Pro bono: философия бесплатных услуг

Программа аудита и сертификации качественных агентств «Пасека». Теплица социальных технологий Фрагмент сайта.
Программа аудита и сертификации качественных агентств «Пасека». Теплица социальных технологий. Фрагмент сайта.

Работа, сделанная pro bono, сокращенное от лат. pro bono publico, или «ради общественного блага», – профессиональные услуги некоммерческим, благотворительным, общественным и другим организациям и частным лицам, оказываемые бесплатно или по символической цене. Изначально это явление было характерно для юриспруденции. Сейчас pro bono – распространенный вид деятельности в самых разных сферах.

Исторически pro bono практиковалось юристами и адвокатами Великобритании и США, не на территории континентальной Европы. Эксперты связывают это с особенностями англосаксонского права: высоким уровнем частной инициативы и минимизацией государственного участия.

В отличие от европейских стран в американской и британской правовых системах отсутствует понятие «социального государства». Этим объясняется то, что бизнес-структуры и частные лица выходят на первый план, когда дело касается любых форм благотворительности. В этих странах сильное влияние имеет философия воздания общине, в которой компания ведет свою работу.

Pro bono практикует подавляющее большинство американских юридических фирм и их иностранные представительства. Согласно положениям профессионального кодекса американской ассоциации адвокатов, самой влиятельной профильной организации в США, каждый адвокат должен стремиться консультировать pro bono не менее 50 часов в год. 80 процентов школ права в США привлекают своих студентов к pro bono. Опыт подобной работы – негласное требование при поступлении в ведущие университеты мира на юридические специальности или для получения, например, MBA.

Услуги pro bono становятся все более заметной глобальной тенденцией, во многом в результате экспансии американских компаний, экспортировавших традицию в другие страны.

В России в апреле 2016 года состоялся первый форум pro bono для юристов и НКО по инициативе филиала института «Право общественных интересов» PILnetPILnet ставит своими целями расширение доступа к юридическим услугам и построение гражданского общества. В России с ним сотрудничают 34 фирмы. Благотворительный фонд «Дорога вместе» проводит круглые столы pro bono, посвященные разделам некоммерческого права.

Работа pro bono как вид благотворительной деятельности перестала быть отличительной особенностью сектора юридических услуг. Бесплатные проекты создают и поддерживают специалисты в сфере маркетинга, графического и веб-дизайна, IT, кадровой политики, управления, бухгалтерии.

AIGA, американская профессиональная ассоциация дизайна, призывает графических художников посвящать пять процентов своего времени бесплатным проектам. Американский институт архитекторов в 2011 году включил параграф о pro bono в кодекс профессиональной этики. Pro bono практикуют крупнейшие корпорации самого разного профиля: Ogilvy, Deloitte, KPMG, IBM. В них pro bono – часть другой, более объемной, концепции – корпоративной социальной ответственности.

Почему компании и специалисты решают работать pro bono?

Что движет теми, кто подключается к pro bono? Этические приципы и стремление послужить важному делу играют значительную роль. Кроме того, компании могут стремиться улучшить и поддержать свой имидж, а также укрепить командный дух, вдохновить и сплотить персонал, объединить сотрудников вокруг общей цели и обучить начинающих специалистов.

Независимых профессионалов, берущихся за благотворительные проекты, также привлекает именно возможность оказать реальную помощь. Очень часто этих людей подключают близкие и друзья, работающие в НКО. Pro bono также позволяет им улучшить и пополнить резюме, наладить деловые связи, обрести вдохновение и получить шанс обзавестись новыми навыками, поскольку очень часто им доводится работать с совершенно новыми темами и в неизвестных ранее сферах.

Трудности

Одной из основных проблем остаются неосведомленность целевых организаций о возможностях pro bono или их неспособность управлять подобными проектами из-за ограниченности ресурсов. По этой причине появляются и расширяются координационные центры, чья основная миссия – наводить мосты между НКО и специалистами, готовыми предоставлять им свои услуги бесплатно. Одни из крупнейших: Pimp My Cause, Catch a Fire. Массу информации на английском языке для компаний, желающих внедрить практику pro bono, предлагают инициатива A Billion + Change и фонд Taproot, чья главная миссия – продвигать и развивать этот вид деятельности. В сотрудничестве с фондом в 2014 году к продвижению pro bono активно подключился LinkedIn.

У «Теплицы» есть свой проект «Пасека», налаживающий партнерство между дизайнерскими агентствами, которые стремятся сотрудничать с некоммерческим сектором, и НКО. Здесь можно посмотреть запись прошедшего в октябре вебинара «Теплицы» «Если эксперты помогают вам бесплатно: возможности и сложности pro bono» и ссылки на другие полезные материалы.

Любые рекомендации профессионалам и компаниям, планирующим вступить на путь pro bono, призывают их отдавать себе отчет о возможных сложностях, с которыми они могут столкнуться: завышенные ожидания, менее деловой подход, более низкий уровень организации, просьбы оказать дополнительные, ранее не оговоренные услуги.

Taproot приводит несколько основных принципов для НКО, которые помогут добиться эффективного и плодотворного сотрудничества pro bono, не перегружая партнеров и общаясь с ними на их языке.

  • Первый принцип : имейте четкое представление о своих целях и задачах. Проявляйте инициативу в работе с pro bono партнером, привлекайте его для работы над приоритетными сферами.
  • Второй принцип: используйте ресурсы сообразно задачам. В успешных pro bono проектах люди, ресурсы и процессы служат одной определенной цели.
  • Третий принцип: здраво оценивайте сроки. Даже небольшие проекты могут занять много времени. Pro bono не лучший вариант, если работа должна быть выполнена срочно.
  • Четвертый принцип: ведите себя так, как будто вы платите за услугу. Тогда и партнер будет воспринимать вас как платного клиента.
  • Пятый принцип: pro bono – это время взаимного обучения и партнерства. Вы делитесь знаниями о сфере своей работы, партнер выступает источником свежего восприятия и информации в своей профессиональной области.

Примеры pro bono

Примеров услуг pro bono – множество. Некоторые стали классикой в той сфере, в которой они создавались, и были отмечены призами. Одна из таких кампаний была совсем недавно создана Leo Burnett в канадском Торонто совместно с организацией, помогающей бездомным Raising the Roof.

Нескольких наград был удостоен документальный ролик о реакции жителей обеспеченного района города на открытие там приюта для бездомных.

Новостной сайт для экспертов в области рекламы Ad Age ежегодно вручает Ad Age Small Agency Pro Bono Awards, поощряя небольшие рекламные агентства, создающие благотворительные кампании.

Вот, например, обладатель серебряной награды прошлого года – рекламное агентство Senores из Бразилии. Совместно с приютом для собак и пивным заводом Bamberg им был инициирован выпуск партии пива с этикетками, на которых были напечатаны фотографии и истории питомцев приюта, ищущих хозяев.

JPMorgan&Chase ежегодно проводит мероприятие Code for Good. Местом его проведения каждый раз становится новая страна. Студенты-программисты и специалисты компании в течение одной ночи совместно пишут код для приложений, сайтов, создают новый функционал для общественных и некоммерческих организаций.

Среди российских компаний также немало вдохновляющих примеров pro bono. Например, символ для социального проекта Charity Shop, бесплатно созданный агентством FLA. О других российских компаниях, работающих pro bono, можно узнать на сайте проекта«Пасека».