Как распознать фишинговые атаки и защититься от взлома и шантажа: практические советы

Материалы вебинара о цифровой безопасности.

Материал обновлен в январе 2022 года. 31 марта 2016 года команда Теплицы провела вебинар на тему цифровой безопасности. Приглашенный эксперт рассказал о социотехнических методах атаки на пользователей сети (фишинг) и дал рекомендации по защите персональных данных.

О спикере: Лука Сафонов — технический директор компании цифровой безопасности Pentestit. Эксперт информационной безопасности, имеющий обширный практический опыт тестирования на проникновение информационных систем государственного, финансового и e-commerce секторов.

Содержание:

Что такое фишинг

Фишинг — сетевое мошенничество. С помощью спама, вредоносных веб-сайтов, почтовых и мгновенных сообщений злоумышленники выманивают у пользователей конфиденциальную информацию. Например, номера банковских счетов или кредитных карт. Затем эту информацию фишеры используют в своих целях. 

Мошенники «выуживают», ловят вашу информацию — отсюда и аналогия фишинга с рыбалкой (от англ. fishing). Фишинг может быть опасен, поэтому всем нам надо понимать, что это, как действует и как зищитить себя.

Лука Сафонов,

технический директор компании цифровой безопасности Pentestit

В первую очередь фишинг направлен на корпоративный сектор. Ведь цель злоумышленников — получить материальную выгоду, а в корпоративном секторе больше денег.

Однако часто с фишингом сталкиваются и рядовые интернет-пользователи. На них стараются заработать за счет массовости — так называемой фишинговой «ковровой бомбардировки». Например, взламывают Skype пользователя и пишут всем его контактам с просьбой одолжить денег. Причем в этом случае просят немного, чтобы каждый точно обладал такими деньгами и мог их перевести. Но в итоге выходит крупная сумма.

Фишинг также может быть совмещен с другими атаками, в том числе вирусными.

Как действуют фишеры

Основной метод фишеров — использование мошеннических сайтов и поддельных электронных писем. Обманным путем они собирают данные, которые позволяют им получить доступ к ваших социальным сетям, электронной почте и другим ресурсам. Для этой цели злоумышленники отправляют вам ссылки на сайты, которые очень похожи на проверенные интернет-ресурсы (банков, почтовых клиентов или соцсетей) и перехватывают вводимую вами информацию.

Для того чтобы фишинг был более эффективным, мошенники используют приемы социальной инженерии. Например, рефлексы и известные паттерны поведения. Так, один из базовых приемов — создание дефицита времени, некого события, на которое жертва должна среагировать немедленно.

Фишеры воздействуют на три чувства, которые присущи всем людям:

  • страх (перед вами угроза: вы что-то не сделаете и из-за этого что-то потеряете),
  • любопытство (вам должно быть интересно открыть письмо и узнать то, о чем говорят цепляющие слова в заголовке),
  • жажда наживы (вам обещают вознаграждение).

На все перечисленное порой ведутся и опытные интернет-пользователи. Получается, на 100% от фишинга не застрахован никто.

Каковы признаки и примеры фишинга

Лука Сафонов специально создал несколько почтовых ящиков и заказал их взлом. Разберем признаки фишинговой атаки на этих примерах.

«Прекращение предоставления услуг»

С целью ввести пользователя в заблуждение ему сообщают, что его почтовый ящик будет заблокирован в связи с поступившей на него жалобой. Подпись — «Администрация mail.ru», в конце подписи — логотип, сообщение отмечено как важное. В теле письма — кликабельная ссылка «опровергнуть жалобу». Если нажать на нее, открывается страница, где уже введена почта и надо только ввести пароль. Таким образом злоумышленники и захватят эти данные.

Скриншот фишингового письма.

Как понять, что это мошенническая письмо? Обратите внимание на url-адрес. Фишинговые ссылки ведут на поддельный домен: в этом случае — mailpochta.cgiapp.ru вместо mail.ru.

Фишинговая копия сайта.

Копии сайта почтового клиента могут выглядеть правдоподобно. Они делаются не вручную, а с помощью специальных инструментов — например, Social-Engineer Toolkit.

Лука Сафонов,

технический директор компании цифровой безопасности Pentestit

«Документы»

Письмо с безобидным названием, на аватаре отправителя — фото симпатичной девушки, внутри — вложение. В таких случается также может имитироваться пересылка для обхода спам-фильтра.

Скриншот фишингового письма.

Открываем вложение, и нас будто выкидывает из почты: «Соединение было прервано. Введите логин и пароль». По инерции многие в этом случае вводят эти данные, и таким образом злоумышленники перехватывают их. Здесь опять подозрительный домен — e.mail.ru-cgi.be.

«Приоставновление аккаунта»

Для продолжения работы предлагают увеличить объем почтового ящика. Переходим по ссылке — отражена почта (в идеале должен отражаться также аватар), но снова странный url-адрес.

Скриншот фишингового письма.

В этом случае мы видим манипулирование сознанием пользователя. Во-первых, его пугают, что он больше не сможет пользоваться своим почтовым ящиком и потеряет все его содержимое. Во-вторых, предлагают бепслатно увеличить объем ящика. Но для этого вновь нужно ввести пароль (его и перехватят мошенники).

«Нарушение пользовательского соглашения»

Письмо якобы от команды Mail.ru. Поясняют, что профиль будет заблокирован, для достоверности ниже добавлены технические подробности.

Скриншот фишингового письма.

В этом случае стоит обратить внимание на детали. Компания Mail.ru на тот момент переехала, а в подписи указан старый адрес. Там же нет логотипа компании. А сам почтовый адрес выглядит странно — внтури него есть пробелы.

Проверяйте актуальность информации и логотипа, однообразие письма. Часто мошенники используют устаревшие логотипы или логотипы в разных цветовых гаммах в одном письме.

Лука Сафонов,

технический директор компании цифровой безопасности Pentestit

«Ваше сообщение не доставлено»

«Письмо, отправленное на ваш почтовый ящик, доставлено не было. Для просмотра сообщения перейдите по ссылке».

Скриншот фишингового письма.

В этом случае люди, ожидающие какое-нибудь важное письмо, часто нажимают на ссылку. После этого их перенаправляет на страницу «Подтвердите свой аккаунт», где надо снова ввести свой логин и пароль.

Как обезопасить себя

Какая есть защита от фишинга? В первую очердь Лука Сафонов советует установить двухфакторную аутентификацию. Таким образом вам надо будет подтверждать все действия с помощью СМС-сообщений либо специального приложения для смартфона. А значит, вы пресечете действия мошенников от вашего лица.

Получая сомнительное письмо, следуйте нескольким рекомендациям:

  • выдержите паузу и подумайте, если вас заставляют срочно сделать что-то здесь и сейчас;
  • посмотрите, от кого пришло сообщение. Если это ваш знакомый, свяжитесь с ним по другому каналу связи: позвоните или напишите в соцсети;
  • проверьте адрес и внешние признаки. Помните: письма от техподдержки формируются по определнным гайдлайнам и согласно брендбуку организации;
  • включите «режим адекватной паранойи» и перепроверьте содержимое письма. Если сомневаетесь, попросите о помощи того, кто разбирается в фишинге и интернет-технологиях.

Если уже перешли по сомнительной ссылке и ваши данные перехватили:

  • смените пароль,
  • перешлите фишинговое письмо в техподдержку вашего почтового клиента, чтобы мошеннический почтовый адрес заблокировали.

Презентация

Скачать презентацию в формате PDF.

Пожалуйста, заполните анкету о нашем вебинаре. Нам важна ваша обратная связь!