Pro bono: философия бесплатных услуг

Программа аудита и сертификации качественных агентств «Пасека». Теплица социальных технологий Фрагмент сайта.
Программа аудита и сертификации качественных агентств «Пасека». Теплица социальных технологий. Фрагмент сайта.

Рабо­та, сде­лан­ная pro bono, сокра­щен­ное от лат. pro bono publico, или «ради обще­ствен­но­го бла­га», – про­фес­си­о­наль­ные услу­ги неком­мер­че­ским, бла­го­тво­ри­тель­ным, обще­ствен­ным и дру­гим орга­ни­за­ци­ям и част­ным лицам, ока­зы­ва­е­мые бес­плат­но или по сим­во­ли­че­ской цене. Изна­чаль­но это явле­ние было харак­тер­но для юрис­пру­ден­ции. Сей­час pro bono – рас­про­стра­нен­ный вид дея­тель­но­сти в самых раз­ных сфе­рах.

Исто­ри­че­ски pro bono прак­ти­ко­ва­лось юри­ста­ми и адво­ка­та­ми Вели­ко­бри­та­нии и США, не на тер­ри­то­рии кон­ти­нен­таль­ной Евро­пы. Экс­пер­ты свя­зы­ва­ют это с осо­бен­но­стя­ми англо­сак­сон­ско­го пра­ва: высо­ким уров­нем част­ной ини­ци­а­ти­вы и мини­ми­за­ци­ей госу­дар­ствен­но­го уча­стия.

В отли­чие от евро­пей­ских стран в аме­ри­кан­ской и бри­тан­ской пра­во­вых систе­мах отсут­ству­ет поня­тие «соци­аль­но­го госу­дар­ства». Этим объ­яс­ня­ет­ся то, что биз­нес-струк­ту­ры и част­ные лица выхо­дят на пер­вый план, когда дело каса­ет­ся любых форм бла­го­тво­ри­тель­но­сти. В этих стра­нах силь­ное вли­я­ние име­ет фило­со­фия воз­да­ния общине, в кото­рой ком­па­ния ведет свою рабо­ту.

Pro bono прак­ти­ку­ет подав­ля­ю­щее боль­шин­ство аме­ри­кан­ских юри­ди­че­ских фирм и их ино­стран­ные пред­ста­ви­тель­ства. Соглас­но поло­же­ни­ям про­фес­си­о­наль­но­го кодек­са аме­ри­кан­ской ассо­ци­а­ции адво­ка­тов, самой вли­я­тель­ной про­филь­ной орга­ни­за­ции в США, каж­дый адво­кат дол­жен стре­мить­ся кон­суль­ти­ро­вать pro bono не менее 50 часов в год. 80 про­цен­тов школ пра­ва в США при­вле­ка­ют сво­их сту­ден­тов к pro bono. Опыт подоб­ной рабо­ты – неглас­ное тре­бо­ва­ние при поступ­ле­нии в веду­щие уни­вер­си­те­ты мира на юри­ди­че­ские спе­ци­аль­но­сти или для полу­че­ния, напри­мер, MBA.

Услу­ги pro bono ста­но­вят­ся все более замет­ной гло­баль­ной тен­ден­ци­ей, во мно­гом в резуль­та­те экс­пан­сии аме­ри­кан­ских ком­па­ний, экс­пор­ти­ро­вав­ших тра­ди­цию в дру­гие стра­ны.

В Рос­сии в апре­ле 2016 года состо­ял­ся пер­вый форум pro bono для юри­стов и НКО по ини­ци­а­ти­ве фили­а­ла инсти­ту­та «Пра­во обще­ствен­ных инте­ре­сов» PILnetPILnet ста­вит сво­и­ми целя­ми рас­ши­ре­ние досту­па к юри­ди­че­ским услу­гам и постро­е­ние граж­дан­ско­го обще­ства. В Рос­сии с ним сотруд­ни­ча­ют 34 фир­мы. Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Доро­га вме­сте» про­во­дит круг­лые сто­лы pro bono, посвя­щен­ные раз­де­лам неком­мер­че­ско­го пра­ва.

Рабо­та pro bono как вид бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти пере­ста­ла быть отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью сек­то­ра юри­ди­че­ских услуг. Бес­плат­ные про­ек­ты созда­ют и под­дер­жи­ва­ют спе­ци­а­ли­сты в сфе­ре мар­ке­тин­га, гра­фи­че­ско­го и веб-дизай­на, IT, кад­ро­вой поли­ти­ки, управ­ле­ния, бух­гал­те­рии.

