Как ответ на вопрос «с какого района» помогает чинить дороги

На вовлечение людей в улучшение городской среды влияет не только их привязанность к району, но и реакция властей на обращение. Фото: Flickr North Charleston (CC BY-SA 2.0).
На вовлечение людей в улучшение городской среды влияет не только их привязанность к району, но и реакция властей на обращение. Фото: Flickr North Charleston (CC BY-SA 2.0).

Что мотивирует людей отправлять жалобы в адрес городских властей на проблемы с уличным освещением, ямы на дорогах и оскорбительные надписи на стенах? Является ли такая активность следствием широкого спектра гражданских ценностей, или за этим стоит что-то иное? Этим вопросом задались исследователи из Northeastern University и Harvard University и пришли к выводу, что мотивация людей для таких действий основана на привязанности к месту проживания.

Создатели различных проектов, которые помогают «наводить мосты» между активистами и властями, как правило, исходят из следующей предпосылки. Если человек активно проявляет свою позицию через голосование, волонтерство, написание различных обращений, то он с большей вероятностью примет участие в проекте по вовлечению горожан в улучшение городской среды.

К примеру, в таком как 311 system, где общественное благо создается благодаря взаимодействию между властями и горожанами. Сервис 311 system, работающий в Бостоне, – это горячая телефонная линия и интернет-портал для отправки обращений по предоставлению госуслуг. Отправленное с помощью сервиса обращение помогает городским службам узнать о проблемах и принять меры по их устранению.

Каждые 4 обращения из 5, сделанных с помощью сервиса 311, были совершены на расстоянии  не более 150 метров от места жительства обратившегося горожанина. Фото: фрагмент сервиса 311.
Каждые 4 обращения из 5, сделанных с помощью сервиса 311, были совершены на расстоянии не более 150 метров от места жительства обратившегося горожанина. Фото: фрагмент сервиса 311.

Исследователи выделили несколько показателей у пользователей сервиса 311: территория их проживания и гражданская активность. Те пользователи, которые имели сильную привязанность к району своего проживания, активнее отправляли жалобы через сервис, причем делали это на более обширной территории, чем просто свой район.

Люди, которые больше заявляли о своей гражданской позиции (брались такие показатели, как голосование на выборах и волонтерство), активнее отправляли обращения по поводу тех мест, где они чаще бывают по работе, по личным делам. Так или иначе, но каждые 4 обращения из 5, сделанных с помощью сервиса 311, были совершены на расстоянии не более 150 метров от места жительства обратившегося горожанина.

Социальная психология говорит, что человеку, как и животным, свойственна территориальность, но под ней подразумевается не только защита «своего» пространства от посягательства других, но еще и благоустройство, забота, обслуживание инфраструктуры, в том числе тех объектов, которые используются и другими людьми, проживающими на той же территории.

Выводы этого исследования могут быть полезны для авторов подобных сервисов. Если допустить, что они верны, то следует пересмотреть позиционирование, брендинг и кампании по продвижению аналогичных проектов. В информационных материалах разумнее делать упор не на улучшение всего города, а нацеливать сообщения по районам или округам.

Еще один аспект работы сервисов кооперации горожан и власти – это низкий уровень их использования в бедных районах. Для решения этой проблемы также может быть полезен географически таргетированный подход, говорится в заметке на сайте организации Scholars Strategy Network.

Исследования подобных сервисов проводятся в разных странах, для того чтобы повысить эффективность их работы. Как ранее писала Теплица, группа исследователей из Digital Engagement Evaluation Team (DEET) Всемирного Банка (World Bank) на основе анализа поведения пользователей сервиса FixMyStreet пришла к выводу, что, решая проблему гражданина, власти повышают вероятность того, что человек станет регулярнее сообщать о новых проблемах.