Инклюзивное дизайн-мышление

Эксперты советуют включать инклюзивность в основу процесса дизайна, это сразу добавляет ряд серьезных ограничений, которые сами по себе могут стать источником инноваций. Кроме того, в стандартных бизнес-процессах, элементы инклюзивности не включенные в основу процесса все время оставляются «на потом». Иллюстрация: SXSW2016.
Эксперты советуют включать инклюзивность в основу процесса дизайна, это сразу добавляет ряд серьезных ограничений, которые сами по себе могут стать источником инноваций. Кроме того, в стандартных бизнес-процессах, элементы инклюзивности не включенные в основу процесса все время оставляются «на потом». Иллюстрация: SXSW 2016.
12 мар­та на кон­фе­рен­ции SXSW 2016 спе­ци­а­ли­сты отде­ле­ний дизай­на и инклю­зив­но­сти IBM рас­ска­за­ли о том, как они видят насто­я­щее и буду­щее дизай­на, кото­рый был бы ори­ен­ти­ро­ван на ауди­то­рии с серьез­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми по здо­ро­вью.

На сес­сии высту­пи­ли экс­пер­ты Бо Кэм­п­белл (Bo Campbell – @bocampbell), Джо­ни Сэй­лор (Joni Saylor – @jonisaylor), Мэри Джо Мюл­лер (Mary Jo Mueller – @1mjmueller)

Ограничения как двигатель развития

«Нари­суй­те будиль­ник, у вас есть все­го одна мину­та», – откры­ва­ет выступ­ле­ние Джо­ни Сэй­лор. После одной мину­ты ста­ра­тель­ной рабо­ты пол­но­стью запол­нен­ной ауди­то­рии Сэй­лор пока­зы­ва­ет резуль­та­ты тру­да – будиль­ни­ки всех форм и раз­ме­ров.

«А теперь нари­суй­те устрой­ство, кото­рое буди­ло бы людей. При этом помни­те, что не все люди обла­да­ют слу­хом», – озву­чи­ва­ет вто­рое зада­ние Сэй­лор. После мину­ты рабо­ты отве­ты участ­ни­ков совсем дру­гие от виб­ри­ру­ю­щих поду­шек и кро­ва­тей до устройств, испус­ка­ю­щих запах кофе и кори­цы в нуж­ное вре­мя.

В тече­ние несколь­ких минут участ­ни­кам уда­лось пред­ло­жить совер­шен­но раз­ные реше­ния. «В чем раз­ни­ца меж­ду эти­ми вопро­са­ми?» – спра­ши­ва­ет Сэй­лор у ауди­то­рии. Пер­вый вопрос пред­по­ла­га­ет гото­вое реше­ние.

Вто­рой – ста­вит про­бле­му. Кро­ме того, во вто­ром вопро­се есть допол­ни­тель­ное огра­ни­че­ние (не все люди услы­шат сиг­нал будиль­ни­ка), это доба­ви­ло не толь­ко эмпа­тии (готов­но­сти пони­мать дру­гих людей), но и необ­хо­ди­мо­сти при­ду­мы­вать инте­рес­ные, нетри­ви­аль­ные реше­ния.

Экс­пер­ты сове­ту­ют вклю­чать инклю­зив­ность в осно­ву про­цес­са дизай­на, это сра­зу добав­ля­ет ряд серьез­ных огра­ни­че­ний, кото­рые сами по себе могут стать источ­ни­ком инно­ва­ций. Кро­ме того, в стан­дарт­ных биз­нес-про­цес­сах, эле­мен­ты инклю­зив­но­сти, не вклю­чен­ные в осно­ву про­цес­са, все вре­мя остав­ля­ют­ся «на потом».

Карта эмпатии

Сра­зу после пер­во­го прак­ти­че­ско­го упраж­не­ния после­до­ва­ло вто­рое – всем участ­ни­кам раз­да­ли очки, симу­ли­ро­вав­шие раз­лич­ные дефек­ты и забо­ле­ва­ния зре­ния (от бли­зо­ру­ко­сти до гла­у­ко­мы). Участ­ни­кам пред­ло­жи­ли надеть очки, взять свой смарт­фон, сфо­то­гра­фи­ро­вать любой объ­ект и отпра­вить его орга­ни­за­то­рам. Это было совсем непро­сто сде­лать, и мно­гие сда­ва­лись после пер­вых неудач­ных попы­ток най­ти кноп­ку отправ­ки.

Нако­нец, слу­ша­те­лям пред­ло­жи­ли создать кар­ту эмпа­тии (подроб­ный при­мер по теме) – при­ду­мать пер­со­наж с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми и про­ду­мать, что этот чело­век: а) чув­ству­ет, б) дума­ет, в) гово­рит, г) дела­ет (см. изоб­ра­же­ние). Крат­кое прак­ти­че­ское упраж­не­ние поз­во­ли­ло луч­ше понять чело­ве­ка с огра­ни­че­ни­я­ми.

Карта эмпатии. Фотография с мастер-класса. Автор: Алексей Сидоренко (CC-BY)
Кар­та эмпа­тии. Фото­гра­фия с мастер-клас­са. Автор: Алек­сей Сидо­рен­ко (CC-BY)

Наша коман­да выбра­ла чело­ве­ка с огра­ни­че­ни­я­ми по зре­нию. Мы пред­ста­ви­ли, что такой чело­век гово­рит «Вы не мог­ли бы мне помочь», изви­ня­ет­ся, гово­рит «я не могу», чув­ству­ет доса­ду и изо­ли­ро­ван­ность, дума­ет о том, что мно­гие систе­мы не про­ду­ма­ны для людей с огра­ни­че­ни­я­ми по зре­нию, а мно­гих вещей он про­сто не дела­ет.