AIGA, аме­ри­кан­ская про­фес­си­о­наль­ная ассо­ци­а­ция дизай­на, при­зы­ва­ет гра­фи­че­ских худож­ни­ков посвя­щать пять про­цен­тов сво­е­го вре­ме­ни бес­плат­ным про­ек­там. Аме­ри­кан­ский инсти­тут архи­тек­то­ров в 2011 году вклю­чил пара­граф о pro bono в кодекс про­фес­си­о­наль­ной эти­ки. Pro bono прак­ти­ку­ют круп­ней­шие кор­по­ра­ции само­го раз­но­го про­фи­ля: Ogilvy, Deloitte, KPMG, IBM. В них pro bono – часть дру­гой, более объ­ем­ной, кон­цеп­ции – кор­по­ра­тив­ной соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти.

Почему компании и специалисты решают работать pro bono?

Что дви­жет теми, кто под­клю­ча­ет­ся к pro bono? Эти­че­ские при­ци­пы и стрем­ле­ние послу­жить важ­но­му делу игра­ют зна­чи­тель­ную роль. Кро­ме того, ком­па­нии могут стре­мить­ся улуч­шить и под­дер­жать свой имидж, а так­же укре­пить команд­ный дух, вдох­но­вить и спло­тить пер­со­нал, объ­еди­нить сотруд­ни­ков вокруг общей цели и обу­чить начи­на­ю­щих спе­ци­а­ли­стов.

Неза­ви­си­мых про­фес­си­о­на­лов, беру­щих­ся за бла­го­тво­ри­тель­ные про­ек­ты, так­же при­вле­ка­ет имен­но воз­мож­ность ока­зать реаль­ную помощь. Очень часто этих людей под­клю­ча­ют близ­кие и дру­зья, рабо­та­ю­щие в НКО. Pro bono так­же поз­во­ля­ет им улуч­шить и попол­нить резю­ме, нала­дить дело­вые свя­зи, обре­сти вдох­но­ве­ние и полу­чить шанс обза­ве­стись новы­ми навы­ка­ми, посколь­ку очень часто им дово­дит­ся рабо­тать с совер­шен­но новы­ми тема­ми и в неиз­вест­ных ранее сфе­рах.

Трудности

Одной из основ­ных про­блем оста­ют­ся неосве­дом­лен­ность целе­вых орга­ни­за­ций о воз­мож­но­стях pro bono или их неспо­соб­ность управ­лять подоб­ны­ми про­ек­та­ми из-за огра­ни­чен­но­сти ресур­сов. По этой при­чине появ­ля­ют­ся и рас­ши­ря­ют­ся коор­ди­на­ци­он­ные цен­тры, чья основ­ная мис­сия – наво­дить мосты меж­ду НКО и спе­ци­а­ли­ста­ми, гото­вы­ми предо­став­лять им свои услу­ги бес­плат­но. Одни из круп­ней­ших: Pimp My Cause, Catch a Fire. Мас­су инфор­ма­ции на англий­ском язы­ке для ком­па­ний, жела­ю­щих внед­рить прак­ти­ку pro bono, пред­ла­га­ют ини­ци­а­ти­ва A Billion + Change и фонд Taproot, чья глав­ная мис­сия – про­дви­гать и раз­ви­вать этот вид дея­тель­но­сти. В сотруд­ни­че­стве с фон­дом в 2014 году к про­дви­же­нию pro bono актив­но под­клю­чил­ся LinkedIn.

У «Теп­ли­цы» есть свой про­ект «Пасе­ка», нала­жи­ва­ю­щий парт­нер­ство меж­ду дизай­нер­ски­ми агент­ства­ми, кото­рые стре­мят­ся сотруд­ни­чать с неком­мер­че­ским сек­то­ром, и НКО. Здесь мож­но посмот­реть запись про­шед­ше­го в октяб­ре веби­на­ра «Теп­ли­цы» «Если экс­пер­ты помо­га­ют вам бес­плат­но: воз­мож­но­сти и слож­но­сти pro bono» и ссыл­ки на дру­гие полез­ные мате­ри­а­лы.

