Технологии в работе НКО: исследования, выводы, рекомендации

Обзор зарубежного опыта в использовании IT для НКО от «Эволюшн энд Филантропи» Фото: visualhunt.com (CCO).
Обзор зарубежного опыта в использовании IT для НКО от «Эволюшн энд Филантропи» Фото: visualhunt.com (CCO).

Рос­сий­ский фили­ал неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции «Эво­люшн энд Филан­тро­пи» пуб­ли­ку­ет дай­дже­сты о совре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций. Послед­ний из них вышел в июне 2016 года и вклю­ча­ет 13 раз­де­лов, охва­ты­ва­ю­щих меж­ду­на­род­ный опыт в таких темах, как соци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, циф­ро­вые ком­му­ни­ка­ции, стра­те­ги­че­ское исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных медиа, инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии граж­дан­ско­го вли­я­ния.

Содержание дайджеста

  1. Циф­ро­вые стра­те­гии – важ­ный ком­по­нент соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Груп­па меж­ду­на­род­ных ресурс­ных орга­ни­за­ций, спо­соб­ству­ю­щих повы­ше­нию эффек­тив­но­сти НКО посред­ством раз­ви­тия тех­но­ло­гий ком­му­ни­ка­ции и фанд­рай­зин­га, под­го­то­ви­ла «Обзор циф­ро­вой прак­ти­ки: неком­мер­че­ские стра­те­гии и тен­ден­ции – 2016» (2016 Digital Outlook Report: Nonprofit Trends and Strategy). Доку­мент отра­жа­ет резуль­та­ты опро­са, в кото­ром при­ня­ли уча­стие 538 НКО, дей­ству­ю­щих в раз­ных реги­о­нах пла­не­ты, но самы­ми актив­ны­ми сре­ди них ока­за­лись аме­ри­кан­ские и канад­ские орга­ни­за­ции.
  2. Циф­ро­вые ком­му­ни­ка­ции тре­бу­ют ответ­ствен­но­го под­хо­да: про­верь­те себя. Соглас­но дан­ным тех­но­ло­ги­че­ской ком­па­нии Salesforce, почти 42% кор­по­ра­тив­ных мар­ке­то­ло­гов пла­ни­ру­ют пере­ме­стить свою основ­ную дея­тель­ность в циф­ро­вое про­стран­ство. Это зна­чит, что в бли­жай­шем буду­щем НКО будут бороть­ся за вни­ма­ние оби­та­те­лей Все­мир­ной пау­ти­ны с про­дви­ну­ты­ми спе­ци­а­ли­ста­ми част­но­го сек­то­ра. Что­бы не ока­зать­ся в послед­них рядах, бла­го­тво­ри­тель­ным орга­ни­за­ци­ям потре­бу­ют­ся про­ду­ман­ные стра­те­гии ком­му­ни­ка­ции, осна­щен­ные адек­ват­ным бюд­же­том. Отчет The 2015 Nonprofit Communications Trends Report.
  3. Осво­е­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий: сове­ты для управ­лен­цев НКО-сек­то­ра. Циф­ро­вые ком­му­ни­ка­ции – это не толь­ко стра­те­гии, пла­ны и про­цес­сы, но так­же отно­ше­ния меж­ду людь­ми. Соот­вет­ствен­но, у бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ций, кото­рые «чело­ве­ко­ори­ен­ти­ро­ва­ны» по сво­ей при­ро­де, есть зна­чи­тель­ные шан­сы на успех. Бри­тан­ские экс­пер­ты пред­ла­га­ют лиде­рам неком­мер­че­ско­го сооб­ще­ства взять на замет­ку несколь­ко пра­вил, кото­рые помо­гут изме­нить орга­ни­за­ци­он­ную куль­ту­ру и пере­ве­сти суще­ству­ю­щие воз­мож­но­сти в прак­ти­че­ский фор­мат.
  4. Стра­те­ги­че­ское исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных медиа: сове­ты зна­то­ков. В послед­ние годы иссле­до­ва­те­ли и ана­ли­ти­ки все чаще гово­рят о том, что целе­вые ауди­то­рии неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций быст­ро пере­ме­ща­ют­ся в вир­ту­аль­ное про­стран­ство. Что­бы в пери­од «вели­ко­го пере­се­ле­ния» НКО не рас­те­ря­ли сво­их сто­рон­ни­ков, спе­ци­а­ли­сты инсти­ту­та FrameWorks Institute рас­ска­за­ли о прак­ти­ке рабо­ты в соци­аль­ных медиа, поз­во­ля­ю­щей вопло­щать сме­лые ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии и уско­рять выпол­не­ние мис­сии.
  5. Соци­аль­ная спра­вед­ли­вость и циф­ро­вые тех­но­ло­гии: нуж­на помощь фон­дов. В про­шлом веке обще­ствен­ные дви­же­ния начи­на­лись с деба­тов на кухне, но со вре­ме­нем дис­кус­сии пере­ме­сти­лись на мони­то­ры ком­пью­те­ров и смарт­фо­нов. В свя­зи с этим авто­ры опро­са, про­ве­ден­но­го агент­ством Public Interest Projects, зачис­ли­ли циф­ро­вую ком­пе­тент­ность пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций в раз­ряд неоспо­ри­мых при­о­ри­те­тов и пред­ло­жи­ли доно­рам обра­тить на это направ­ле­ние осо­бое вни­ма­ние.
