Визуализация данных: почему инфографика сложно дается НКО

Визуальные материалы играют важную роль в работе общественных инициатив. Фото: Flickr Annette Dubois CC BY-NC 2.0
Визуальные материалы играют важную роль в работе общественных инициатив. Фото: Flickr Annette Dubois (CC BY-NC 2.0).

В нача­ле 2016 года меж­дис­ци­пли­нар­ная груп­па иссле­до­ва­те­лей из Нью-Йорк­ско­го Уни­вер­си­те­та про­ве­ла опрос пред­ста­ви­те­лей НКО на тему визу­а­ли­за­ции дан­ных. Резуль­тат их рабо­ты поз­во­ля­ет луч­ше понять, поче­му не так часто уда­ет­ся встре­тить такой полез­ный и инте­рес­ный инфор­ма­ци­он­ный про­дукт, как инфо­гра­фи­ка, у неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

Social Design Notes пуб­ли­ку­ет основ­ные выво­ды из это­го иссле­до­ва­ния – с каки­ми про­бле­ма­ми стал­ки­ва­ют­ся обще­ствен­ни­ки, пыта­ясь визу­а­ли­зи­ро­вать дан­ные.

Когда уместно использовать инфографику?

Пер­вый и глав­ный вопрос, кото­рый вста­ет перед НКО, акти­ви­ста­ми или иссле­до­ва­те­ля­ми. Из всех резуль­та­тов рабо­ты что имен­но сле­ду­ет исполь­зо­вать для визу­а­ли­за­ции? И какие тех­ни­ки суще­ству­ют для созда­ния инфо­гра­фи­ки из каче­ствен­ных дан­ных? Порою слож­но быва­ет сфор­му­ли­ро­вать, какие пре­иму­ще­ства даст визу­а­ли­за­ция дан­ных, и, если брать­ся за нее, то как имен­но мож­но извлечь из это­го мак­си­мум?

Как именно делается инфографика?

Мно­гим опро­шен­ным сотруд­ни­кам НКО было неяс­но, как дела­ет­ся визу­а­ли­за­ция дан­ных на прак­ти­ке. Оче­вид­но, что есть потреб­ность в руко­вод­ствах по базо­вым навы­кам созда­ния инфо­гра­фи­ки. Как выбрать, какую инфор­ма­цию визу­а­ли­зи­ро­вать? На осно­ва­нии чего выби­рать фор­мат отоб­ра­же­ния дан­ных? Так­же ост­ро сто­ит вопрос выбо­ра под­хо­дя­ще­го инстру­мен­та – какие сер­ви­сы, при­ло­же­ния и про­грам­мы доступ­ны (бес­плат­ные или недо­ро­гие вари­ан­ты с лег­ким функ­ци­о­на­лом), и как их исполь­зо­вать.

Как использовать данные?

Мно­гие акти­ви­сты ведут рабо­ту по сво­им про­ек­там, не зани­ма­ясь при этом систе­ма­ти­че­ски сбо­ром дан­ных и их ана­ли­зом. Из-за это­го воз­ни­ка­ет вопрос: что вооб­ще счи­тать дан­ны­ми, что мож­но пытать­ся изме­рить? Неко­то­рые дан­ные, с кото­ры­ми при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся, явля­ют­ся непол­ны­ми или исхо­дят из раз­ных источ­ни­ков. Необ­хо­ди­мо выбрать пра­виль­ный набор дан­ных и понять, как соеди­нить раз­ные набо­ры меж­ду собой.

Как визуализировать данные так, чтобы они повлияли на аудиторию?

Акти­ви­сты ждут от инфо­гра­фи­ки не толь­ко нагляд­но­сти, но еще и убе­ди­тель­но­сти, и эффек­тив­но­сти. Как подать инфор­ма­цию, что­бы при­влечь вни­ма­ние людей и заста­вить их изме­нить свое мне­ние и вдох­но­вить их на дей­ствия? Не мень­шую слож­ность пред­став­ля­ет эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние инфо­гра­фи­ки в ком­му­ни­ка­ции. Труд­ность, кото­рая оста­нав­ли­ва­ет мно­гих, – жела­ние сде­лать инфо­гра­фи­ку доступ­ной для ауди­то­рии (кото­рая может еще и делить­ся на раз­ные сег­мен­ты): не жерт­во­вать нюан­са­ми и при этом избе­жать излиш­ней слож­но­сти.

Как использовать визуализацию данных для проведения кампаний?

Инфо­гра­фи­ка в рам­ках рабо­ты обще­ствен­ной орга­ни­за­ции не живет сама по себе. У сотруд­ни­ков НКО воз­ни­ка­ет слож­ность с тем, что­бы опре­де­лить роль и место инфо­гра­фи­ки: как встра­и­вать ее в общую стра­те­гию ком­му­ни­ка­ции в рам­ках кам­па­нии и к чему ее отно­сить – к моби­ли­за­ции или к экс­перт­ной части?