Любые реко­мен­да­ции про­фес­си­о­на­лам и ком­па­ни­ям, пла­ни­ру­ю­щим всту­пить на путь pro bono, при­зы­ва­ют их отда­вать себе отчет о воз­мож­ных слож­но­стях, с кото­ры­ми они могут столк­нуть­ся: завы­шен­ные ожи­да­ния, менее дело­вой под­ход, более низ­кий уро­вень орга­ни­за­ции, прось­бы ока­зать допол­ни­тель­ные, ранее не ого­во­рен­ные услу­ги.

Taproot при­во­дит несколь­ко основ­ных прин­ци­пов для НКО, кото­рые помо­гут добить­ся эффек­тив­но­го и пло­до­твор­но­го сотруд­ни­че­ства pro bono, не пере­гру­жая парт­не­ров и обща­ясь с ними на их язы­ке.

  • Пер­вый прин­цип : имей­те чет­кое пред­став­ле­ние о сво­их целях и зада­чах. Про­яв­ляй­те ини­ци­а­ти­ву в рабо­те с pro bono парт­не­ром, при­вле­кай­те его для рабо­ты над при­о­ри­тет­ны­ми сфе­ра­ми.
  • Вто­рой прин­цип: исполь­зуй­те ресур­сы сооб­раз­но зада­чам. В успеш­ных pro bono про­ек­тах люди, ресур­сы и про­цес­сы слу­жат одной опре­де­лен­ной цели.
  • Тре­тий прин­цип: здра­во оце­ни­вай­те сро­ки. Даже неболь­шие про­ек­ты могут занять мно­го вре­ме­ни. Pro bono не луч­ший вари­ант, если рабо­та долж­на быть выпол­не­на сроч­но.
  • Чет­вер­тый прин­цип: веди­те себя так, как буд­то вы пла­ти­те за услу­гу. Тогда и парт­нер будет вос­при­ни­мать вас как плат­но­го кли­ен­та.
  • Пятый прин­цип: pro bono – это вре­мя вза­им­но­го обу­че­ния и парт­нер­ства. Вы дели­тесь зна­ни­я­ми о сфе­ре сво­ей рабо­ты, парт­нер высту­па­ет источ­ни­ком све­же­го вос­при­я­тия и инфор­ма­ции в сво­ей про­фес­си­о­наль­ной обла­сти.

Примеры pro bono

При­ме­ров услуг pro bono – мно­же­ство. Неко­то­рые ста­ли клас­си­кой в той сфе­ре, в кото­рой они созда­ва­лись, и были отме­че­ны при­за­ми. Одна из таких кам­па­ний была совсем недав­но созда­на Leo Burnett в канад­ском Торон­то сов­мест­но с орга­ни­за­ци­ей, помо­га­ю­щей без­дом­ным Raising the Roof.

Несколь­ких наград был удо­сто­ен доку­мен­таль­ный ролик о реак­ции жите­лей обес­пе­чен­но­го рай­о­на горо­да на откры­тие там при­ю­та для без­дом­ных.

Новост­ной сайт для экс­пер­тов в обла­сти рекла­мы Ad Age еже­год­но вру­ча­ет Ad Age Small Agency Pro Bono Awards, поощ­ряя неболь­шие реклам­ные агент­ства, созда­ю­щие бла­го­тво­ри­тель­ные кам­па­нии.

Вот, напри­мер, обла­да­тель сереб­ря­ной награ­ды про­шло­го года – реклам­ное агент­ство Senores из Бра­зи­лии. Сов­мест­но с при­ютом для собак и пив­ным заво­дом Bamberg им был ини­ци­и­ро­ван выпуск пар­тии пива с эти­кет­ка­ми, на кото­рых были напе­ча­та­ны фото­гра­фии и исто­рии питом­цев при­ю­та, ищу­щих хозя­ев.

JPMorgan&Chase еже­год­но про­во­дит меро­при­я­тие Code for Good. Местом его про­ве­де­ния каж­дый раз ста­но­вит­ся новая стра­на. Сту­ден­ты-про­грам­ми­сты и спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии в тече­ние одной ночи сов­мест­но пишут код для при­ло­же­ний, сай­тов, созда­ют новый функ­ци­о­нал для обще­ствен­ных и неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

Сре­ди рос­сий­ских ком­па­ний так­же нема­ло вдох­нов­ля­ю­щих при­ме­ров pro bono. Напри­мер, сим­вол для соци­аль­но­го про­ек­та Charity Shop, бес­плат­но создан­ный агент­ством FLA. О дру­гих рос­сий­ских ком­па­ни­ях, рабо­та­ю­щих pro bono, мож­но узнать на сай­те про­ек­та«Пасе­ка».