Проект «Инженерка»: как в Ульяновске учат детей робототехнике

Проект «Инженерка» обучает детей программированию и робототехнике. Фото: Анастасия Шлындова. Фото предоставлено организаторами школы.
Проект «Инженерка» обучает детей программированию и робототехнике. Фото: Анастасия Шлындова. Фото предоставлено организаторами школы.

В нояб­ре 2015 года в Улья­нов­ске открыл­ся дет­ский центр тех­ни­че­ско­го твор­че­ства «Инже­нер­ка». О том, как про­ис­хо­дит обу­че­ние детей и под­рост­ков робо­то­тех­ни­ке и про­грам­ми­ро­ва­нию, читай­те в интер­вью с авто­ром про­ек­та Ана­ста­си­ей Шлын­до­вой.

– Анастасия, расскажите о вашем проекте. Как он создавался?

– Как у меня обыч­но и полу­ча­ет­ся, идею дет­ско­го тех­ни­че­ско­го цен­тра мне под­ска­за­ли мои дети. Стар­ший сын, ему 5 лет, очень инте­ре­су­ет­ся тех­ни­кой и все­воз­мож­ны­ми кон­струк­то­ра­ми, хочет стать инже­не­ром, архи­тек­то­ром и уче­ным одно­вре­мен­но. И в этом он не оди­нок, мно­гие дети его воз­рас­та и стар­ше увле­ка­ют­ся подоб­ны­ми веща­ми. Вот для таких детей и созда­вал­ся наш центр.

На этой волне мы позна­ко­ми­лись с Ками­лем Кали­мул­ли­ным, гене­раль­ным дирек­то­ром AdVantShop.NET и Груп­пы ком­па­ний ИТМ, так­же буду­щим орга­ни­за­то­ром про­ек­та. Мы при­об­ре­ли под­хо­дя­щие для рабо­ты с детьми раз­ных воз­рас­тов кон­струк­то­ры, мик­ро­кон­трол­ле­ры, радио­де­та­ли и про­чий необ­хо­ди­мый мате­ри­ал, нашли педа­го­гов и поме­ще­ние и нача­ли рабо­тать. Но, как ока­за­лось, глав­ное – это не кон­струк­то­ры, а дети и пре­по­да­ва­те­ли. В про­цес­се нам при­шлось пере­смот­реть как мето­ди­ки, так и тре­бо­ва­ния к нашим настав­ни­кам.

– Есть ли аналоги проекта в других городах? В чем особенность проекта в Ульяновске?

– Ана­ло­ги в обла­сти робо­то­тех­ни­ки, конеч­но, есть, и в неко­то­рых горо­дах уже доволь­но дав­но. Осо­бен­ность наше­го про­ек­та, в отли­чие от обыч­ных круж­ков робо­то­тех­ни­ки, навер­ное, в том, что мы ста­ра­ем­ся не толь­ко и не столь­ко научить детей соби­рать кон­струк­тор, сколь­ко научить их мыс­лить в нуж­ном направ­ле­нии и при­влечь их к заня­ти­ям тех­ни­че­ски­ми вида­ми твор­че­ства, что­бы в даль­ней­шем они мог­ли осо­знан­но выбрать про­фес­сию инже­не­ра или, напри­мер, про­грам­ми­ста. А вот что каса­ет­ся про­грам­ми­ро­ва­ния, то ана­ло­гов про­ек­та, кото­рый мы пла­ни­ру­ем запу­стить с осе­ни, прак­ти­че­ски нет.

Сей­час мы отби­ра­ем кан­ди­да­тов в пре­по­да­ва­те­ли, кото­рым пред­сто­ит серьез­ное обу­че­ние на про­тя­же­нии все­го лета у авто­ра самой пере­до­вой мето­ди­ки обу­че­ния школь­ни­ков про­грам­ми­ро­ва­нию Ильи Дедин­ско­го, и с сен­тяб­ря-октяб­ря новые круж­ки уже долж­ны начать рабо­ту.

Занятие в "Инженерке". Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.
Заня­тие в «Инже­нер­ке». Фото предо­став­ле­но Ана­ста­си­ей Шлын­до­вой.

– Где и в какой форме проходят занятия? Какие проекты уже созданы детьми?

– Заня­тия про­хо­дят в нашем цен­тре по адре­су: г. Улья­новск, ул. Ряби­ко­ва, 56, а так­же нам предо­став­ля­ют пло­щад­ки для про­ве­де­ния заня­тий Центр моло­деж­но­го инно­ва­ци­он­но­го твор­че­ства «Вопло­ще­ние» на Уни­вер­си­тет­ской набе­реж­ной и «Клуб актив­ных роди­те­лей». Наша зада­ча на лето – подо­брать еще несколь­ко под­хо­дя­щих пло­ща­док, что­бы они были в «шаго­вой доступ­но­сти» в каж­дом рай­оне горо­да.

