назва­ние про­ек­та появи­лось из-за 7-секунд­ной задерж­ки меж­ду пря­мой транс­ля­ци­ей и видео, появ­ля­ю­щим­ся у поль­зо­ва­те­ля в очках вир­ту­аль­ной реаль­но­сти.

«7 секунд назад» – про­ект с откры­тым исход­ным кодом. Он исполь­зу­ет чуть изме­нен­ный кар­тон­ный кар­кас для вир­ту­аль­ной реаль­но­сти Google Cardboard. Сна­ча­ла видео­по­ток соби­рал­ся с VSN-каме­ры с обзо­ром в 360 гра­ду­сов, поз­во­ля­ю­щей пол­ное погру­же­ние.

Одна­ко, этот метод не давал пол­но­го эффек­та вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, т.к. не пока­зы­вал «вер­ха» и «низа» видео. Сле­ду­ю­щим шагом ста­ла спе­ци­аль­ная кон­струк­ция из камер GoPro.

Pro10HD VR 360 Video Gear
Pro10HD VR 360 Video Gear

В конеч­ном ито­ге, с ее помо­щью, коман­да смог­ла сде­лать видео с более реа­ли­стич­ным изоб­ра­же­ни­ем.

Сюр­при­зом ста­ло то, что ман­гу­сты с удо­воль­стви­ем игра­ли с каме­ра­ми, они тыка­лись сво­и­ми носа­ми в вир­ту­аль­ные гла­за людей, их наблю­дав­ших. Про­яв­ля­ли боль­шой инте­рес к необыч­но­му объ­ек­ту.

Виртуальная реальность для погружения в дикую природу
Фото: sevensecondsago.com

Множественность эффектов виртуальной реальности

Поми­мо погру­же­ния, про­ект пред­по­ла­га­ет мони­то­ринг дикой при­ро­ды. Видео­по­ток так­же пред­на­зна­чен для граж­дан­ских уче­ных (citizen scientists) со все­го мира. Участ­ни­кам пред­ла­га­ет­ся нажать на спе­ци­аль­ную кноп­ку, когда они видят что-то инте­рес­ное, напри­мер, вид живот­ных.

Кнопка захвата. Материалы видео проекта 7 Seconds Ago
Кноп­ка захва­та. Мате­ри­а­лы видео про­ек­та 7 Seconds Ago

Но про­ект не исчер­пы­ва­ет­ся толь­ко изу­че­ни­ем дикой при­ро­ды, он так­же поз­во­ля­ет луч­ше понять людей.

«Что они чув­ству­ют, когда ока­зы­ва­ют­ся за пре­де­ла­ми циви­ли­за­ции? Они счаст­ли­вы? Напу­га­ны? Заста­вит ли пере­жи­тое почув­ство­вать гор­дость или, наобо­рот, сму­ще­ние? На эти вопро­сы нам пред­сто­ит отве­тить», гово­рит Кок­кл.

Буду­щее вир­ту­аль­ной реаль­но­сти доклад­чи­ки видят в исполь­зо­ва­нии в шко­лах и музе­ях. На дан­ный момент тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти ста­но­вят­ся все более доступ­ны­ми – от упо­ми­нав­ших­ся ранее Google Cardboard до Gear VR и Oculus Rift.