Исследование Why We Post: 15 открытий о нашем использовании социальных сетей

Что на самом деле происходит в социальных медиа? Исследование "Why We Post" дает представление о том, как используют социальные медиа самые разные люди. Фото: amira_a. Flikcr. (CC BY 2.0)
Что на самом деле происходит в социальных медиа? Исследование "Why We Post" дает представление о том, как используют социальные медиа самые разные люди. Фото: amira_a. Flikcr. (CC BY 2.0)

Что на самом деле про­ис­хо­дит в соци­аль­ных медиа? «Иссле­до­ва­ние «Why We Post» дает пред­став­ле­ние о том, как исполь­зу­ют соци­аль­ные медиа самые раз­ные люди – школь­ни­ки в Англии, фаб­рич­ные рабо­чие в Китае, моло­дые жен­щи­ны в Тур­ции, IT-спе­ци­а­ли­сты в Индии и мно­гие дру­гие.

1. Социальные медиа не делают нас большими индивидуалистами

Счи­та­ет­ся, что соци­аль­ные медиа дела­ют нас боль­ши­ми инди­ви­ду­а­ли­ста­ми и нар­цис­са­ми. Соглас­но иссле­до­ва­нию, это вер­но в неко­то­рых слу­ча­ях, но чаще соци­аль­ные медиа исполь­зу­ют­ся для уси­ле­ния таких тра­ди­ци­он­ных групп, как семья, каста и пле­мя, и помо­га­ют вос­ста­но­вить и под­дер­жи­вать свя­зи, поте­рян­ные в резуль­та­те мигра­ции или мобиль­но­сти.

2. Социальные медиа не отвлекают от образования – они и есть образование

Соци­аль­ные медиа могут не толь­ко не отвле­кать от обра­зо­ва­ния, но в неко­то­рых слу­ча­ях и помо­га­ют его полу­чить – осо­бен­но это каса­ет­ся нефор­маль­но­го обра­зо­ва­ния, что осо­бен­но важ­но для людей, доступ кото­рых к фор­маль­но­му обра­зо­ва­нию огра­ни­чен.

3. Существует много разных жанров селфи

Счи­та­ет­ся, что фото­гра­фи­ро­ва­ние себя и пуб­ли­ка­ция этих фото­гра­фий в соци­аль­ных медиа – это при­знак нар­цис­сиз­ма, но иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что сел­фи могут делать­ся для раз­ных целей. Так, напри­мер, в Чили сел­фи высту­па­ют ско­рее как спо­соб пока­зать связь с дру­ги­ми людь­ми.

4. Онлайн-равенство не означает офлайн-равенства

Несмот­ря на то, что соци­аль­ные медиа дали мно­го новых воз­мож­но­стей ранее исклю­чен­ным сло­ям насе­ле­ния (напри­мер, воз­мож­ность ком­му­ни­ка­ции), соци­аль­ное нера­вен­ство, суще­ству­ю­щее офлайн, по-преж­не­му сохра­ня­ет­ся.

5. Социальные сети создают пользователи, а не разработчики платформ

После того как плат­фор­ма запу­ще­на, жизнь и функ­ции соци­аль­ной сети опре­де­ля­ют, глав­ным обра­зом, сами поль­зо­ва­те­ли. Напри­мер, то, как англий­ские школь­ни­ки исполь­зу­ют Twitter для ссор друг с дру­гом, несколь­ко отли­ча­ет­ся от заду­ман­но­го раз­ра­бот­чи­ка­ми спо­со­ба обме­на инфор­ма­ци­ей.

6. Публичные социальные медиа консервативны

Такие пуб­лич­ные сто­ро­ны соци­аль­ных сетей, как Facebook Timeline, име­ют тен­ден­цию быть кон­сер­ва­тив­ны­ми – люди в них избе­га­ют пуб­ли­ка­ции поли­ти­че­ских запи­сей. При этом более при­ват­ные соци­аль­ные медиа, напри­мер WhatsApp, чаще исполь­зу­ют­ся для ради­каль­ных поли­ти­че­ских выска­зы­ва­ний.

