Как «Инфометр» помогает добиться открытости органов власти

Руслан Газиханов рассказал о деятельности проекта «Инфометр» и развитием проекта в Ульяновске. Фото предоставлено Русланом.

Проектный центр «Инфометр» измеряет, насколько сайты и открытые данные соответствуют требованиям закона, регулярно публикуя рейтинги реализации инструментов открытости органами власти. «Инфометр» оказывает консультационную поддержку наполнения сайтов и предоставляет экспертные рекомендации на основе нормативных требований и анализа лучших практик.

Проектный центр «Инфометр» измеряет, насколько сайты и открытые данные соответствуют требованиям закона, регулярно публикуя рейтинги реализации инструментов открытости органами власти. «Инфометр» оказывает консультационную поддержку наполнения сайтов и предоставляет экспертные рекомендации на основе нормативных требований и анализа лучших практик.

Теплица социальных технологий побеседовала с Русланом Газихановым, экспертом-исследователем проектного центра «Инфометр». Интервью провела Надежда Дерябина, региональный координатор Теплицы в Ульяновске.

– Расскажите, о проектном центре «Инфометр». Какие цели и задачи вы ставите перед собой?

– Мы занимаемся аналитикой и консалтингом в сфере обеспечения открытости государственного управления: проще говоря, смотрим, как госорганы публикуют информацию в сети, и разрабатываем экспертные рекомендации, как это делать правильно. Мы составляем рейтинги открытости официальных сайтов госорганов, изучаем опубликованные ими открытые данные, собираем и анализируем информацию из открытых источников и консультируем заинтересованных лиц в этих областях. Наша задача – добиться максимального уровня открытости органов власти.

Фрагмент сайта Инфометр.
Фрагмент сайта Инфометр.

– Кто работает в команде центра, и какие у вас основные направления работы?

– У нас в команде есть юристы, политологи, специалисты в сфере государственного и муниципального управления, программисты. Наш офис в Петербурге, но некоторые члены команды работают удаленно из регионов России, например, я.

Всего у нас три основных направления. Во-первых, мы помогаем органам власти с открытостью их сайтов, во-вторых, тем же самым мы занимаемся в отношении общественных советов при органах. Наконец, мы помогаем правильно публиковать официальную информацию в форме открытых данных.

Как я уже говорил, по этим направлениям мы занимаемся аудитом, создаем рейтинги и консультируем всех, кто в этом заинтересован, не только представителей госорганов.

– Какие города сейчас сотрудничают с проектом?

– В этом году в нашем публичном аудите информационной открытости официальных сайтов городских администраций приняли участие представители 40 городов. За период взаимодействия с нами самый большой прирост информационной открытости получился у сайтов Нижневартовска (+ 33,7%), Братска (+22,7%) и Владимира (+22,6%).

Представители 12 городов вместе с нашими экспертами в рамках публичного аудита работали над усовершенствованием открытых данных. Есть определенные требования их публикации, мы помогаем органам власти их соблюдать. Например, Рубцовск (Алтайский край), Нижний Тагил и Камышин улучшили соответствие опубликованных ими открытых данных предъявляемым требованиям на 75,8%, 28,4% и 25,9% соответственно.

В прошлом году с нами сотрудничали 556 представителей органов власти. Среди них есть федеральные министерства, правительства регионов, городские администрации и другие органы власти разных уровней. Многие из них в целом довольны нашей работой. Для письменных благодарностей есть специальный раздел на сайте.

– На сайте проектного центра есть рубрика «Исследования». Расскажите, что лежит в основе исследований центра и по каким параметрам строятся рейтинги открытости государственных сайтов?

– На нашем сайте есть отдельная рубрика с методикой в одноименном подразделе, в которой все подробно описано. Если кратко, то сначала мы берем группу сайтов, объединенную по определенному признаку. Скажем, только сайты федеральных органов исполнительной власти. Каждый такой сайт мы оцениваем по набору заранее определенных параметров.

Их мы тоже берем не с потолка: есть требования законодательства к размещению информации на официальных сайтах госорганов. Еще мы учитываем технологические и экспертные требования, международные стандарты, а также лучшие практики, реализованные на сайтах-лидерах. В каждом аудите мы подбираем оригинальные параметры.

Каждый параметр мы оцениваем по нескольким критериям. Например, есть параметр «план работы». Он включает в себя критерий «актуальности» – чтобы была свежая информация; «навигационной доступности» – чтобы от главной страницы до логичного раздела было не больше пяти кликов, чтобы был текст на сайте и файл для скачивания. Если сайт соответствует всем параметрам и их критериям, то его открытость равна 100%. Добиться 100-процентной оценки сайта достаточно сложно, но все же реально.

Фото с хакатона медиапроектов «Budget Stories». Фото: Ксения Макарова
Фото с хакатона медиапроектов «Budget Stories». Фото: Ксения Макарова

– В России стали проводится ежегодные Open Data хакатоны. Насколько востребованы такие хакатоны?

Это зависит от условий. Вообще они могут быть потенциально интересны программистам, в том числе и студентам: есть возможность испытать силы, получить опыт и завести знакомства, а иногда и выиграть деньги на доработку своего проекта. Еще на хакатонах можно обратиться напрямую к владельцу информации, госоргану, с пожеланиями и вопросами, а в отдельных случаях даже получить поддержку на индивидуальный доступ к информации органа (хотя в данном случае мы уже не говорим об открытых данных).

В целом возможности большие и востребованность в таких мероприятиях есть. Главное – организация. Чаще всего «Инфометр» участвует в хакатонах как менторы. Мы помогаем участникам найти интересующие наборы данных и выстроить контакт с представителями органов власти.

Впрочем, иногда мы приходим на хакатоны как рядовые участники, что полезно для развития. В июне наши коллеги Вячеслав Романов и Михаил Карягин победили в хакатоне BudgetStories с проектом «Золото партий». Там они проанализировали финансовую отчетность 77 политических партий: кто и откуда дает им деньги, сколько, есть ли у партий общие спонсоры. Очень актуальное исследование, учитывая предстоящие выборы.

Фото с хакатона медиапроектов «Budget Stories». Фото: Ксания Макарова
Фото с хакатона медиапроектов «Budget Stories». Фото: Ксения Макарова

– Как вы видите перспективу развития культуры открытых данных в России?

– Перспективы достаточно туманные. Есть положительные изменения, однако в международных рейтингах открытых данных Россия медленно сползает вниз. Я думаю, что открытые данные в нашей стране продолжат развиваться, в них есть востребованность, но не такими темпами, как хотелось бы.

– Если кто-то заинтересуется, например, стажировкой у вас, куда ему обращаться?

– Для нескольких студентов профильных специальностей есть вариант с прохождением практики. Желающие могут направить письмо на общий электронный адрес info [at] infometer.org.

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.