Как в Казани проект «Технокласс» учит детей программировать и создавать умные дома

Интервью с Аксаной Бариевой о работе Технокласса в Казани. Фото: Оксана Бариева, из личного архива.
Аксана Бариева, управляющая клубом робототехники и изобретательства «Технокласс». Фото из личного архива.

С 2014 года в Каза­ни успеш­но реа­ли­зу­ет­ся про­ект для детей и под­рост­ков по робо­то­тех­ни­ке и тех­ни­че­ско­му твор­че­ству. Акса­на Бари­е­ва, управ­ля­ю­щая клу­бом робо­то­тех­ни­ки и изоб­ре­та­тель­ства «Тех­но­класс», рас­ска­за­ла про про­ект, успеш­ных уче­ни­ков и поде­ли­лась, чего ожи­дать от про­ек­та через 10 лет.

С Акса­ной бесе­до­вал Рус­лан Шеку­ров, коор­ди­на­тор Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Каза­ни.

– Аксана, расскажите о «Техноклассе» и его команде.

Тех­но­класс – это сеть клу­бов по робо­то­тех­ни­ке и тех­ни­че­ско­му твор­че­ству для детей от 7 до 17 лет. Ком­па­ния осно­ва­на на базе пер­во­го в Рос­сии част­но­го тех­но­пар­ка по робо­то­тех­ни­ке «navigator\campus». Коман­да «Тех­но­клас­са» насчи­ты­ва­ет более 13 чело­век. Основ­ные участ­ни­ки:

  • Вик­то­рия Тока­ре­ва – дирек­тор, зани­ма­ет­ся раз­ви­ти­ем Тех­но­клас­са по фран­ши­зе;
  • Акса­на Бари­е­ва – управ­ля­ю­щий, зани­ма­ет­ся раз­ви­ти­ем Тех­но­клас­са в Каза­ни;
  • Зоя Сей­фул­ли­на – мене­джер, зани­ма­ет­ся адми­ни­стра­тив­ны­ми вопро­са­ми, кон­тро­лем и вза­и­мо­дей­стви­ем с роди­те­ля­ми и детьми.

А так­же высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые зани­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой учеб­ной про­грам­мы и ее реа­ли­за­ци­ей.

Для нас в пре­по­да­ва­те­лях важ­но не толь­ко их обра­зо­ва­ние, но и увле­чен­ность робо­то­тех­ни­кой. Они лег­ко увле­ка­ют детей, все­гда в кур­се самых послед­них нови­нок и откры­тий, им инте­рес­но созда­вать что-то новое и экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. Сво­ей жаж­дой и увле­чен­но­стью они заря­жа­ют детей и пре­вра­ща­ют для них робо­то­тех­ни­ку в люби­мое хоб­би и, воз­мож­но, даль­ней­ший выбор про­фес­сии.

– Какими вы видите миссию и цель своего проекта?

– После откры­тия тех­но­пар­ка по робо­то­тех­ни­ке мы обна­ру­жи­ли, что совсем не хва­та­ет спе­ци­а­ли­стов по робо­то­тех­ни­ке, и мы реши­ли начать «рас­тить» сво­их спе­ци­а­ли­стов со шко­лы. Мы при­уча­ем детей рабо­тать не толь­ко с робо­та­ми LEGO, но и робо­та­ми на плат­фор­ме Arduino. В пер­вый год ребя­та учат­ся азам про­грам­ми­ро­ва­ния на робо­тах ScratchDuino, а со вто­ро­го мы уже вме­сте с детьми дела­ем такие про­ек­ты, как «Умный дом», авто­ном­ный «Робот-Жук». Напри­мер, про­ект «Space Lady» пред­став­ля­ет собой цвет­ную све­то­ди­од­ную лен­ту, кото­рой мож­но управ­лять при помо­щи сен­сор­ных кно­пок.

