Как ответ на вопрос «с какого района» помогает чинить дороги

На вовлечение людей в улучшение городской среды влияет не только их привязанность к району, но и реакция властей на обращение. Фото: Flickr North Charleston (CC BY-SA 2.0).
На вовлечение людей в улучшение городской среды влияет не только их привязанность к району, но и реакция властей на обращение. Фото: Flickr North Charleston (CC BY-SA 2.0).

Что моти­ви­ру­ет людей отправ­лять жало­бы в адрес город­ских вла­стей на про­бле­мы с улич­ным осве­ще­ни­ем, ямы на доро­гах и оскор­би­тель­ные над­пи­си на сте­нах? Явля­ет­ся ли такая актив­ность след­стви­ем широ­ко­го спек­тра граж­дан­ских цен­но­стей, или за этим сто­ит что-то иное? Этим вопро­сом зада­лись иссле­до­ва­те­ли из Northeastern University и Harvard University и при­шли к выво­ду, что моти­ва­ция людей для таких дей­ствий осно­ва­на на при­вя­зан­но­сти к месту про­жи­ва­ния.

Созда­те­ли раз­лич­ных про­ек­тов, кото­рые помо­га­ют «наво­дить мосты» меж­ду акти­ви­ста­ми и вла­стя­ми, как пра­ви­ло, исхо­дят из сле­ду­ю­щей пред­по­сыл­ки. Если чело­век актив­но про­яв­ля­ет свою пози­цию через голо­со­ва­ние, волон­тер­ство, напи­са­ние раз­лич­ных обра­ще­ний, то он с боль­шей веро­ят­но­стью при­мет уча­стие в про­ек­те по вовле­че­нию горо­жан в улуч­ше­ние город­ской сре­ды.

К при­ме­ру, в таком как 311 system, где обще­ствен­ное бла­го созда­ет­ся бла­го­да­ря вза­и­мо­дей­ствию меж­ду вла­стя­ми и горо­жа­на­ми. Сер­вис 311 system, рабо­та­ю­щий в Бостоне, – это горя­чая теле­фон­ная линия и интер­нет-пор­тал для отправ­ки обра­ще­ний по предо­став­ле­нию госус­луг. Отправ­лен­ное с помо­щью сер­ви­са обра­ще­ние помо­га­ет город­ским служ­бам узнать о про­бле­мах и при­нять меры по их устра­не­нию.

Каждые 4 обращения из 5, сделанных с помощью сервиса 311, были совершены на расстоянии  не более 150 метров от места жительства обратившегося горожанина. Фото: фрагмент сервиса 311.
Каж­дые 4 обра­ще­ния из 5, сде­лан­ных с помо­щью сер­ви­са 311, были совер­ше­ны на рас­сто­я­нии не более 150 мет­ров от места житель­ства обра­тив­ше­го­ся горо­жа­ни­на. Фото: фраг­мент сер­ви­са 311.

Иссле­до­ва­те­ли выде­ли­ли несколь­ко пока­за­те­лей у поль­зо­ва­те­лей сер­ви­са 311: тер­ри­то­рия их про­жи­ва­ния и граж­дан­ская актив­ность. Те поль­зо­ва­те­ли, кото­рые име­ли силь­ную при­вя­зан­ность к рай­о­ну сво­е­го про­жи­ва­ния, актив­нее отправ­ля­ли жало­бы через сер­вис, при­чем дела­ли это на более обшир­ной тер­ри­то­рии, чем про­сто свой рай­он.

Люди, кото­рые боль­ше заяв­ля­ли о сво­ей граж­дан­ской пози­ции (бра­лись такие пока­за­те­ли, как голо­со­ва­ние на выбо­рах и волон­тер­ство), актив­нее отправ­ля­ли обра­ще­ния по пово­ду тех мест, где они чаще быва­ют по рабо­те, по лич­ным делам. Так или ина­че, но каж­дые 4 обра­ще­ния из 5, сде­лан­ных с помо­щью сер­ви­са 311, были совер­ше­ны на рас­сто­я­нии не более 150 мет­ров от места житель­ства обра­тив­ше­го­ся горо­жа­ни­на.

Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия гово­рит, что чело­ве­ку, как и живот­ным, свой­ствен­на тер­ри­то­ри­аль­ность, но под ней под­ра­зу­ме­ва­ет­ся не толь­ко защи­та «сво­е­го» про­стран­ства от пося­га­тель­ства дру­гих, но еще и бла­го­устрой­ство, забо­та, обслу­жи­ва­ние инфра­струк­ту­ры, в том чис­ле тех объ­ек­тов, кото­рые исполь­зу­ют­ся и дру­ги­ми людь­ми, про­жи­ва­ю­щи­ми на той же тер­ри­то­рии.

Выво­ды это­го иссле­до­ва­ния могут быть полез­ны для авто­ров подоб­ных сер­ви­сов. Если допу­стить, что они вер­ны, то сле­ду­ет пере­смот­реть пози­ци­о­ни­ро­ва­ние, брен­динг и кам­па­нии по про­дви­же­нию ана­ло­гич­ных про­ек­тов. В инфор­ма­ци­он­ных мате­ри­а­лах разум­нее делать упор не на улуч­ше­ние все­го горо­да, а наце­ли­вать сооб­ще­ния по рай­о­нам или окру­гам.

Еще один аспект рабо­ты сер­ви­сов коопе­ра­ции горо­жан и вла­сти – это низ­кий уро­вень их исполь­зо­ва­ния в бед­ных рай­о­нах. Для реше­ния этой про­бле­мы так­же может быть поле­зен гео­гра­фи­че­ски тар­ге­ти­ро­ван­ный под­ход, гово­рит­ся в замет­ке на сай­те орга­ни­за­ции Scholars Strategy Network.

Иссле­до­ва­ния подоб­ных сер­ви­сов про­во­дят­ся в раз­ных стра­нах, для того что­бы повы­сить эффек­тив­ность их рабо­ты. Как ранее писа­ла Теп­ли­ца, груп­па иссле­до­ва­те­лей из Digital Engagement Evaluation Team (DEET) Все­мир­но­го Бан­ка (World Bank) на осно­ве ана­ли­за пове­де­ния поль­зо­ва­те­лей сер­ви­са FixMyStreet при­шла к выво­ду, что, решая про­бле­му граж­да­ни­на, вла­сти повы­ша­ют веро­ят­ность того, что чело­век ста­нет регу­ляр­нее сооб­щать о новых про­бле­мах.