Проект «Цифровая мастерская»: IT-волонтерство в Беларуси

Команда «Фаланстера» на Wiki-конференции Центральной и Восточной Европы в Эстонии. Фото из архива сообщества.
Команда «Фаланстера» на Wiki-конференции Центральной и Восточной Европы в Эстонии. Фото из архива сообщества.

Моло­деж­ная орга­ни­за­ция «Фалан­стер» рабо­та­ет в Мин­ске с 2005 года. Акти­ви­сты зани­ма­ют­ся попу­ля­ри­за­ци­ей open-source дви­же­ния, орга­ни­зу­ют еже­год­ные фору­мы для Drupal раз­ра­бот­чи­ков и участ­ву­ют в сооб­ще­стве Wikipedia. В 2016 году они запу­сти­ли про­ект «Циф­ро­вая мастер­ская» для IT-волон­те­ров, гото­вых ока­зы­вать тех­ни­че­скую помощь локаль­ным ини­ци­а­ти­вам и орга­ни­за­ци­ям.

Миха­ил Вол­чек, руко­во­ди­тель «Фалан­сте­ра», рас­ска­зал о пла­нах раз­ви­тия мастер­ской и поис­ке IT-волон­те­ров в Бела­ру­си.

Михаил Волчек и Светлана Ермакович. Фото из архива организации.
Миха­ил Вол­чек и Свет­ла­на Ерма­ко­вич. Фото из архи­ва орга­ни­за­ции.

– Михаил, расскажите, пожалуйста, про вашу организацию «Фаланстер» и как возникла идея проекта «Цифровая мастерская» (ориг. название – «Лічбавая майстэрня»).

– Фалан­стер – это орга­ни­за­ция, где собра­лись соци­аль­ные гики. Нам инте­рес­но вза­и­мо­дей­ство­вать с обще­ством, пред­ла­гая наши уме­ния для его улуч­ше­ния. Дру­ги­ми сло­ва­ми, мы верим, что тех­но­ло­гии могут слу­жить обще­ству, и гики могут пред­ло­жить свои зна­ния, что­бы сде­лать эти тех­но­ло­гии бли­же к людям.

Что повли­я­ло на идею создать «Циф­ро­вую мастер­скую»? Мы помо­га­ли раз­лич­ным ини­ци­а­ти­вам в их тех­ни­че­ских вопро­сах: сде­лать сайт, помочь в осво­е­нии крип­то­ин­стру­мен­тов, веб-сер­ви­сов для команд­ной рабо­ты. Потом к нам нача­ли обра­щать­ся все боль­ше ини­ци­а­тив за помо­щью, и нам при­шлось отка­зы­вать, так как сво­их сил на всех не хва­та­ло.

После это­го воз­ник­ла мысль, что необ­хо­ди­мо сме­нить нашу роль и начать искать волон­те­ров для граж­дан­ских орга­ни­за­ций.

– В 2014 году Теплица социальных технологий запустила проект «IT-волонтер», который также направлен на цифровую помощь НКО. Видите ли вы отличия между проектами?

– Сей­час мы толь­ко раз­во­ра­чи­ва­ем нашу актив­ность. Наша идея про­ста – создать усло­вия для вза­и­мо­дей­ствия волон­те­ров и граж­дан­ских орга­ни­за­ций для сотруд­ни­че­ства. Поэто­му в основ­ном осо­бых отли­чий меж­ду про­ек­та­ми нет. Теп­ли­ца рабо­та­ет уже четы­ре года, и мы изу­ча­ем ваши успеш­ные прак­ти­ки. Напри­мер, на сай­те «IT-волон­тер» нам понра­вил­ся спи­сок «плю­шек», кото­рые сооб­ще­ство может пред­ло­жить IT-волон­те­ру за выпол­нен­ную зада­чу.

– Как происходит отбор заявок и как вы связываете IT-волонтера с будущим «заказчиком»?

– Сей­час мы соби­ра­ем зада­чи орга­ни­за­ций и ини­ци­а­тив. Основ­ные кри­те­рии: неком­мер­че­ский харак­тер, готов­ность плот­но рабо­тать с коман­дой мастер­ской или IT-волон­те­ром и жела­ние мак­си­маль­но деталь­но фор­му­ли­ро­вать свою зада­чу.

Эти три усло­вия, на пер­вый взгляд, неслож­ны, но ряд ини­ци­а­тив, напри­мер, сла­бо пони­ма­ет, что они хотят вза­мен ста­ро­го сай­та, нуж­ны ли им преж­ние функ­ции, каких не хва­та­ет. После сбо­ра задач мы нач­нем под­тя­ги­вать IT-волон­те­ров и запу­стим пло­щад­ку.

Вна­ча­ле это будет в руч­ном режи­ме, пока не набе­рем немно­го опы­та для мак­си­маль­ной адап­та­ции плат­фор­мы к потреб­но­стям бело­рус­ских НКО. Нам важ­но мак­си­маль­но обка­тать логи­ку, по кото­рой сооб­ще­ству IT-волон­те­ров и граж­дан­ских ини­ци­а­тив будет удоб­но вза­и­мо­дей­ство­вать.

Цифровая мастерская собирает заявки от локальных общественных инициатив в Беларуси. Дизайнер: Светлана Ермакович.
Циф­ро­вая мастер­ская соби­ра­ет заяв­ки от локаль­ных обще­ствен­ных ини­ци­а­тив в Бела­ру­си. Дизай­нер: Свет­ла­на Ерма­ко­вич.