Так­же в этом году мы запу­сти­ли новый курс «Инже­нер­ная раз­ра­бот­ка». На этом кур­се мы с ребя­та­ми от 10 лет соби­ра­ем свой соб­ствен­ный робот-пыле­сос, кото­рый может рабо­тать авто­ном­но и от пуль­та, а так­же учим­ся управ­лять робо­том через мобиль­ное при­ло­же­ние. Наша зада­ча – научить каж­до­го ребен­ка вопло­щать в жизнь любую свою идею.

– Какие самые успешные проекты выпустились благодаря «Техноклассу»?

– Напри­мер, Расим Гари­пов раз­ра­бо­тал соб­ствен­но­го робо­та-офи­ци­ан­та и пре­зен­то­вал его на TEDxBaumanST.

  • Арсе­ний Роман­цов, Егор Фаде­ев, Аль­берт Нот­фул­лин, Алек­сандр Гав­ков­ский, Расим Гари­пов участ­во­ва­ли на выстав­ке «Слeт моло­дых инно­ва­то­ров», где пре­зен­то­ва­ли свои про­ек­ты Пре­зи­ден­ту Рес­пуб­ли­ки Татар­стан Руста­му Нур­га­ли­е­ви­чу Мин­ни­ха­но­ву.
  • Арсе­ний Роман­цов стал при­зе­ром в очной олим­пиа­де «Ломо­но­сов» по робо­то­тех­ни­ке в НИИ меха­ни­ки МГУ в кате­го­рии 5–9-е клас­сы.
  • Егор Фаде­ев стал при­зе­ром на малых Ломо­но­сов­ских чте­ни­ях в сек­ции «Робо­то­тех­ни­ка и инфор­ма­ти­ка».

Наши ребя­та при­ни­ма­ют уча­стие с про­ек­та­ми в школь­ных выстав­ках, где полу­ча­ют при­зо­вые места, и мы вто­рой год участ­ву­ем во Все­рос­сий­ской олим­пиа­де по робо­то­тех­ни­ке.

При­хо­дя к нам, как пра­ви­ло, дети зна­ко­мы с робо­то­тех­ни­кой доста­точ­но поверх­ност­но – на уровне сбор­ки и раз­бор­ки робо­тов Lego – и не все­гда пра­виль­но пред­став­ля­ют до кон­ца, что их ждет. Но поза­ни­мав­шись у нас какое-то вре­мя, они начи­на­ют сами при­ду­мы­вать какие-то про­ек­ты и про­сить пре­по­да­ва­те­лей вопло­тить их идеи в жизнь. Так­же есть ребя­та, кото­рые, делая, напри­мер, «умный дом» на наших заня­ти­ях, при­хо­дят к себе домой и сами допол­ни­тель­но добав­ля­ют то, чего не было в про­грам­ме, тем самым совер­шен­ствуя свои раз­ра­бот­ки.

На вопрос «Кем ты хочешь стать?» наши дети чаще все­го отве­ча­ют, что хотят стать раз­ра­бот­чи­ка­ми робо­тов и про­грам­ми­ста­ми. Для детей это­го воз­рас­та зна­ние отве­та на дан­ный вопрос доста­точ­но ред­ко, поэто­му роди­те­ли ста­но­вят­ся более уве­рен­ны­ми в буду­щем сво­их детей, так как спрос на таких спе­ци­а­ли­стов рас­тет.

Ученики проекта "Технокласс". Фото из архива.
Уче­ни­ки про­ек­та «Тех­но­класс». Фото из архи­ва.

– Аксана, считаете ли вы «Технокласс» примером социального предпринимательства? Есть ли у вашего проекта франшиза, и в каких городах она реализуется?

– Да, нашу дея­тель­ность мож­но назвать соци­аль­ным пред­при­ни­ма­тель­ством, так как мы наце­ле­ны на реше­ние про­бле­мы нехват­ки кад­ров в сфе­ре робо­то­тех­ни­ки. Кро­ме того, мы актив­но зани­ма­ем­ся раз­ви­ти­ем фран­ши­зы по горо­дам Рос­сии. На сего­дняш­ний день у нас уже рабо­та­ют цен­тры в таких горо­дах, как Набе­реж­ные Чел­ны, Томск и Сева­сто­поль.

