Методология Lean Data для оценки эффективности организации

Методология Lean Data позволяет социальным предпринимателям быстро собирать данные и оценивать эффективность своей организации. Фото: Pixabay. (СС0).
Методология Lean Data позволяет социальным предпринимателям быстро собирать данные и оценивать эффективность своей организации. Фото: Pixabay. (СС0).

Новая мето­до­ло­гия Lean Data от орга­ни­за­ции Acumen, зани­ма­ю­щей­ся соци­аль­ны­ми инве­сти­ци­я­ми, дает соци­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям воз­мож­ность быст­рой и эко­но­ми­че­ски эффек­тив­ной оцен­ки сво­ей дея­тель­но­сти.

В 2015 году меж­ду­на­род­ная орга­ни­за­ция Acumen, зани­ма­ю­ща­я­ся филан­тро­пи­че­ски­ми инве­сти­ци­я­ми в биз­нес, про­дук­ты и услу­ги кото­ро­го помо­га­ют решать про­бле­мы бед­но­сти, запу­сти­ла мето­до­ло­гию Lean Data для оцен­ки эффек­тив­но­сти орга­ни­за­ции.

Новая модель оцен­ки помо­га­ет решить про­бле­му, суще­ству­ю­щую в дан­ном поле – нехват­ку у соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей таких ресур­сов, как день­ги и вре­мя, для того, что­бы исполь­зо­вать тра­ди­ци­он­ные моде­ли оцен­ки, при­ме­ня­ю­щи­е­ся в сфе­ре пред­при­ни­ма­тель­ства.

Суще­ству­ю­щие моде­ли оцен­ки не очень под­хо­дят для соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей – они слиш­ком доро­гие и тре­бу­ют боль­шо­го вло­же­ния ресур­сов. Для того что­бы соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли нача­ли оце­ни­вать свою дея­тель­ность и это ста­ло нор­мой, тре­бу­ет­ся иная модель оцен­ки.

Методология Lean Data работает достаточно просто и проходит через пять стадий:

  • диа­гно­сти­ка – согла­ше­ние по пово­ду мет­ри­ки и тех вопро­сов, на кото­рые пред­при­ни­ма­тель хочет полу­чить ответ;
  • дизайн – созда­ние про­то­ти­па иссле­до­ва­ния;
  • иссле­до­ва­ние – про­ве­де­ние иссле­до­ва­ния, вали­да­ция дан­ных;
  • ана­лиз – тести­ро­ва­ние, ана­лиз, выво­ды;
  • сове­ты – сове­ты и реко­мен­да­ции по сле­ду­ю­щим шагам и изме­не­ни­ям, кото­рые сле­ду­ет вве­сти.

Если же еще упро­стить суть мето­до­ло­гии, то она сво­дит­ся к тому, что у пред­при­ни­ма­те­ля спра­ши­ва­ют, что он не зна­ет и что он хотел бы знать о сво­их потре­би­те­лях. Это и явля­ет­ся отправ­ной точ­кой иссле­до­ва­ния.

Что делает методологию Lean Data особой?

Мето­до­ло­гия Lean Data при­зва­на рево­лю­ци­о­ни­зи­ро­вать то, как соби­ра­ют­ся дан­ные о соци­аль­ном пред­при­ни­ма­тель­стве, как они ана­ли­зи­ру­ют­ся и инте­гри­ру­ют­ся в про­цесс при­ня­тия реше­ний в ком­па­нии.

Lean Data меняет оценку эффективности за счет:

  • сотруд­ни­че­ство. Не суще­ству­ет еди­но­го и под­хо­дя­ще­го для всех соци­аль­ных орга­ни­за­ций под­хо­да к оцен­ке эффек­тив­но­сти. Lean Data начи­на­ет­ся с вопро­са о том, каки­ми видят жела­е­мые изме­не­ния соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, и сов­мест­ной рабо­ты над сбо­ром дан­ных, кото­рые помо­гут отве­тить на наи­бо­лее важ­ные вопро­сы;
  • вни­ма­ния к потре­би­те­лю. Оцен­ка часто про­во­дит­ся для доно­ров и инве­сто­ров. Lean Data помо­га­ет созда­вать воз­мож­но­сти услы­шать мне­ние конеч­ных потре­би­те­лей для того, что­бы орга­ни­за­ция мог­ла делать про­дук­ты и сер­ви­сы, кото­рые луч­ше реша­ют их про­бле­мы;
  • полез­ной инфор­ма­ции. Lean Data не пред­по­ла­га­ет созда­ние отче­тов, кото­рые затем отправ­ля­ют­ся инве­сто­рам. Вме­сто это­го мето­до­ло­гия наце­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние посто­ян­но­го пото­ка инфор­ма­ции от потре­би­те­лей, бла­го­да­ря кото­ро­му ком­па­ния может при­ни­мать луч­шие реше­ния;
  • эко­но­ми­че­ской эффек­тив­но­сти. Исполь­зуя тех­но­ло­гии – SMS, голо­со­вые отче­ты и колл-цен­тры – Lean Data поз­во­ля­ет быст­ро соби­рать дан­ные, не тра­тя на иссле­до­ва­ние мно­го вре­ме­ни и финан­со­вых ресур­сов.

Для того что­бы научить­ся при­ме­нять мето­до­ло­гию Lean Data на прак­ти­ке, мож­но прой­ти онлайн-курс Lean Data Approaches to Measure Social Impact.