Как реакция властей влияет на готовность активистов мониторить городские проблемы

Реакция власти на проблемы может объясняться разными причинами. В одних случаях это связано с тем, что репутации власти нанесен урон, – делая проблему публичной, активисты и пользователи сервисов мониторинга используют технологию name&shame (назови и застыди). Фото: Flickr (CC0).
Реакция власти на проблемы может объясняться разными причинами. В одних случаях это связано с тем, что репутации власти нанесен урон, – делая проблему публичной, активисты и пользователи сервисов мониторинга используют технологию name&shame (назови и застыди). Фото: Flickr (CC0).

Решая про­бле­му граж­да­ни­на, вла­сти повы­ша­ют веро­ят­ность того, что чело­век ста­нет регу­ляр­нее сооб­щать о новых про­бле­мах. К тако­му выво­ду при­шла груп­па иссле­до­ва­те­лей из Digital Engagement Evaluation Team (DEET) Все­мир­но­го Бан­ка (World Bank).

Они про­ана­ли­зи­ро­ва­ли почти 400 тысяч обра­ще­ний, кото­рые были депер­со­на­ли­зи­ро­ва­ны, отправ­лен­ных через сер­вис FixMyStreet (поз­во­ля­ет отправ­лять жало­бы на город­ские про­бле­мы мест­ным вла­стям) в тече­ние несколь­ких лет. Соглас­но резуль­та­там иссле­до­ва­ния The Effect of Government Responsiveness on Future Political Participation, реак­ция госу­дар­ствен­но­го аппа­ра­та на обра­ще­ние граж­да­ни­на по пово­ду про­бле­мы уве­ли­чи­ва­ет на 54% шанс, что чело­век будет сооб­щать о тех или иных про­бле­мах.

Фак­ти­че­ски вокруг подоб­ных сер­ви­сов вырас­та­ют целые дви­же­ния, груп­пы акти­ви­стов, кото­рые регу­ляр­но зани­ма­ют­ся реше­ни­ем про­блем и вовле­ка­ют в это дру­гих. Но Джеф­ф­ри Пил, эко­но­мист, зани­ма­ю­щий­ся иссле­до­ва­ни­ем при­ме­не­ния тех­но­ло­гий в сфе­ре госу­прав­ле­ния и руко­во­ди­тель несколь­ких ана­ли­ти­че­ских ком­па­ний, зада­ет­ся вопро­сом, ока­зы­ва­ют ли их резуль­та­ты вли­я­ние на госу­дар­ство и на уро­вень каче­ства предо­став­ля­е­мых им услуг? Ведь фак­ти­че­ски акти­ви­сты берут на себя функ­цию мони­то­рин­га.

Реак­ция вла­сти на про­бле­мы может объ­яс­нять­ся раз­ны­ми при­чи­на­ми. В одних слу­ча­ях это свя­за­но с тем, что репу­та­ции вла­сти нане­сен урон, – делая про­бле­му пуб­лич­ной, акти­ви­сты и поль­зо­ва­те­ли сер­ви­сов мони­то­рин­га исполь­зу­ют тех­но­ло­гию name&shame (назо­ви и засты­ди).

Дру­гая гипо­те­за заклю­ча­ет­ся в том, что власть реа­ги­ру­ет, пото­му что полу­ча­ет инфор­ма­цию, кото­рой у нее рань­ше не было. По сло­вам Тиа­го Пей­шо­ту, спе­ци­а­ли­ста по теме госу­дар­ствен­но­го устрой­ства и авто­ра бло­га DemocracySpot, кото­рый вхо­дил в груп­пу иссле­до­ва­те­лей из Все­мир­но­го Бан­ка, сер­ви­сы, подоб­ные FixMyStreet, рабо­та­ют при таком госу­дар­ствен­ном аппа­ра­те, кото­рый хочет и может отве­чать на запро­сы и дей­ство­вать, что­бы решать про­бле­мы. FMS дает доступ к кана­лу инфор­ма­ции о про­бле­мах в предо­став­ле­нии госус­луг и обще­ствен­ной инфра­струк­ту­ре.

Но нель­зя ска­зать, что на все про­бле­мы есть реак­ция, даже если есть нала­жен­ный канал инфор­ма­ции. Бюро­кра­ти­че­ский аппа­рат может отчи­ты­вать­ся об опре­де­лен­ных резуль­та­тах в реше­нии про­блем, но мы зна­ем, что госу­дар­ство в любом слу­чае чинит выбо­и­ны на доро­гах, поэто­му это может быть про­сто сов­па­де­ни­ем, что в госу­дар­ствен­ные отче­ты попа­да­ют дан­ные о тех про­бле­мах, на кото­рые жало­ва­лись поль­зо­ва­те­ли сер­ви­са.

Еще один важ­ный фак­тор эффек­тив­но­сти работ подоб­ных инфор­ма­ци­он­ных систем – это нали­чие внут­рен­ней систе­мы в бюро­кра­ти­че­ском аппа­ра­те, кото­рая ведет учет обра­ще­ний и кон­троль за реак­ци­ей чинов­ни­ков на обра­ще­ния. У такой систе­мы долж­но быть несколь­ко обя­за­тель­ных харак­те­ри­стик, пер­вая из них – это инди­ка­тор «отзыв­чи­во­сти», кото­рый пока­зы­ва­ет, идет ли рабо­та над про­бле­мой, на кото­рую пожа­ло­ва­лись, или нет. Еще одна харак­те­ри­сти­ка – это направ­ле­ние про­бле­мы пра­виль­но­му адре­са­ту, тому, кто отве­ча­ет за дан­ный вопрос и в чьих пол­но­мо­чи­ях решить такую про­бле­му. Тре­тья харак­те­ри­сти­ка – спо­соб­ность к эска­ла­ции: если на про­бле­му нет отве­та в тече­ние опре­де­лен­но­го сро­ка, инфор­ма­ция об этом пере­да­ет­ся на уро­вень выше.

Несмот­ря на все это, авто­ры иссле­до­ва­ния завер­ша­ют свою рабо­ту важ­ным ком­мен­та­ри­ем. Боль­шин­ство поль­зо­ва­те­лей отправ­ля­ли через сер­вис FixMyStreet вто­рое обра­ще­ние, неза­ви­си­мо от того, была ли реше­на та про­бле­ма, о кото­рой они сооб­щи­ли до это­го. В плане устой­чи­во­го акти­виз­ма – регу­ляр­но­го уча­стия в мони­то­рин­ге про­блем – отзыв­чи­вость госу­дар­ства на сооб­ще­ние о про­бле­ме игра­ет еще мень­шую роль.