  6. Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии граж­дан­ско­го вли­я­ния при­вле­ка­ют вни­ма­ние аме­ри­кан­ских инве­сто­ров. Фонд Джо­на С. и Джейм­са Л. Най­тов (The John S. and James L. Knight Foundation) пред­ла­га­ет озна­ко­мить­ся с отче­том «Зарож­де­ние рын­ка инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий граж­дан­ско­го обще­ства: инве­сти­ции в новую сфе­ру» (The Emergence of Civic Tech: Investments in a Growing Field). Доку­мент посвя­щен прак­ти­ке финан­си­ро­ва­ния тех­но­ло­ги­че­ских раз­ра­бо­ток, целью кото­рых явля­ет­ся вовле­че­ние граж­дан в обще­ствен­ные про­цес­сы, сти­му­ли­ру­ю­щие ответ­ствен­ность орга­нов вла­сти.
  7. Как вос­пол­нить недо­ста­ток средств на раз­ви­тие инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Эффек­тив­ность НКО во мно­гом зави­сит от каче­ства инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Одна­ко мно­гие доно­ры и неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции вос­при­ни­ма­ют их как часть адми­ни­стра­тив­ных рас­хо­дов, оття­ги­ва­ю­щих ресур­сы от выпол­не­ния мис­сии. Что­бы повли­ять на ситу­а­цию, участ­ни­ки кон­фе­рен­ции Nonprofit Technology Conference – 2013 под­го­то­ви­ли реко­мен­да­ции для НКО, фон­дов и иных доно­ров.
  8. Инно­ва­ции и облач­ные тех­но­ло­гии свя­за­ны меж­ду собой. В ходе опро­са 180 НКО орга­ни­за­ции Idealware и MAP for Nonprofits изу­чи­ли прак­ти­ку при­ме­не­ния облач­ных тех­но­ло­гий для вопло­ще­ния инно­ва­ци­он­ных реше­ний, спо­соб­ству­ю­щих выпол­не­нию соци­аль­но зна­чи­мых мис­сий. На осно­ве полу­чен­ных дан­ных иссле­до­ва­те­ли соста­ви­ли рамоч­ную кон­цеп­цию, отра­жа­ю­щую фак­то­ры успе­ха инно­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти.
  9. Иссле­до­ва­ние: ИТ-тех­но­ло­гии в неком­мер­че­ском сек­то­ре. Ком­пью­те­ры, сете­вая инфра­струк­ту­ра и про­грамм­ное обес­пе­че­ние – это те самые инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии, кото­рые при пра­виль­ном под­хо­де долж­ны спо­соб­ство­вать эко­но­мии средств и повы­ше­нию каче­ства услуг НКО. Что­бы выяс­нить, как обсто­ят дела в бри­тан­ском НКО-сек­то­ре, про­вай­де­ры ИТ-услуг про­ве­ли онлайн-опрос, в кото­ром при­ня­ли уча­стие 140 бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ций. Отчет по резуль­та­там иссле­до­ва­ния.
  10. При­ме­не­ние тех­но­ло­гий XXI века – клю­че­вое усло­вие устой­чи­во­сти НКО-сек­то­ра. В ходе опро­са, про­ве­ден­но­го Лон­дон­ским кон­сал­тин­го­вым объ­еди­не­ни­ем Lasa (London Advice Services Alliance), 30 самых вли­я­тель­ных экс­пер­тов бри­тан­ско­го НКО-сек­то­ра обо­зна­чи­ли основ­ные пер­спек­ти­вы укреп­ле­ния ста­биль­но­сти НКО с помо­щью совре­мен­ных тех­но­ло­гий.
  11. Облач­ные тех­но­ло­гии в НКО-сек­то­ре: прак­ти­ка и пер­спек­ти­вы. Аме­ри­кан­ская НКО TechSoup Global, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет НКО-сек­тор совре­мен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, про­ве­ла опрос, в ходе кото­ро­го 10 500 орга­ни­за­ций из 88 стран рас­ска­за­ли о сво­ей прак­ти­ке при­ме­не­ния про­грамм и про­дук­тов, раз­ме­щен­ных в откры­том про­стран­стве (в каче­стве аль­тер­на­ти­вы про­грам­мам на жест­ких дис­ках и в локаль­ных сетях).
  12. Соци­аль­ной сфе­ре нуж­ны ком­пе­тент­ные спе­ци­а­ли­сты по инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям. Игро­ки сфе­ры соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний осо­зна­ют зна­че­ние тех­но­ло­ги­че­ских ком­пе­тен­ций, но порой не зна­ют, как при­влечь ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов, и как пра­виль­но рас­по­ря­дить­ся их талан­та­ми. К тако­му выво­ду при­шла коман­да аме­ри­кан­ской орга­ни­за­ции Freedman Consulting по ито­гам опро­са, в кото­ром при­ня­ли уча­стие лиде­ры НКО и фон­дов, зна­то­ки циф­ро­вых тех­но­ло­гий и пред­ста­ви­те­ли нау­ки, биз­не­са и зако­но­да­тель­ных орга­нов.
  13. Не зава­ли­вай­те офис орг­тех­ни­кой. Экс­пер­ты аме­ри­кан­ской орга­ни­за­ции Idealware реко­мен­ду­ют неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям актив­нее исполь­зо­вать циф­ро­вые устрой­ства (ноут­бу­ки, смарт­фо­ны, план­ше­ты), кото­рые нахо­дят­ся в лич­ном поль­зо­ва­нии сотруд­ни­ков. Дан­ный под­ход, извест­ный как BYOD (Bring Your Own Device – «При­не­си свой девайс»), сни­жа­ет затра­ты на содер­жа­ние орг­тех­ни­ки и повы­ша­ет про­из­во­ди­тель­ность команд­ной рабо­ты.

Ска­чать пол­ную вер­сию дай­дже­ста в PDF.