7. Раньше мы разговаривали, теперь фотографируем

Соци­аль­ные медиа поспо­соб­ство­ва­ли изме­не­нию ком­му­ни­ка­ции в сто­ро­ну визу­аль­но­го, а не тек­сто­во­го или голо­со­во­го фор­ма­та. Фото­гра­фия ста­ла осно­вой нашей ком­му­ни­ка­ции.

8. Социальные медиа не делают мир более гомогенным

Одно из глав­ных откры­тий иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в том, что люди все­гда нахо­дят спо­соб сде­лать так, что­бы соци­аль­ные медиа слу­жи­ли их локаль­ным зада­чам. Соци­аль­ные медиа ско­рее слу­жат спо­со­бом выра­же­ния куль­тур­ных раз­ли­чий, чем дела­ют мир гомо­ген­ным.

9. Социальные медиа способствуют социальной коммерции, а не всей коммерции

Соци­аль­ные медиа помо­га­ют раз­ви­вать ком­мер­цию, кото­рая зави­сит от рас­ши­ре­ния пер­со­наль­ной сети, напри­мер, про­да­жи това­ров или услуг дру­гим людям. Вли­я­ние на дру­гие фор­мы ком­мер­ции может быть раз­ным.

10. Социальные медиа создали новый формат коммуникации – между публичной и приватной

До соци­аль­ных медиа боль­шая часть ком­му­ни­ка­ции была либо пуб­лич­ной (радио и теле­ви­де­ние), либо при­ват­ной (пись­ма и теле­фон­ные раз­го­во­ры). Соци­аль­ные медиа поз­во­ли­ли уста­нав­ли­вать раз­мер ауди­то­рии и сте­пень при­ват­но­сти ком­му­ни­ка­ции.

11. Люди воспринимают социальные медиа как свой дом

Соци­аль­ные медиа ста­ли не толь­ко тех­но­ло­ги­ей для ком­му­ни­ка­ции, но и про­стран­ством, где люди про­во­дят зна­чи­тель­ную часть сво­е­го вре­ме­ни.

12. Социальные медиа влияют на отношения

Одна из сфер, на кото­рую соци­аль­ные медиа ока­зы­ва­ют боль­шое вли­я­ние, – это отно­ше­ния, осо­бен­но в кон­сер­ва­тив­ных сооб­ще­ствах, где бла­го­да­ря соци­аль­ным медиа муж­чи­ны и жен­щи­ны полу­чи­ли воз­мож­ность уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать отно­ше­ния друг с дру­гом.

13. Выбор социальных медиа имеет значение

Боль­шин­ство людей исполь­зу­ют раз­ные соци­аль­ные медиа для раз­ных целей. При этом нас судят по тому, какие соци­аль­ные медиа мы исполь­зу­ем, что дела­ет это соци­аль­ным и мораль­ным вопро­сом.

14. Мемы стали моральной полицией онлайн-жизни

Мемы часто исполь­зу­ют­ся груп­па­ми людей для выра­же­ния сво­их цен­но­стей и мне­ний и кри­ти­ки дру­гих групп людей.

15. Социальные медиа могут способствовать увеличению приватности

Мы при­вык­ли счи­тать, что соци­аль­ные медиа явля­ют­ся угро­зой нашей при­ват­но­сти, но ино­гда они спо­соб­ству­ют уве­ли­че­нию при­ват­но­сти. Это осо­бен­но вер­но для жите­лей Восточ­ной и Южной Азии, живу­щих в боль­ших семьях с огра­ни­чен­ной при­ват­но­стью лич­ной жиз­ни. Для них исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных медиа явля­ют­ся воз­мож­но­стью полу­чить боль­ше при­ват­но­сти.