Проект «Инженерка»: как в Ульяновске учат детей робототехнике

Проект «Инженерка» обучает детей программированию и робототехнике. Фото: Анастасия Шлындова. Фото предоставлено организаторами школы.
Проект «Инженерка» обучает детей программированию и робототехнике. Фото: Анастасия Шлындова. Фото предоставлено организаторами школы.

В ноябре 2015 года в Ульяновске открылся детский центр технического творчества «Инженерка». О том, как происходит обучение детей и подростков робототехнике и программированию, читайте в интервью с автором проекта Анастасией Шлындовой.

– Анастасия, расскажите о вашем проекте. Как он создавался?

– Как у меня обычно и получается, идею детского технического центра мне подсказали мои дети. Старший сын, ему 5 лет, очень интересуется техникой и всевозможными конструкторами, хочет стать инженером, архитектором и ученым одновременно. И в этом он не одинок, многие дети его возраста и старше увлекаются подобными вещами. Вот для таких детей и создавался наш центр.

На этой волне мы познакомились с Камилем Калимуллиным, генеральным директором AdVantShop.NET и Группы компаний ИТМ, также будущим организатором проекта. Мы приобрели подходящие для работы с детьми разных возрастов конструкторы, микроконтроллеры, радиодетали и прочий необходимый материал, нашли педагогов и помещение и начали работать. Но, как оказалось, главное – это не конструкторы, а дети и преподаватели. В процессе нам пришлось пересмотреть как методики, так и требования к нашим наставникам.

– Есть ли аналоги проекта в других городах? В чем особенность проекта в Ульяновске?

– Аналоги в области робототехники, конечно, есть, и в некоторых городах уже довольно давно. Особенность нашего проекта, в отличие от обычных кружков робототехники, наверное, в том, что мы стараемся не только и не столько научить детей собирать конструктор, сколько научить их мыслить в нужном направлении и привлечь их к занятиям техническими видами творчества, чтобы в дальнейшем они могли осознанно выбрать профессию инженера или, например, программиста. А вот что касается программирования, то аналогов проекта, который мы планируем запустить с осени, практически нет.

Сейчас мы отбираем кандидатов в преподаватели, которым предстоит серьезное обучение на протяжении всего лета у автора самой передовой методики обучения школьников программированию Ильи Дединского, и с сентября-октября новые кружки уже должны начать работу.

Занятие в "Инженерке". Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.
Занятие в «Инженерке». Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.

– Где и в какой форме проходят занятия? Какие проекты уже созданы детьми?

– Занятия проходят в нашем центре по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, 56, а также нам предоставляют площадки для проведения занятий Центр молодежного инновационного творчества «Воплощение» на Университетской набережной и «Клуб активных родителей». Наша задача на лето – подобрать еще несколько подходящих площадок, чтобы они были в «шаговой доступности» в каждом районе города.

Наши младшие ребята (5 команд, каждая со своим проектом) принимали участие в региональном этапе соревнований ИКАРенок, победители поедут на всероссийские соревнования в Казань с проектом «Ветрогенератор». Старшие ребята освоили азы программирования микроконтроллера Arduino и собрали своих простых колесных роботов. Ребята, занимавшиеся на курсе программирования, создали простую игру, аналог «Крестиков-ноликов». На курсе «Ты – мейкер» ребята создали свои уникальные изделия из фанеры: фоторамки, брелки, машинки, кубики «майнкрафт», шкатулочки и многое другое.

Виктор Бадьянов и Дмитрий Петерсон показывают свою работу. Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.
Виктор Бадьянов и Дмитрий Петерсон показывают свою работу. Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.

– Вы учите детей работать с платформой Arduino. Расскажите о возможностях этого конструктора для детей и взрослых. Что из него можно собрать, и какие навыки необходимы?

Arduino – это не конструктор, а микроконтроллер. То есть, проще говоря, мозг проекта. На основе Arduino можно собрать огромное количество интересных проектов, например, в нашем центре весной ребята собирали и программировали роботов. Летом планируются недельные интенсивы «Умный дом на Arduino», где ребята попробуют сделать некоторые элементы «умного» дома на своих макетах.

– Кто ваши педагоги?

– Наши наставники – это современные, заинтересованные и активные педагоги и специалисты из разных отраслей промышленности. В настоящее время мы начинаем масштабный и уникальный курс обучения преподавателей программирования, чтобы к сентябрю иметь возможность открыть кружки программирования в каждом районе нашего города. Также планируется открытие нескольких кружков в Москве, и мы активно сотрудничаем со столичными педагогами.

– Почему вы считаете нужным обучать детей робототехнике и программированию?

– Что касается робототехники, то мы пришли к выводу, что обучать именно робототехнике не имеет смысла. Робототехника – это всего лишь инструмент для донесения до детей знаний, очень хороший и наглядный инструмент, конечно, но это не цель, а средство.

Наша цель – это привить детям интерес к инженерным наукам, вложить в их головы базовые знания по таким техническим дисциплинам, как электроника, физика, механика, основы программирования. Сейчас мы при поддержке IT-компаний региона начинаем готовить наших будущих преподавателей и с сентября-октября надеемся запустить уникальные для Ульяновска кружки программирования для школьников 7-11-х классов по методике Ильи Дединского.

За три года обучения ребята получат колоссальные знания и навыки промышленного программирования, которые позволят им уже с первых курсов вуза стажироваться и работать в ведущих IT-компаниях региона.

Занятие в "Инженерке". Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.
Во время создания первого робота. Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.

– Как вы видите развитие вашего проекта?

– Развитие «Инженерки» должно идти как вглубь, так и вширь. Мы постоянно отсматриваем и анализируем различные методики, обучаем преподавателей, стремимся повышать качество нашего продукта. Также мы ищем новые площадки и активных заинтересованных специалистов, чтобы наши кружки были в шаговой доступности в каждом районе города.

Следующая наша перспектива – это сеть кружков по России, и первый шаг в этом направлении мы планируем сделать уже в этом году.

Процесс сбора работа. Фото предоставлено Анастасией Шлындовой
Процесс сбора робота. Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.