Наши млад­шие ребя­та (5 команд, каж­дая со сво­им про­ек­том) при­ни­ма­ли уча­стие в реги­о­наль­ном эта­пе сорев­но­ва­ний ИКА­Ре­нок, побе­ди­те­ли поедут на все­рос­сий­ские сорев­но­ва­ния в Казань с про­ек­том «Вет­ро­ге­не­ра­тор». Стар­шие ребя­та осво­и­ли азы про­грам­ми­ро­ва­ния мик­ро­кон­трол­ле­ра Arduino и собра­ли сво­их про­стых колес­ных робо­тов. Ребя­та, зани­мав­ши­е­ся на кур­се про­грам­ми­ро­ва­ния, созда­ли про­стую игру, ана­лог «Кре­сти­ков-ноли­ков». На кур­се «Ты – мей­кер» ребя­та созда­ли свои уни­каль­ные изде­лия из фане­ры: фото­рам­ки, брел­ки, машин­ки, куби­ки «майн­крафт», шка­ту­лоч­ки и мно­гое дру­гое.

Виктор Бадьянов и Дмитрий Петерсон показывают свою работу. Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.
Вик­тор Бадья­нов и Дмит­рий Петер­сон пока­зы­ва­ют свою рабо­ту. Фото предо­став­ле­но Ана­ста­си­ей Шлын­до­вой.

– Вы учите детей работать с платформой Arduino. Расскажите о возможностях этого конструктора для детей и взрослых. Что из него можно собрать, и какие навыки необходимы?

Arduino – это не кон­струк­тор, а мик­ро­кон­трол­лер. То есть, про­ще гово­ря, мозг про­ек­та. На осно­ве Arduino мож­но собрать огром­ное коли­че­ство инте­рес­ных про­ек­тов, напри­мер, в нашем цен­тре вес­ной ребя­та соби­ра­ли и про­грам­ми­ро­ва­ли робо­тов. Летом пла­ни­ру­ют­ся недель­ные интен­си­вы «Умный дом на Arduino», где ребя­та попро­бу­ют сде­лать неко­то­рые эле­мен­ты «умно­го» дома на сво­их маке­тах.

– Кто ваши педагоги?

– Наши настав­ни­ки – это совре­мен­ные, заин­те­ре­со­ван­ные и актив­ные педа­го­ги и спе­ци­а­ли­сты из раз­ных отрас­лей про­мыш­лен­но­сти. В насто­я­щее вре­мя мы начи­на­ем мас­штаб­ный и уни­каль­ный курс обу­че­ния пре­по­да­ва­те­лей про­грам­ми­ро­ва­ния, что­бы к сен­тяб­рю иметь воз­мож­ность открыть круж­ки про­грам­ми­ро­ва­ния в каж­дом рай­оне наше­го горо­да. Так­же пла­ни­ру­ет­ся откры­тие несколь­ких круж­ков в Москве, и мы актив­но сотруд­ни­ча­ем со сто­лич­ны­ми педа­го­га­ми.

– Почему вы считаете нужным обучать детей робототехнике и программированию?

– Что каса­ет­ся робо­то­тех­ни­ки, то мы при­шли к выво­ду, что обу­чать имен­но робо­то­тех­ни­ке не име­ет смыс­ла. Робо­то­тех­ни­ка – это все­го лишь инстру­мент для доне­се­ния до детей зна­ний, очень хоро­ший и нагляд­ный инстру­мент, конеч­но, но это не цель, а сред­ство.

Наша цель – это при­вить детям инте­рес к инже­нер­ным нау­кам, вло­жить в их голо­вы базо­вые зна­ния по таким тех­ни­че­ским дис­ци­пли­нам, как элек­тро­ни­ка, физи­ка, меха­ни­ка, осно­вы про­грам­ми­ро­ва­ния. Сей­час мы при под­держ­ке IT-ком­па­ний реги­о­на начи­на­ем гото­вить наших буду­щих пре­по­да­ва­те­лей и с сен­тяб­ря-октяб­ря наде­ем­ся запу­стить уни­каль­ные для Улья­нов­ска круж­ки про­грам­ми­ро­ва­ния для школь­ни­ков 7–11-х клас­сов по мето­ди­ке Ильи Дедин­ско­го.

За три года обу­че­ния ребя­та полу­чат колос­саль­ные зна­ния и навы­ки про­мыш­лен­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния, кото­рые поз­во­лят им уже с пер­вых кур­сов вуза ста­жи­ро­вать­ся и рабо­тать в веду­щих IT-ком­па­ни­ях реги­о­на.

Занятие в "Инженерке". Фото предоставлено Анастасией Шлындовой.
Во вре­мя созда­ния пер­во­го робо­та. Фото предо­став­ле­но Ана­ста­си­ей Шлын­до­вой.

– Как вы видите развитие вашего проекта?

– Раз­ви­тие «Инже­нер­ки» долж­но идти как вглубь, так и вширь. Мы посто­ян­но отс­мат­ри­ва­ем и ана­ли­зи­ру­ем раз­лич­ные мето­ди­ки, обу­ча­ем пре­по­да­ва­те­лей, стре­мим­ся повы­шать каче­ство наше­го про­дук­та. Так­же мы ищем новые пло­щад­ки и актив­ных заин­те­ре­со­ван­ных спе­ци­а­ли­стов, что­бы наши круж­ки были в шаго­вой доступ­но­сти в каж­дом рай­оне горо­да.

Сле­ду­ю­щая наша пер­спек­ти­ва – это сеть круж­ков по Рос­сии, и пер­вый шаг в этом направ­ле­нии мы пла­ни­ру­ем сде­лать уже в этом году.

Процесс сбора работа. Фото предоставлено Анастасией Шлындовой
Про­цесс сбо­ра робо­та. Фото предо­став­ле­но Ана­ста­си­ей Шлын­до­вой.