Как в Перми создали сервис Utrofon – глаза для людей с ограничениями зрения

В Перми набирает популярность приложение для незрячих людей «Utrofon». Фото: интерфейс приложения.
В Перми набирает популярность приложение для незрячих людей «Utrofon». Фото: интерфейс приложения.

Пермские разработчики создали сервис удаленной помощи людям с ограничениями зрения Utrofon. Михаил Зотов, основатель и разработчик мобильного приложения, рассказал об истории проекта, проблемах монетизации и перспективах развития.

– Михаил, расскажите, как вы решили создать социальный IT-проект?

– В 2013 году я занимался поставками оборудования для банковской сферы. Тогда в этом бизнесе все было хорошо, и мы с коллегами решили сделать что-то полезное для общества. У нас был опыт работы с благотворительными фондами, но мы решили сделать свой проект и помочь людям с нарушениями зрения.

Нет, это не личная история. У меня нет родственников или друзей с нарушениями зрения. Мы с моим партнером Игорем Мочаловым увидели возможность помочь и сделали это.

Главной идеей было объединить человека, которому нужна помощь, и оператора с помощью видео и голосовой связи. Где бы ни находился человек с нарушением зрения, он может включить приложение, и оператор «станет его глазами», комментируя происходящее вокруг.

Мы назвали сервис Utrofon – «утро» + «телефон». Утро нового дня, восход солнца, новая жизнь – вот такой смысловой ряд.

– Какое устройство нужно использовать для подключения к сервису?

– Сначала у нас была идея закрепить камеру на очки или подвесить ее, как гарнитуру, на ухо. У этих вариантов есть серьезное ограничение: нужно заниматься производством гаджетов, заказывать их в Азии, получать разрешения на использование в России. В итоге мы решили использовать смартфоны.

Многие люди с нарушениями зрения уже давно пользуются телефонами на Android c приложением Google TalkBack. Это приложение проговаривает все команды операционной системы, с его помощью человек, не глядя, управляет смартфоном.

– Как развивался ваш проект?

– В 2013 году мы начали разработку сервиса и приложения для Android. С начала 2014 года началось активное тестирование. Развитию сервиса способствовало партнерство с Международным бюро коммерциализации инноваций. Они получили долю сервиса, вложив деньги в его разработку.

В 2014 году наш сервис работал в тестовом режиме, но о нем уже заговорили. Мы демонстрировали приложение в организации «Всероссийское общества слепых», на конференциях, круглых столах. О нашем сервисе сняли сюжеты федеральные телеканалы.

– Как выглядит взаимодействие пользователя и сервиса?

– Пользователь запускает наше приложение, нажимает кнопку «Вызов». Подключается оператор, который на своем экране видит все, что происходит рядом с пользователем, через камеру смартфона. Вместо оператора пользователь может связаться с родственником или другом. Они общаются по голосовой связи. Оператор может помочь пользователю в разных ситуациях: в магазине, на улице, дома.

Мы тщательно продумали все нюансы работы сервиса и разработали исчерпывающие инструкции для операторов, ведь фактически в его руках здоровье человека и частная жизнь. Например, оператор не может дистанционно переводить пользователя через перекресток. Из-за возможной задержки сигнала нельзя рисковать жизнью пользователя.

Учитывая все риски, мы отказались от идеи использовать труд волонтеров. С другой стороны, операторами могут стать люди с ограниченными возможностями движения. Дома или в офисе они могли бы отвечать на вызовы и помогать пользователям сервиса.

– Что делать, если нет смартфона?

– Мы готовы выдавать смартфоны, предназначенные для использования сервиса Utrofon. В смартфоне будет установлена сим-карта для подключения к мобильному интернету.

– Мы разрабатывали два тарифных плана: поминутный и безлимитный. Для второго планировали установить цену в 2000 рублей в месяц. В процессе общения с представителями нашей аудитории мы поняли, что они могли бы платить около 1000 рублей в месяц.

Мы начали искать софинансирование, участвовали в грантовых программах администрации губернатора Пермского края. Но гранты – временное решение. Будем искать возможности сделать цену доступной.

– Что с проектом сегодня?

– Сейчас сервис Utrofon в состоянии доработки. Так, сейчас мы решаем юридическую проблему: нам нужно заключать договоры с пользователями, но как те удостоверятся, что подписывают именно те бумаги, о которых мы им говорим? Мы пришли к тому, что нужно печатать договоры шрифтом Брайля. Закупим оборудование для этого, продолжим работу.

Не решена и финансовая проблема. С одной стороны, сервис дороговат для нашей аудитории. С другой стороны, нам нужно упростить процесс оплаты. Так, чтобы человек с нарушением зрения мог сам заплатить дистанционно. Сейчас мы рассматриваем варианты для организации подписки на сервис.

В перспективе Utrofon мог бы стать сервисом для дистанционного оказания социальных услуг и помощи тяжело больным и престарелым, людям с ограниченными возможностями. Это и телемедицина, и психологическая поддержка. Наш сервис – это возможность для социализации многих людей.