– С какими CMS-платформами вы работаете, и что могут ожидать бенефициары, обратившись к вам?

– У нас есть зна­ния по WordPress, Drupal, ряду frontend-движ­ков, сер­вер­но­му управ­ле­нию. Ремонт сай­тов – это важ­но, но на сего­дня недо­ста­точ­но. Так­же у нас есть зна­ния по рабо­те с инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­стью, сво­бод­ны­ми про­грам­ма­ми, поэто­му мы в буду­щем гото­вы пред­ла­гать ини­ци­а­ти­вам раз­ные аспек­ты раз­ра­бот­ки.

– По опыту Теплицы знаем, что найти IT-волонтеров непросто и каждая закрытая задача – это успех. Какую модель привлечения IT-специалистов вы собираетесь использовать?

– Пла­ни­ру­ем рабо­тать с сооб­ще­ства­ми раз­ра­бот­чи­ков, а так­же уни­вер­си­те­та­ми и плат­фор­ма­ми онлайн-кур­сов.

Ранее мы рабо­та­ли с волон­те­ра­ми по мно­же­ству не IT-задач, и был самый боль­шой вызов – быст­рое выго­ра­ние волон­те­ра. Мы пла­ни­ру­ем общать­ся с граж­дан­ски­ми ини­ци­а­ти­ва­ми для того, что­бы те мак­си­маль­но про­ра­бо­та­ли зада­чу, раз­би­ли ее на неболь­шие под­за­да­чи и вооб­ще нача­ли думать про сотруд­ни­че­ство с IT-волон­те­ра­ми на уровне стра­те­гий сво­их орга­ни­за­ций, а не толь­ко от слу­чая к слу­чаю. На мой взгляд, боль­шая часть отве­та нахо­дит­ся у того, у кого воз­ни­ка­ет циф­ро­вая потреб­ность.

– Как вы думаете, в чем основная мотивация людей стать IT-волонтерами?

– Когда мы сами помо­га­ем, мы руко­вод­ству­ем­ся, преж­де все­го, общи­ми цен­но­стя­ми. Если ини­ци­а­ти­ва близ­ка по духу, пред­ла­га­ет инте­рес­ную зада­чу и сама хоро­шо моти­ви­ро­ва­на дой­ти до фини­ша, то мы участ­ву­ем.

Вооб­ще, в плане моти­ва­ций для волон­те­ров слож­но при­ду­мать что-то новое. Кому-то важ­но нара­бо­тать порт­фо­лио, уси­лить зна­ния в тех­но­ло­гии, кому-то – обще­ние и новые зна­ком­ства, кому-то – про­сто помочь, сде­лать хоро­шее для обще­ства.

– Есть ли уже у вас успешные кейсы помощи гражданским проектам?

– В роли циф­ро­вой мастер­ской мы толь­ко гото­вим­ся к стар­ту. Напри­мер, ранее мы дела­ли про­ект для сооб­ще­ства откры­тых дан­ных по наград­ной поли­ти­ке Бела­ру­си. Сей­час этот про­ект раз­ви­ва­ет­ся в дру­гих стра­нах. Так­же мы помо­га­ли раз­ви­вать­ся онлайн-пло­щад­ке «Тала­ка». Созда­ли сайт для исто­ри­ков-иссле­до­ва­те­лей древ­них клад­бищ и помог­ли моло­деж­ной орга­ни­за­ции сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния почи­нить их сайт.

Команда «Фаланстера» проводит Вики-экспедиции с детьми в школах. Фото из архива организации.
Коман­да «Фалан­сте­ра» про­во­дит Вики-экс­пе­ди­ции с детьми в шко­лах. Фото из архи­ва орга­ни­за­ции.

– Михаил, каким вы видите проект через три года?

– Хоте­лось бы, что­бы IT-волон­тер­ство было мод­ным в Бела­ру­си, граж­дан­ские ини­ци­а­ти­вы не боя­лись остав­лять свои зада­чи для волон­те­ров, а IT-волон­те­ры зна­ли, где эти зада­чи брать. Важ­но, что­бы через три года воз­рос­ло пони­ма­ние пря­мо­го вза­и­мо­дей­ствия меж­ду раз­лич­ны­ми сооб­ще­ства­ми айтиш­ни­ков и граж­дан­ски­ми акти­ви­ста­ми.

Мы в этой систе­ме будем под­дер­жи­вать рост неболь­ших сооб­ществ гиков, а так­же про­дви­гать важ­ность циф­ро­вых прав.

– На какой стадии проект сейчас, и какая помощь вам необходима?

– Сей­час мы на эта­пе сбо­ра задач от граж­дан­ских ини­ци­а­тив и накоп­ле­ния базы IT-волон­те­ров. Поэто­му и пер­вым, и вто­рым будем рады. По IT-части нам инте­рес­но обще­ние с созда­те­ля­ми «IT-волон­тер» и «Гигер» из коман­ды Теп­ли­цы. Думаю, что мож­но не огра­ни­чи­вать­ся фор­ком на гит­ха­бе, но и обсуж­дать вопро­сы раз­ви­тия.

Груп­па в Facebook

Груп­па в ВКон­так­те

Twitter