3D-зебры: как стрит-арт спасает жизни пешеходов

Хитом этой весны стал проект Саумйа Таккар (Saumya Pandya Thakkar) и Шакунтала Пандийя (Shakuntala Pandya) - двух женщин, сделавших в индийском городе Ахмедабад три пешеходных перехода с 3D-«зебрами». Фото: fastcoexist.com
Хитом этой весны стал проект Саумйа Таккар (Saumya Pandya Thakkar) и Шакунтала Пандийя (Shakuntala Pandya) - двух женщин, сделавших в индийском городе Ахмедабад три пешеходных перехода с 3D-«зебрами». Фото: fastcoexist.com

«Зеб­ры», поло­са­тая дорож­ная раз­мет­ка для обо­зна­че­ния пеше­ход­но­го пере­хо­да, все хуже выпол­ня­ют свою функ­цию. Появив­ши­е­ся более полу­ве­ка назад, «зеб­ры» пере­ста­ли вос­при­ни­мать­ся води­те­ля­ми как сиг­нал о необ­хо­ди­мо­сти замед­лить дви­же­ние. Пока иссле­до­ва­те­ли копят ста­ти­сти­ку и про­во­дят экс­пе­ри­мен­ты, улич­ные худож­ни­ки, город­ские акти­ви­сты и муни­ци­паль­ные вла­сти по все­му миру пыта­ют­ся най­ти новый фор­мат дорож­ной раз­мет­ки.

Человеческое зрение устроено таким образом, что иллюзия объема возникает, когда водитель находится на расстоянии от «зебры» – как раз на таком, чтобы сбавить скорость. Фото: fastcoexist.com
Чело­ве­че­ское зре­ние устро­е­но таким обра­зом, что иллю­зия объ­е­ма воз­ни­ка­ет, когда води­тель нахо­дит­ся на рас­сто­я­нии от «зеб­ры» – как раз на таком, что­бы сба­вить ско­рость. Фото: fastcoexist.com

Хитом этой вес­ны стал про­ект Сау­мйа Так­кар (Saumya Pandya Thakkar) и Шакун­та­лы Пан­дийя (Shakuntala Pandya) – двух жен­щин, сде­лав­ших в индий­ском горо­де Ахме­даб­ад три пеше­ход­ных пере­хо­да с 3D-«зебрами». К обыч­ным полос­кам они доба­ви­ли рису­нок, кото­рый при­да­ет раз­мет­ке объ­ем­ный вид, поэто­му на рас­сто­я­нии скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что это не про­сто полос­ки крас­ки, а какие-то объ­ек­ты.

За 2014 год на доро­гах Индии погиб­ло более 139 тысяч чело­век, почти 40% – из-за пре­вы­ше­ния ско­ро­сти. Мама и ее дочь сде­ла­ли 3D-зеб­ры по зака­зу мест­ной ком­па­нии, кото­рая управ­ля­ет дорож­ным хозяй­ством в Ахме­даб­а­де, пятом по вели­чине горо­де в Индии.

Чело­ве­че­ское зре­ние устро­е­но таким обра­зом, что иллю­зия объ­е­ма воз­ни­ка­ет, когда води­тель нахо­дит­ся на рас­сто­я­нии от «зеб­ры» – как раз на таком, что­бы сба­вить ско­рость. К момен­ту, когда он подъ­ез­жа­ет к «зеб­ре», она выгля­дит, как обыч­но.

Мама и дочь вдох­нов­ля­лись ана­ло­гич­ным про­ек­том в Китае – в горо­де Тай­чжоу заказ­чи­ка­ми тако­го экс­пе­ри­мен­та ста­ла мест­ная авто­ин­спек­ция.

Проект Бегимай Сатаевой, Кыргызстан.
Про­ект Беги­май Сата­е­вой, Кыр­гыз­стан.

Но «3D-зеб­ры» гораз­до бли­же к нам, чем может пока­зать­ся, к при­ме­ру, сту­дент­ка тре­тье­го кур­са Аме­ри­кан­ско­го уни­вер­си­те­та в Цен­траль­ной Азии Беги­май Сата­е­ва сде­ла­ла в Биш­ке­ке три таких пеше­ход­ных пере­хо­да в рам­ках про­ек­та «Визу­аль­ный эффект». В Тби­ли­си этой тех­ни­кой реши­ли вос­поль­зо­вать­ся сами сотруд­ни­ки авто­ин­спек­ции, что­бы умень­шить коли­че­ство про­ис­ше­ствий и опас­но­сти на доро­гах горо­да. «Объ­ем­ные зеб­ры» есть и в Крас­но­яр­ске, Таган­ро­ге, Кали­нин­гра­де.