Как в Перми создали сервис Utrofon – глаза для людей с ограничениями зрения

В Перми набирает популярность приложение для незрячих людей «Utrofon». Фото: интерфейс приложения.
В Перми набирает популярность приложение для незрячих людей «Utrofon». Фото: интерфейс приложения.

Перм­ские раз­ра­бот­чи­ки созда­ли сер­вис уда­лен­ной помо­щи людям с огра­ни­че­ни­я­ми зре­ния Utrofon. Миха­ил Зотов, осно­ва­тель и раз­ра­бот­чик мобиль­но­го при­ло­же­ния, рас­ска­зал об исто­рии про­ек­та, про­бле­мах моне­ти­за­ции и пер­спек­ти­вах раз­ви­тия.

– Михаил, расскажите, как вы решили создать социальный IT-проект?

– В 2013 году я зани­мал­ся постав­ка­ми обо­ру­до­ва­ния для бан­ков­ской сфе­ры. Тогда в этом биз­не­се все было хоро­шо, и мы с кол­ле­га­ми реши­ли сде­лать что-то полез­ное для обще­ства. У нас был опыт рабо­ты с бла­го­тво­ри­тель­ны­ми фон­да­ми, но мы реши­ли сде­лать свой про­ект и помочь людям с нару­ше­ни­я­ми зре­ния.

Нет, это не лич­ная исто­рия. У меня нет род­ствен­ни­ков или дру­зей с нару­ше­ни­я­ми зре­ния. Мы с моим парт­не­ром Иго­рем Моча­ло­вым уви­де­ли воз­мож­ность помочь и сде­ла­ли это.

Глав­ной иде­ей было объ­еди­нить чело­ве­ка, кото­ро­му нуж­на помощь, и опе­ра­то­ра с помо­щью видео и голо­со­вой свя­зи. Где бы ни нахо­дил­ся чело­век с нару­ше­ни­ем зре­ния, он может вклю­чить при­ло­же­ние, и опе­ра­тор «ста­нет его гла­за­ми», ком­мен­ти­руя про­ис­хо­дя­щее вокруг.

Мы назва­ли сер­вис Utrofon – «утро» + «теле­фон». Утро ново­го дня, вос­ход солн­ца, новая жизнь – вот такой смыс­ло­вой ряд.

– Какое устройство нужно использовать для подключения к сервису?

– Сна­ча­ла у нас была идея закре­пить каме­ру на очки или под­ве­сить ее, как гар­ни­ту­ру, на ухо. У этих вари­ан­тов есть серьез­ное огра­ни­че­ние: нуж­но зани­мать­ся про­из­вод­ством гад­же­тов, зака­зы­вать их в Азии, полу­чать раз­ре­ше­ния на исполь­зо­ва­ние в Рос­сии. В ито­ге мы реши­ли исполь­зо­вать смарт­фо­ны.

Мно­гие люди с нару­ше­ни­я­ми зре­ния уже дав­но поль­зу­ют­ся теле­фо­на­ми на Android c при­ло­же­ни­ем Google TalkBack. Это при­ло­же­ние про­го­ва­ри­ва­ет все коман­ды опе­ра­ци­он­ной систе­мы, с его помо­щью чело­век, не гля­дя, управ­ля­ет смарт­фо­ном.

– Как развивался ваш проект?

– В 2013 году мы нача­ли раз­ра­бот­ку сер­ви­са и при­ло­же­ния для Android. С нача­ла 2014 года нача­лось актив­ное тести­ро­ва­ние. Раз­ви­тию сер­ви­са спо­соб­ство­ва­ло парт­нер­ство с Меж­ду­на­род­ным бюро ком­мер­ци­а­ли­за­ции инно­ва­ций. Они полу­чи­ли долю сер­ви­са, вло­жив день­ги в его раз­ра­бот­ку.

В 2014 году наш сер­вис рабо­тал в тесто­вом режи­ме, но о нем уже заго­во­ри­ли. Мы демон­стри­ро­ва­ли при­ло­же­ние в орга­ни­за­ции «Все­рос­сий­ское обще­ства сле­пых», на кон­фе­рен­ци­ях, круг­лых сто­лах. О нашем сер­ви­се сня­ли сюже­ты феде­раль­ные теле­ка­на­лы.

– Как выглядит взаимодействие пользователя и сервиса?

