Как найти инвестора и финансирование на социальный стартап

Приунывший ангел. Изображение: 3rd3m (DeviantArt, CC-BY)
Приунывший ангел. Изображение: 3rd3m (DeviantArt, CC-BY)
Какие про­бле­мы у суще­ству­ю­щей моде­ли инве­сти­ро­ва­ния соци­аль­ных стар­та­пов, как най­ти финан­си­ро­ва­ние, если вы соци­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, где искать инве­сто­ров? Теп­ли­ца под­го­то­ви­ла пере­вод новой ста­тьи Stanford Social Innovation Review, в кото­рой автор отве­ча­ет на эти и дру­гие вопро­сы, свя­зан­ные с финан­си­ро­ва­ни­ем про­ек­тов.

Поделитесь этой статьей с коллегами

В послед­ние годы мож­но наблю­дать высо­кий уро­вень инве­сти­ро­ва­ния пред­при­ни­ма­те­лей – вен­чур­ные капи­та­ли­сты и биз­нес-анге­лы актив­но финан­си­ру­ют стар­та­пы. Уже суще­ству­ет более 100 ком­па­ний с вен­чур­ным капи­та­лом, общая сто­и­мость кото­ро­го оце­ни­ва­ет­ся более чем в мил­ли­ард дол­ла­ров.

Но, несмот­ря на бум инве­сти­ро­ва­ния стар­та­пов, соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли по-преж­не­му испы­ты­ва­ют слож­но­сти с тем, что­бы при­влечь финан­си­ро­ва­ние, осо­бен­но на ран­них ста­ди­ях.

При этом доступ к финан­си­ро­ва­нию на самой ран­ней, посев­ной, ста­дии раз­ви­тия стар­та­па явля­ет­ся одним из клю­че­вых фак­то­ров его даль­ней­ше­го успе­ха. Авто­ры ста­тьи, со-осно­ва­те­ли Tumml, вен­чур­но­го аксе­ле­ра­то­ра для финан­си­ро­ва­ния соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, счи­та­ют, что финан­си­ро­ва­нию соци­аль­ных стар­та­пов на ран­них ста­ди­ях меша­ют две про­бле­мы.

1. Отсутствие интереса бизнес-ангелов к социальным стартапам

Биз­нес-анге­лы, част­ные инве­сто­ры, инве­сти­ру­ю­щие в стар­та­пы на ран­них эта­пах их раз­ви­тия, в сво­ем боль­шин­стве не отда­ют при­о­ри­тет стар­та­пам с соци­аль­ной мис­си­ей.

Авто­ры ста­тьи изу­чи­ли про­фи­ли инве­сто­ров на AngelList, попу­ляр­ной плат­фор­ме, соеди­ня­ю­щей биз­нес-анге­лов и пред­при­ни­ма­те­лей. AngelList поз­во­ля­ет инве­сто­рам при­со­еди­нить­ся к опре­де­лен­ным «рын­кам», кото­рые отра­жа­ют их инве­сти­ци­он­ные инте­ре­сы. На сай­те есть два рын­ка, фоку­си­ру­ю­щих­ся на соци­аль­ных стар­та­пах: «Impact Investing» и «Ventures for Good». По состо­я­нию на август 2015 года мень­ше 2% биз­нес-анге­лов на AngelList выра­зи­ли инте­рес к этим соци­аль­ным рын­кам.

Лишь немногие бизнес-ангелы интересуются инвестированием в социальные стартапы. Изображение: Angel.co
Лишь немно­гие биз­нес-анге­лы инте­ре­су­ют­ся инве­сти­ро­ва­ни­ем в соци­аль­ные стар­та­пы. Изоб­ра­же­ние: Angel.co

На дру­гих основ­ных ресур­сах для биз­нес-анге­лов, таких как Angel Capital Association и SeedEquity, кото­рые так­же поз­во­ля­ют отсле­жи­вать опре­де­лен­ные рын­ки, не было воз­мож­но­сти отсле­жи­вать соци­аль­ные инве­сти­ции.

