Модный судья, советник или личный финансист: о чем говорили на конференции по будущему чат-ботов

Фрагмент презентации Павла Доронина, Chatbots Community: «Почему весь мир заговорил о ботах».
Фрагмент презентации Павла Доронина, Chatbots Community: «Почему весь мир заговорил о ботах».

Под­няв­ший­ся в послед­ние пол­го­да хайп вокруг ботов мож­но объ­яс­нить тем, что чело­век, нако­нец, нашел еще один спо­соб гово­рить с маши­ной на сво­ем язы­ке, заявил веду­щий меро­при­я­тия Алек­сей Муни­пов в нача­ле кон­фе­рен­ции под назва­ни­ем «Пого­во­ри со мной: что уме­ют боты, и кому они нуж­ны».

Пер­вым на кон­фе­рен­ции высту­пал пред­став­ля­ю­щий сооб­ще­ство раз­ра­бот­чи­ков чат-ботов Павел Доро­нин. Он рас­ска­зы­вал о том, какой бур­ный рост сей­час пере­жи­ва­ет эта ниша: инве­сти­ции в мес­сен­дже­ры (в кото­рых в основ­ном и оби­та­ют боты) вырос­ли в десят­ки раз, вме­сте с ними и их ауди­то­рия, кото­рая обго­ня­ет ауди­то­рию соц­се­тей. Сами мес­сен­дже­ры один за дру­гим откры­ва­ют плат­фор­мы для созда­ния и ска­чи­ва­ния ботов, ну, а сто­ит это все на науч­ной осно­ве, ведь еще в 2014 году был прой­ден тест Тью­рин­га.

Дмит­рий Сте­па­нов из Яндек­са пред­ло­жил собрав­шим­ся при­знать сверхвос­тре­бо­ван­ность ботов в бли­жай­шие несколь­ко лет как дан­ность и попро­бо­вать посмот­реть за пре­де­лы это­го пери­о­да. Кар­ти­ну бли­жай­ше­го буду­ще­го Сте­па­нов пред­ла­гал рисо­вать на осно­ве ази­ат­ско­го насто­я­ще­го. По его сло­вам, ази­ат­ские плат­фор­мы для обще­ния име­ют боты по всем направ­ле­ни­ям. К при­ме­ру, у Kakao Talk есть свой банк, парик­ма­хер­ские, пра­чеч­ные, ТВ, так­си, пла­теж­ная систе­ма. В WeChat 16% поль­зо­ва­те­лей в 2015 году дела­ли через него покуп­ки, в 2016 году – уже 30%.

На вопрос, чем все-таки мес­сен­дже­ры луч­ше поис­ка, кото­рый сей­час инте­ре­су­ет мно­гих, посколь­ку опи­сы­ва­ет суще­ству­ю­щий барьер для даль­ней­шей бот-экс­пан­сии, был пред­ло­жен сле­ду­ю­щий ответ. У мес­сен­дже­ра более есте­ствен­ная модель обще­ния – диа­ло­го­вая – плюс мно­же­ство инсай­дер­ской инфор­ма­ции о поль­зо­ва­те­ле, из чатов мож­но почерп­нуть дан­ные о его лич­ных, дело­вых отно­ше­ни­ях, финан­со­вом состо­я­нии, настро­е­нии.

Иван Пип­чен­ко из Epytom рас­ска­зал о том, как его ком­па­ния дела­ет бота мод­но­го кон­суль­тан­та. Он за несколь­ко меся­цев уже отпра­вил сво­им поль­зо­ва­те­лям око­ло 150 тысяч луков, при­чем дела­ет это не на осно­ве лич­но­го гар­де­роба поль­зо­ва­те­ля, а на осно­ве собран­ной базы типич­ных набо­ров одеж­ды. Свой бот в Epytom пыта­ют­ся раз­ви­вать, что­бы он в даль­ней­шем мог отве­тить на такие вопро­сы поль­зо­ва­те­лей, как «идет ли мне пла­тье», «соче­та­ют­ся ли вещи», «где мне купить такое пла­тье».

Пьер­рик Дютуа, Google, напом­нил собрав­шим­ся, что его ком­па­ния уже мно­го лет спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на поис­ке, отве­чая на вопро­сы поль­зо­ва­те­лей. Поэто­му хоть в Google и не исполь­зу­ют сло­во «бот», но все же могут кое-что пред­ста­вить по этой теме, а имен­но – циф­ро­вых асси­стен­тов. Раз­но­об­раз­ные эле­мен­ты «умно­го поис­ка» уже есть во мно­же­стве про­дук­тов Google. К при­ме­ру, поиск по фото, по сло­вам, при­чем даже без созда­ния тегов. Все воз­мож­но­сти искус­ствен­но­го интел­лек­та в бли­жай­шее вре­мя долж­ны быть собра­ны в еди­ном про­дук­те под назва­ни­ем Google Assistant.