– Поль­зо­ва­тель запус­ка­ет наше при­ло­же­ние, нажи­ма­ет кноп­ку «Вызов». Под­клю­ча­ет­ся опе­ра­тор, кото­рый на сво­ем экране видит все, что про­ис­хо­дит рядом с поль­зо­ва­те­лем, через каме­ру смарт­фо­на. Вме­сто опе­ра­то­ра поль­зо­ва­тель может свя­зать­ся с род­ствен­ни­ком или дру­гом. Они обща­ют­ся по голо­со­вой свя­зи. Опе­ра­тор может помочь поль­зо­ва­те­лю в раз­ных ситу­а­ци­ях: в мага­зине, на ули­це, дома.

Мы тща­тель­но про­ду­ма­ли все нюан­сы рабо­ты сер­ви­са и раз­ра­бо­та­ли исчер­пы­ва­ю­щие инструк­ции для опе­ра­то­ров, ведь фак­ти­че­ски в его руках здо­ро­вье чело­ве­ка и част­ная жизнь. Напри­мер, опе­ра­тор не может дистан­ци­он­но пере­во­дить поль­зо­ва­те­ля через пере­кре­сток. Из-за воз­мож­ной задерж­ки сиг­на­ла нель­зя рис­ко­вать жиз­нью поль­зо­ва­те­ля.

Учи­ты­вая все рис­ки, мы отка­за­лись от идеи исполь­зо­вать труд волон­те­ров. С дру­гой сто­ро­ны, опе­ра­то­ра­ми могут стать люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми дви­же­ния. Дома или в офи­се они мог­ли бы отве­чать на вызо­вы и помо­гать поль­зо­ва­те­лям сер­ви­са.

– Что делать, если нет смартфона?

– Мы гото­вы выда­вать смарт­фо­ны, пред­на­зна­чен­ные для исполь­зо­ва­ния сер­ви­са Utrofon. В смарт­фоне будет уста­нов­ле­на сим-кар­та для под­клю­че­ния к мобиль­но­му интер­не­ту.

– Мы раз­ра­ба­ты­ва­ли два тариф­ных пла­на: поми­нут­ный и без­ли­мит­ный. Для вто­ро­го пла­ни­ро­ва­ли уста­но­вить цену в 2000 руб­лей в месяц. В про­цес­се обще­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми нашей ауди­то­рии мы поня­ли, что они мог­ли бы пла­тить око­ло 1000 руб­лей в месяц.

Мы нача­ли искать софи­нан­си­ро­ва­ние, участ­во­ва­ли в гран­то­вых про­грам­мах адми­ни­стра­ции губер­на­то­ра Перм­ско­го края. Но гран­ты – вре­мен­ное реше­ние. Будем искать воз­мож­но­сти сде­лать цену доступ­ной.

– Что с проектом сегодня?

– Сей­час сер­вис Utrofon в состо­я­нии дора­бот­ки. Так, сей­час мы реша­ем юри­ди­че­скую про­бле­му: нам нуж­но заклю­чать дого­во­ры с поль­зо­ва­те­ля­ми, но как те удо­сто­ве­рят­ся, что под­пи­сы­ва­ют имен­но те бума­ги, о кото­рых мы им гово­рим? Мы при­шли к тому, что нуж­но печа­тать дого­во­ры шриф­том Брай­ля. Заку­пим обо­ру­до­ва­ние для это­го, про­дол­жим рабо­ту.

Не реше­на и финан­со­вая про­бле­ма. С одной сто­ро­ны, сер­вис доро­го­ват для нашей ауди­то­рии. С дру­гой сто­ро­ны, нам нуж­но упро­стить про­цесс опла­ты. Так, что­бы чело­век с нару­ше­ни­ем зре­ния мог сам запла­тить дистан­ци­он­но. Сей­час мы рас­смат­ри­ва­ем вари­ан­ты для орга­ни­за­ции под­пис­ки на сер­вис.

В пер­спек­ти­ве Utrofon мог бы стать сер­ви­сом для дистан­ци­он­но­го ока­за­ния соци­аль­ных услуг и помо­щи тяже­ло боль­ным и пре­ста­ре­лым, людям с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Это и теле­ме­ди­ци­на, и пси­хо­ло­ги­че­ская под­держ­ка. Наш сер­вис – это воз­мож­ность для соци­а­ли­за­ции мно­гих людей.