Без­услов­но, это не зна­чит, что биз­нес-анге­лы нико­гда не инве­сти­ру­ют в соци­аль­ные стар­та­пы, но доста­точ­но оче­вид­но, что боль­шин­ство инве­сто­ров не счи­та­ют при­о­ри­тет­ной соци­аль­ную мис­сию стар­та­па как часть сво­ей инве­сти­ци­он­ной стра­те­гии.

2. Инвесторы предпочитают финансировать проекты на поздних стадиях

Соглас­но недав­не­му иссле­до­ва­нию, инве­сто­ры, финан­си­ру­ю­щие соци­аль­ные стар­та­пы, тра­тят толь­ко 3% сво­е­го капи­та­ла на финан­си­ро­ва­ние про­ек­тов на ран­них ста­ди­ях. По сло­вам инве­сто­ров, одна из их глав­ных слож­но­стей – это недо­ста­ток воз­мож­но­стей для инве­сти­ций, в кото­рых они были бы уве­ре­ны. Ины­ми сло­ва­ми, они хоте­ли бы видеть боль­ше дан­ных и инфор­ма­ции о про­ек­те перед тем, как инве­сти­ро­вать в него.

Авто­ры ста­тьи так­же изу­чи­ли про­фи­ли инве­сто­ров на EnableImpact, плат­фор­ме, похо­жей на AngelList, но создан­ной спе­ци­аль­но для соци­аль­ных инве­сто­ров. Толь­ко 72 из 1 239 соци­аль­ных инве­сто­ров на плат­фор­ме (мень­ше 6%) ука­за­ли, что они инте­ре­су­ют­ся финан­си­ро­ва­ни­ем соци­аль­ных стар­та­пов на ран­них ста­ди­ях.

Таким обра­зом, недо­ста­ток инве­сти­ций на ран­них ста­ди­ях дела­ет невоз­мож­ным выжи­ва­ние мно­гих про­ек­тов и раз­ви­тие их до той ста­дии, на кото­рой они начи­на­ют инте­ре­со­вать соци­аль­ных инве­сто­ров, кото­рые, в свою оче­редь, не инве­сти­ру­ют в про­ек­ты на ран­них ста­ди­ях из-за биз­нес-рис­ков.

Как социальным предпринимателям привлечь финансирование?

Сре­ди соци­аль­ных стар­та­пов, полу­чив­ших финан­си­ро­ва­ние и став­ших успеш­ны­ми, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие трен­ды.

Во-пер­вых, успеш­ные соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли ста­ра­ют­ся при­влечь не толь­ко соци­аль­ных инве­сто­ров, но и биз­нес-анге­лов, кото­рые не осо­бен­но инте­ре­су­ют­ся созда­ни­ем соци­аль­но­го бла­га. Это не зна­чит, что соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли долж­ны мол­чать о соци­аль­ной мис­сии сво­е­го про­ек­та. Биз­нес-анге­лы осно­вы­ва­ют свое реше­ние на опре­де­лен­ном набо­ре фак­то­ров, вклю­чая коман­ду про­ек­та и его потен­ци­ал, соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли могут демон­стри­ро­вать это все вме­сте со сво­ей соци­аль­ной мис­си­ей.

Во-вто­рых, успеш­ные соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли дела­ют все, что­бы не выгля­деть в гла­зах потен­ци­аль­ных инве­сто­ров рис­ко­ван­ным стар­та­пом, – пред­став­ля­ют убе­ди­тель­ные пилот­ные дан­ные и / или резуль­та­ты иссле­до­ва­ний.

Без финан­си­ро­ва­ния на началь­ном эта­пе боль­шая часть мно­го­обе­ща­ю­щих стар­та­пов не име­ет шан­са вырас­ти в успеш­ные ком­па­нии, поэто­му, для того что­бы при­влечь необ­хо­ди­мое финан­си­ро­ва­ние, соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли долж­ны адап­ти­ро­вать­ся к суще­ству­ю­щим реа­ли­ям финан­со­вой инду­стрии и ори­ен­ти­ро­вать­ся на тра­ди­ци­он­ных инве­сто­ров на началь­ных эта­пах, раз­ви­вая про­ект, кото­рый в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве может заин­те­ре­со­вать соци­аль­ных инве­сто­ров.

Изоб­ра­же­ние: jonny goldstein Лицен­зия CC BY 2.0