Инклюзивное дизайн-мышление

Эксперты советуют включать инклюзивность в основу процесса дизайна, это сразу добавляет ряд серьезных ограничений, которые сами по себе могут стать источником инноваций. Кроме того, в стандартных бизнес-процессах, элементы инклюзивности не включенные в основу процесса все время оставляются «на потом». Иллюстрация: SXSW2016.
Эксперты советуют включать инклюзивность в основу процесса дизайна, это сразу добавляет ряд серьезных ограничений, которые сами по себе могут стать источником инноваций. Кроме того, в стандартных бизнес-процессах, элементы инклюзивности не включенные в основу процесса все время оставляются «на потом». Иллюстрация: SXSW 2016.
12 марта на конференции SXSW 2016 специалисты отделений дизайна и инклюзивности IBM рассказали о том, как они видят настоящее и будущее дизайна, который был бы ориентирован на аудитории с серьезными ограничениями по здоровью.

На сессии выступили эксперты Бо Кэмпбелл (Bo Campbell – @bocampbell), Джони Сэйлор (Joni Saylor – @jonisaylor), Мэри Джо Мюллер (Mary Jo Mueller – @1mjmueller)

Ограничения как двигатель развития

«Нарисуйте будильник, у вас есть всего одна минута», – открывает выступление Джони Сэйлор. После одной минуты старательной работы полностью заполненной аудитории Сэйлор показывает результаты труда – будильники всех форм и размеров.

«А теперь нарисуйте устройство, которое будило бы людей. При этом помните, что не все люди обладают слухом», – озвучивает второе задание Сэйлор. После минуты работы ответы участников совсем другие от вибрирующих подушек и кроватей до устройств, испускающих запах кофе и корицы в нужное время.

В течение нескольких минут участникам удалось предложить совершенно разные решения. «В чем разница между этими вопросами?» – спрашивает Сэйлор у аудитории. Первый вопрос предполагает готовое решение.

Второй – ставит проблему. Кроме того, во втором вопросе есть дополнительное ограничение (не все люди услышат сигнал будильника), это добавило не только эмпатии (готовности понимать других людей), но и необходимости придумывать интересные, нетривиальные решения.

Эксперты советуют включать инклюзивность в основу процесса дизайна, это сразу добавляет ряд серьезных ограничений, которые сами по себе могут стать источником инноваций. Кроме того, в стандартных бизнес-процессах, элементы инклюзивности, не включенные в основу процесса, все время оставляются «на потом».

Карта эмпатии

Сразу после первого практического упражнения последовало второе – всем участникам раздали очки, симулировавшие различные дефекты и заболевания зрения (от близорукости до глаукомы). Участникам предложили надеть очки, взять свой смартфон, сфотографировать любой объект и отправить его организаторам. Это было совсем непросто сделать, и многие сдавались после первых неудачных попыток найти кнопку отправки.

Наконец, слушателям предложили создать карту эмпатии (подробный пример по теме) – придумать персонаж с ограниченными возможностями и продумать, что этот человек: а) чувствует, б) думает, в) говорит, г) делает (см. изображение). Краткое практическое упражнение позволило лучше понять человека с ограничениями.

Карта эмпатии. Фотография с мастер-класса. Автор: Алексей Сидоренко (CC-BY)
Карта эмпатии. Фотография с мастер-класса. Автор: Алексей Сидоренко (CC-BY)

Наша команда выбрала человека с ограничениями по зрению. Мы представили, что такой человек говорит «Вы не могли бы мне помочь», извиняется, говорит «я не могу», чувствует досаду и изолированность, думает о том, что многие системы не продуманы для людей с ограничениями по зрению, а многих вещей он просто не делает.

Хороший дизайн – это инклюзивный дизайн

IBM в течение многих лет внедрял инклюзивность в технологии, в том числе участвуя как в изобретениях, так и в стандартах, таких как WCAG 2.0, WAI и других (Теплица имела опыт с внедрением стандартов WCAG 2.0 – приглашаем к прочтению истории создания сайта кинотеатра для слепых). Также недавно IBM запустили Design Thinking Language, методологический каркас, обобщающий философию и лучшие практики компании по созданию программ и устройств, доступных для всех.

«Дизайн – это замысел, стоящий за результатом. И если мы хотим получить человеко-ориентированные результаты, нам следует использовать принципы человеко-ориентированного дизайна», считают в IBM.

Что делает продукт используемым и доступным?

Хороший дизайн определяется двумя параметрами:

  1. юзабилити дает возможность пользователю достигать поставленных целей эффективно, производительно и с высоким уровнем удовлетворения.
  2. доступность (accessibility) – возможность пользоваться сервисом людям с самым широким спектром ограниченных возможностей.

Для каких ограничений создается инклюзивный дизайн?

Физические:

  • эпилепсия,
  • ограничения по мобильности,
  • нарушения моторных функций,
  • немота.

Слух:

  • отсутствие слуха,
  • ограничения по слуху.

Зрение:

  • дальтонизм (10% населения планеты страдают этим недугом),
  • ограничения по зрению,
  • слепота.

Когнитивные:

  • синдром дефицита внимания,
  • аутизм,
  • дислексия и дискалькулия,
  • ограничения по уровню образования,
  • ограничения по использованию языка.

Специалисты отмечают, что последняя группа – когнитивных ограничений – одна из наиболее быстро развивающихся на данный момент.

Как внедрять инклюзивный дизайн в процесс разработки?

Следует включать людей с ограничениями в процесс создания дизайна сайта или приложения. Во-вторых, у каждой профессиональной группы, вовлеченной в дизайн, есть своя область ответственности.

На графических дизайнеров ложится большая ответственность. Дизайнеры должны продумывать такие аспекты, как: 1) контрастность дизайна, 2) типография, 3) работа с фотографиями, 4) отображение сайта с использованием экранного увеличительного стекла.

UX-дизайнеры должны сконцентрироваться на: 1) структуре информации и коммуникации, 2) выборе недискриминирующих интеракций с пользователем, 3) определении регионов ARIA-регионов (специальная разметка веб-страницы, позволяющая скринридерам для слепых выбирать область страницы, к которой можно перейти, см. подробнее здесь). Но основная задача состоит в том, как создать такой же пользовательский опыт для людей с ограниченными возможностями, как и для людей без ограничений.

Зона ответственности фронт-энд разработчиков – создавать удобные интерфейсы. Часто именно верстальщики становятся специалистами по инклюзивному дизайну веб-страниц, просто потому, что им нужно знать разметку инклюзивных страниц.

Вывод

В целом всем участвующим в процессе разработки рекомендуется ближе ознакомиться с ассистивными технологиями (технологии и устройства, помогающие людям с ограниченными возможностями). Дизайнеры и программисты должны понимать то, как работают инклюзивные технологии, встроенные в операционные системы и используемые целевыми группами: NVAccess, WAI-ARIA. Кроме того, следует создавать сайты, которыми можно управлять с помощью клавиатуры.

Инструменты по теме: