Британский стартап Provenance собирается поддерживать устойчивое рыболовство с помощью блокчейна

Согласно концепции устойчивого рыболовства, мы должны следить за воспроизводством рыбы и сделать так, чтобы вылов этому не препятствовал. Фото: Flickr Derek Keats. (CC BY 2.0).
Согласно концепции устойчивого рыболовства, мы должны следить за воспроизводством рыбы и сделать так, чтобы вылов этому не препятствовал. Фото: Flickr Derek Keats. (CC BY 2.0).

Каждая третья рыба, поступившая в продажу, не та, какой кажется. Таковы выводы организации Oceana, которая занимается вопросами сохранения морской среды. В рамках исследования были сделаны контрольные закупки более чем тысячи рыб, и почти 30% экземпляров не соответствовали тому наименованию, что было указано.

Теплица ранее писала о проекте Fishazam  – устройстве, которое использует инфракрасную спектроскопию для определения типа рыбы. Британская компания Provenance предлагает более масштабный способ контроля за поставками рыбы – с помощью блокчейна.

Идея технологии блокчейн – это цепочка блоков с информацией о каждой транзакции (передачи чего-либо от одного пользователя другому), которая хранится в каждой единице сети компьютеров. Технология блокчейна предоставляет человеку возможность создать цифровую запись данных, которую нельзя опровергнуть или взломать с целью внесения изменений.

Сейчас торговля рыбой фиксируется на бумаге, а отслеживать рыбу помогают сделанные на ней отметки. Идея Provenance заключается в том, что рыболовы должны будут отправлять смс-сообщение, чтобы зарегистрировать свой улов в блокчейне.

Цифровой код партии поступает к поставщику рыбы, и каждая дальнейшая итерация (к примеру, обработка рыбы) также фиксируется в цепи. Информация о происхождении рыбы и цепочки поставок может быть затем доступна конечному покупателю или потребителю в магазине или ресторане при помощи смартфона.

Сервис тестируется группой продуктовых кооперативов, пробный период продлится до конца года. Использование технологии увеличивает стоимость рыбы на несколько пенсов, поэтому первоначально она может применяться к более дорогим сортам рыбы, поэтому пока о рыбных консервах речь, увы, не идет.

Под давлением общественности и кампаний НКО к рыболовству в мире уже начинают предъявлять требования устойчивости и крупные торговые сети. Так, сеть супермаркетов Tesco убрала с полок свой рыбный бренд John West, поставками рыбы для которого занимался Тайский Союз – крупнейший в мире поставщик тунца. К объединению предъявлялись претензии, связанные с происхождением рыбы и способом ее добычи, – соблюдались ли нормы вылова рыбы в данном регионе, не нарушались ли права человека при рыбной ловле.

Отчет организации Oceana