Он будет стро­ить­ся на трех базо­вых прин­ци­пах:

  1. conversational (осно­ван на диа­ло­ге чело­ве­ка и искус­ствен­но­го интел­лек­та);
  2. get things done (воз­мож­ность зака­зать това­ры и услу­ги, не выхо­дя из при­ло­же­ния);
  3. in your world (если чело­век нахо­дит­ся воз­ле Крем­ля, он может обра­тить­ся к сво­е­му Google Assistant «кто его постро­ил» – и сер­вис пони­ма­ет, где ты нахо­дишь­ся, пони­ма­ет кон­текст).

Созда­тель про­ек­та Luka Евге­ния Куй­да в самом нача­ле сво­е­го выступ­ле­ния заяви­ла, что пока еще нет тако­го слу­чая, в кото­ром бот луч­ше гра­фи­че­ско­го интер­фей­са. И даже ресто­ран­ный бот – даже очень кру­той – нико­му не нужен, Luka начи­нал­ся имен­но как бот для зака­за сто­ли­ков в ресто­ра­нах Сан-Фран­цис­ко, поэто­му все сооб­ще­ство ждет «кил­лер­бо­та», кото­рый заста­вит поль­зо­ва­те­ля воз­вра­щать­ся регу­ляр­но.

Куй­да пред­ло­жи­ла посмот­реть на эту тему с дру­гой сто­ро­ны: функ­ци­о­наль­ность, кото­рая при­су­ща исклю­чи­тель­но раз­го­во­ру, – это эмо­ции. Поэто­му про­грам­ми­сты Luka, отка­зав­шись от раз­ви­тия ресто­ран­но­го направ­ле­ния, пошли по дру­го­му пути. Они ста­ли исполь­зо­вать неболь­шие дата­се­ты, что­бы обу­чать ней­рон­ную сеть: на некий общий базис стал накла­ды­вать­ся набор дан­ных, кото­рый добав­лял опре­де­лен­ную тональ­ность, при­да­вал искус­ствен­но­му интел­лек­ту пер­со­наль­ные чер­ты.

Так были сде­ла­ны бот героя из сери­а­ла «Сили­ко­но­вая доли­на», бот пев­ца Прин­са, кото­рые дали воз­мож­ность мно­же­ству людей пооб­щать­ся с тем, с кем они нико­гда не смог­ли бы встре­тить­ся. Сей­час коман­да про­ек­та рабо­та­ет над тем, что­бы сде­лать чат-бот, кото­рый бы заста­вил людей чув­ство­вать себя луч­ше и испы­ты­вать поло­жи­тель­ные эмо­ции.

Арка­дий Санд­лер из ком­па­нии «Нано­се­ман­ти­ка» окре­стил фор­ми­ру­ю­щий­ся рынок чат-ботов пузы­рем, под­кре­пив свое мне­ние тем, что зани­ма­ет­ся их созда­ни­ем уже более 11 лет. «Нано­се­ман­ти­ка» назы­ва­ет ботов «инфа­ми» и пред­ла­га­ет услу­гу, кото­рую опи­сы­ва­ет как «вза­и­мо­дей­ствие на есте­ствен­ном язы­ке меж­ду чело­ве­ком и маши­ной через диа­ло­го­вые систе­мы».

Упо­мя­нув послед­ние трен­ды мес­седжин­га – пере­ход от про­сто­го обще­ния к биз­нес-ори­ен­ти­ро­ван­но­му. Бан­кинг, ТВ, видео­звон­ки, заказ услуг, кон­суль­та­ции и рост коли­че­ства офи­ци­аль­ных биз­нес-акка­ун­тов в мес­сен­дже­рах – доклад­чик поде­лил­ся сво­им наблю­де­ни­ем: люди бла­го­склон­ны к обще­нию с робо­том, если пони­ма­ют что это робот и если робот удо­вле­тво­ря­ет жела­ния чело­ве­ка.

Пре­зен­та­ции доклад­чи­ков

Науч­но-попу­ляр­ная кон­фе­рен­ция, посвя­щен­ная ботам, про­шла в Москве 20 июня 2016 года.