– Как можно попасть к вам на занятия?

– К нам на заня­тия мож­но запи­сать­ся по теле­фо­ну 8 (843) 2−661−600. Мы можем сра­зу про­кон­суль­ти­ро­вать и сори­ен­ти­ро­вать по направ­ле­ни­ям, пред­ло­жить рас­пи­са­ние и удоб­ные адре­са для заня­тий. В Каза­ни сей­час у нас рабо­та­ет пять цен­тров в раз­ных рай­о­нах горо­да. В бли­жай­шее вре­мя пла­ни­ру­ем рас­ши­рять­ся еще на несколь­ко цен­тров. Мы все­гда актив­но обща­ем­ся с наши­ми роди­те­ля­ми для того, что­бы дер­жать руку на пуль­се и видеть, в каком направ­ле­нии нашим детям и их роди­те­лям было бы инте­рес­но раз­ви­вать­ся. Все­гда ста­ра­ем­ся быть в кур­се всех нови­нок и вклю­чать их в свои про­грам­мы.

– Каким вы видите будущее технологий, и что из этого будущего зарождается в «Техноклассе»?

– Буду­щее тех­но­ло­гий будет напря­мую свя­за­но с изу­че­ни­ем кос­мо­са и раз­ви­ти­ем чело­ве­ка как вида, уси­ле­ни­ем и вос­ста­нов­ле­ни­ем функ­ций орга­низ­ма, напри­мер, таких, как пере­дви­же­ние себя и пред­ме­тов в про­стран­стве за счет силы мыс­ли.

Как раз сей­час мы гото­вим новый курс по ней­ро­тех­но­ло­ги­ям и уже в сен­тяб­ре пла­ни­ру­ем запу­стить курс «Юный ней­ро­мо­де­лист», кото­рый будет зна­ко­мить детей с био­сиг­на­ла­ми, про­то­ти­пи­ро­ва­ни­ем ней­ро­устройств и постро­е­ни­ем чело­ве­ко-машин­ных интер­фей­сов.

Занятия в клубе. Фото из архива "Технокласс"
Заня­тия в клу­бе. Фото из архи­ва «Тех­но­класс»

– Аксана, расскажите о дальнейших планах проекта.

– «Тех­но­класс» – это очень кру­той про­ект не толь­ко пото­му, что здесь рабо­та­ют с детьми в нуж­ном направ­ле­нии, но и пото­му, что все это орга­ни­зо­ва­ла очень силь­ная коман­да.

Ино­гда мы пред­став­ля­ем, что прой­дет лет 10, и эти маль­чи­ки и девоч­ки будут рабо­тать в тех­но­пар­ке navigator\campus, в Инно­по­ли­се, на авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных заво­дах, а может, даже на Мар­се! Они будут веду­щи­ми инже­не­ра­ми и раз­ра­бот­чи­ка­ми, а мы будем гор­дить­ся тем, что, открыв про­ект в 2014 году, мы дали им этот тол­чок.

Сей­час я зани­ма­юсь про­дви­же­ни­ем и раз­ви­ти­ем «Тех­но­клас­са» в Каза­ни и бли­жай­ших горо­дах рес­пуб­ли­ки. В тече­ние года пла­ни­ру­ем откры­вать цен­тры «Тех­но­клас­са» в таких горо­дах, как Зеле­но­дольск, Алек­се­евск, Чисто­поль.

Мы пла­ни­ру­ем сде­лать «Тех­но­класс» таким клу­бом робо­то­тех­ни­ки, чьих выпуск­ни­ков будут с рука­ми отры­вать веду­щие тех­ни­че­ские вузы нашей рес­пуб­ли­ки и стра­ны.

Груп­па клу­ба по робо­то­тех­ни­ке «Тех­но­класc».