Как в Казани проект «Технокласс» учит детей программировать и создавать умные дома

Интервью с Аксаной Бариевой о работе Технокласса в Казани. Фото: Оксана Бариева, из личного архива.
Аксана Бариева, управляющая клубом робототехники и изобретательства «Технокласс». Фото из личного архива.

С 2014 года в Казани успешно реализуется проект для детей и подростков по робототехнике и техническому творчеству. Аксана Бариева, управляющая клубом робототехники и изобретательства «Технокласс», рассказала про проект, успешных учеников и поделилась, чего ожидать от проекта через 10 лет.

С Аксаной беседовал Руслан Шекуров, координатор Теплицы социальных технологий в Казани.

 – Аксана, расскажите о «Техноклассе» и его команде.

Технокласс – это сеть клубов по робототехнике и техническому творчеству для детей от 7 до 17 лет. Компания основана на базе первого в России частного технопарка по робототехнике «navigator\campus». Команда «Технокласса» насчитывает более 13 человек. Основные участники:

  • Виктория Токарева – директор, занимается развитием Технокласса по франшизе;
  • Аксана Бариева – управляющий, занимается развитием Технокласса в Казани;
  • Зоя Сейфуллина – менеджер, занимается административными вопросами, контролем и взаимодействием с родителями и детьми.

А также высококвалифицированные преподаватели, которые занимаются разработкой учебной программы и ее реализацией.

Для нас в преподавателях важно не только их образование, но и увлеченность робототехникой. Они легко увлекают детей, всегда в курсе самых последних новинок и открытий, им интересно создавать что-то новое и экспериментировать. Своей жаждой и увлеченностью они заряжают детей и превращают для них робототехнику в любимое хобби и, возможно, дальнейший выбор профессии.

– Какими вы видите миссию и цель своего проекта?

– После открытия технопарка по робототехнике мы обнаружили, что совсем не хватает специалистов по робототехнике, и мы решили начать «растить» своих специалистов со школы. Мы приучаем детей работать не только с роботами LEGO, но и роботами на платформе Arduino. В первый год ребята учатся азам программирования на роботах ScratchDuino, а со второго мы уже вместе с детьми делаем такие проекты, как «Умный дом», автономный «Робот-Жук». Например, проект «Space Lady» представляет собой цветную светодиодную ленту, которой можно управлять при помощи сенсорных кнопок.

Также в этом году мы запустили новый курс «Инженерная разработка». На этом курсе мы с ребятами от 10 лет собираем свой собственный робот-пылесос, который может работать автономно и от пульта, а также учимся управлять роботом через мобильное приложение. Наша задача – научить каждого ребенка воплощать в жизнь любую свою идею.

– Какие самые успешные проекты выпустились благодаря «Техноклассу»?

– Например, Расим Гарипов разработал собственного робота-официанта и презентовал его на TEDxBaumanST.

  • Арсений Романцов, Егор Фадеев, Альберт Нотфуллин, Александр Гавковский, Расим Гарипов участвовали на выставке «Слeт молодых инноваторов», где презентовали свои проекты Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову.
  • Арсений Романцов стал призером в очной олимпиаде «Ломоносов» по робототехнике в НИИ механики МГУ в категории 5-9-е классы.
  • Егор Фадеев стал призером на малых Ломоносовских чтениях в секции «Робототехника и информатика».

Наши ребята принимают участие с проектами в школьных выставках, где получают призовые места, и мы второй год участвуем во Всероссийской олимпиаде по робототехнике.

Приходя к нам, как правило, дети знакомы с робототехникой достаточно поверхностно – на уровне сборки и разборки роботов Lego – и не всегда правильно представляют до конца, что их ждет. Но позанимавшись у нас какое-то время, они начинают сами придумывать какие-то проекты и просить преподавателей воплотить их идеи в жизнь. Также есть ребята, которые, делая, например, «умный дом» на наших занятиях, приходят к себе домой и сами дополнительно добавляют то, чего не было в программе, тем самым совершенствуя свои разработки.

На вопрос «Кем ты хочешь стать?» наши дети чаще всего отвечают, что хотят стать разработчиками роботов и программистами. Для детей этого возраста знание ответа на данный вопрос достаточно редко, поэтому родители становятся более уверенными в будущем своих детей, так как спрос на таких специалистов растет.

Ученики проекта "Технокласс". Фото из архива.
Ученики проекта «Технокласс». Фото из архива.

– Аксана, считаете ли вы «Технокласс» примером социального предпринимательства? Есть ли у вашего проекта франшиза, и в каких городах она реализуется?

– Да, нашу деятельность можно назвать социальным предпринимательством, так как мы нацелены на решение проблемы нехватки кадров в сфере робототехники. Кроме того, мы активно занимаемся развитием франшизы по городам России. На сегодняшний день у нас уже работают центры в таких городах, как Набережные Челны, Томск и Севастополь.

– Как можно попасть к вам на занятия?

– К нам на занятия можно записаться по телефону 8 (843) 2-661-600. Мы можем сразу проконсультировать и сориентировать по направлениям, предложить расписание и удобные адреса для занятий. В Казани сейчас у нас работает пять центров в разных районах города. В ближайшее время планируем расширяться еще на несколько центров. Мы всегда активно общаемся с нашими родителями для того, чтобы держать руку на пульсе и видеть, в каком направлении нашим детям и их родителям было бы интересно развиваться. Всегда стараемся быть в курсе всех новинок и включать их в свои программы.

– Каким вы видите будущее технологий, и что из этого будущего зарождается в «Техноклассе»?

– Будущее технологий будет напрямую связано с изучением космоса и развитием человека как вида, усилением и восстановлением функций организма, например, таких, как передвижение себя и предметов в пространстве за счет силы мысли.

Как раз сейчас мы готовим новый курс по нейротехнологиям и уже в сентябре планируем запустить курс «Юный нейромоделист», который будет знакомить детей с биосигналами, прототипированием нейроустройств и построением человеко-машинных интерфейсов.

Занятия в клубе. Фото из архива "Технокласс"
Занятия в клубе. Фото из архива «Технокласс»

– Аксана, расскажите о дальнейших планах проекта.

– «Технокласс» – это очень крутой проект не только потому, что здесь работают с детьми в нужном направлении, но и потому, что все это организовала очень сильная команда.

Иногда мы представляем, что пройдет лет 10, и эти мальчики и девочки будут работать в технопарке navigator\campus, в Иннополисе, на автоматизированных заводах, а может, даже на Марсе! Они будут ведущими инженерами и разработчиками, а мы будем гордиться тем, что, открыв проект в 2014 году, мы дали им этот толчок.

Сейчас я занимаюсь продвижением и развитием «Технокласса» в Казани и ближайших городах республики. В течение года планируем открывать центры «Технокласса» в таких городах, как Зеленодольск, Алексеевск, Чистополь.

Мы планируем сделать «Технокласс» таким клубом робототехники, чьих выпускников будут с руками отрывать ведущие технические вузы нашей республики и страны.

Группа клуба по робототехнике «Технокласc».