Хороший дизайн – это инклюзивный дизайн

IBM в тече­ние мно­гих лет внед­рял инклю­зив­ность в тех­но­ло­гии, в том чис­ле участ­вуя как в изоб­ре­те­ни­ях, так и в стан­дар­тах, таких как WCAG 2.0, WAI и дру­гих (Теп­ли­ца име­ла опыт с внед­ре­ни­ем стан­дар­тов WCAG 2.0 – при­гла­ша­ем к про­чте­нию исто­рии созда­ния сай­та кино­те­ат­ра для сле­пых). Так­же недав­но IBM запу­сти­ли Design Thinking Language, мето­до­ло­ги­че­ский кар­кас, обоб­ща­ю­щий фило­со­фию и луч­шие прак­ти­ки ком­па­нии по созда­нию про­грамм и устройств, доступ­ных для всех.

«Дизайн – это замы­сел, сто­я­щий за резуль­та­том. И если мы хотим полу­чить чело­ве­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ные резуль­та­ты, нам сле­ду­ет исполь­зо­вать прин­ци­пы чело­ве­ко-ори­ен­ти­ро­ван­но­го дизай­на», счи­та­ют в IBM.

Что делает продукт используемым и доступным?

Хоро­ший дизайн опре­де­ля­ет­ся дву­мя пара­мет­ра­ми:

  1. юза­би­ли­ти дает воз­мож­ность поль­зо­ва­те­лю дости­гать постав­лен­ных целей эффек­тив­но, про­из­во­ди­тель­но и с высо­ким уров­нем удо­вле­тво­ре­ния.
  2. доступ­ность (accessibility) – воз­мож­ность поль­зо­вать­ся сер­ви­сом людям с самым широ­ким спек­тром огра­ни­чен­ных воз­мож­но­стей.

Для каких ограничений создается инклюзивный дизайн?

Физи­че­ские:

  • эпи­леп­сия,
  • огра­ни­че­ния по мобиль­но­сти,
  • нару­ше­ния мотор­ных функ­ций,
  • немо­та.

Слух:

  • отсут­ствие слу­ха,
  • огра­ни­че­ния по слу­ху.

Зре­ние:

  • даль­то­низм (10% насе­ле­ния пла­не­ты стра­да­ют этим неду­гом),
  • огра­ни­че­ния по зре­нию,
  • сле­по­та.

Когни­тив­ные:

  • син­дром дефи­ци­та вни­ма­ния,
  • аутизм,
  • дислек­сия и дис­каль­ку­лия,
  • огра­ни­че­ния по уров­ню обра­зо­ва­ния,
  • огра­ни­че­ния по исполь­зо­ва­нию язы­ка.

Спе­ци­а­ли­сты отме­ча­ют, что послед­няя груп­па – когни­тив­ных огра­ни­че­ний – одна из наи­бо­лее быст­ро раз­ви­ва­ю­щих­ся на дан­ный момент.

Как внедрять инклюзивный дизайн в процесс разработки?

Сле­ду­ет вклю­чать людей с огра­ни­че­ни­я­ми в про­цесс созда­ния дизай­на сай­та или при­ло­же­ния. Во-вто­рых, у каж­дой про­фес­си­о­наль­ной груп­пы, вовле­чен­ной в дизайн, есть своя область ответ­ствен­но­сти.

На гра­фи­че­ских дизай­не­ров ложит­ся боль­шая ответ­ствен­ность. Дизай­не­ры долж­ны про­ду­мы­вать такие аспек­ты, как: 1) кон­траст­ность дизай­на, 2) типо­гра­фия, 3) рабо­та с фото­гра­фи­я­ми, 4) отоб­ра­же­ние сай­та с исполь­зо­ва­ни­ем экран­но­го уве­ли­чи­тель­но­го стек­ла.

UX-дизай­не­ры долж­ны скон­цен­три­ро­вать­ся на: 1) струк­ту­ре инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ции, 2) выбо­ре недис­кри­ми­ни­ру­ю­щих интерак­ций с поль­зо­ва­те­лем, 3) опре­де­ле­нии реги­о­нов ARIA-реги­о­нов (спе­ци­аль­ная раз­мет­ка веб-стра­ни­цы, поз­во­ля­ю­щая скрин­ри­де­рам для сле­пых выби­рать область стра­ни­цы, к кото­рой мож­но перей­ти, см. подроб­нее здесь). Но основ­ная зада­ча состо­ит в том, как создать такой же поль­зо­ва­тель­ский опыт для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, как и для людей без огра­ни­че­ний.

Зона ответ­ствен­но­сти фронт-энд раз­ра­бот­чи­ков – созда­вать удоб­ные интер­фей­сы. Часто имен­но вер­сталь­щи­ки ста­но­вят­ся спе­ци­а­ли­ста­ми по инклю­зив­но­му дизай­ну веб-стра­ниц, про­сто пото­му, что им нуж­но знать раз­мет­ку инклю­зив­ных стра­ниц.

Вывод

В целом всем участ­ву­ю­щим в про­цес­се раз­ра­бот­ки реко­мен­ду­ет­ся бли­же озна­ко­мить­ся с асси­стив­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми (тех­но­ло­гии и устрой­ства, помо­га­ю­щие людям с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми). Дизай­не­ры и про­грам­ми­сты долж­ны пони­мать то, как рабо­та­ют инклю­зив­ные тех­но­ло­гии, встро­ен­ные в опе­ра­ци­он­ные систе­мы и исполь­зу­е­мые целе­вы­ми груп­па­ми: NVAccess, WAI-ARIA. Кро­ме того, сле­ду­ет созда­вать сай­ты, кото­ры­ми мож­но управ­лять с помо­щью кла­ви­а­ту­ры.

Инструменты по теме: