Кому принадлежат права на онлайн-курсы

Не стоит забывать, что проставление копирайта на произведении есть право автора, а не обязанность. Поэтому ссылаться на законность использования произведений без копирайта необоснованно. Фото: splitshire.com (СС0).
Не стоит забывать, что проставление копирайта на произведении есть право автора, а не обязанность. Поэтому ссылаться на законность использования произведений без копирайта необоснованно. Фото: splitshire.com (СС0).

Кому по зако­ну при­над­ле­жат пра­ва на онлайн-кур­сы? Как дока­зать, что имен­но вы их автор? И каким обра­зом заявить о сво­их автор­ских пра­вах если они были нару­ше­ны? Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пого­во­ри­ла с юри­стом Цен­тра защи­ты прав СМИ Свет­ла­ной Кузе­ва­но­вой о теме автор­ских прав в дистан­ци­он­ном обра­зо­ва­нии.

– Светлана, кому могут принадлежать авторские права на онлайн-курсы?

– Уни­вер­саль­ной схе­мы рас­пре­де­ле­ния прав нет. Они могут при­над­ле­жать авто­ру кур­са или его заказ­чи­ку. Если чело­век сам созда­ет, сам поль­зу­ет­ся и про­да­ет онлайн-курс, то он явля­ет­ся и авто­ром, и пра­во­об­ла­да­те­лем. Если он дела­ет это под заказ, то усло­вия исполь­зо­ва­ния обыч­но опре­де­ля­ют­ся дого­во­ром, в кото­ром про­пи­са­но, кто заказ­чик и кому какие пра­ва при­над­ле­жат по даль­ней­ше­му исполь­зо­ва­нию. Пра­ва на исполь­зо­ва­ние кур­са могут пол­но­стью пере­хо­дить к заказ­чи­ку либо рас­пре­де­лять­ся таким обра­зом, что исполь­зо­вать курс в буду­щем смо­жет и его автор, и его пра­во­об­ла­да­тель по дого­во­ру.

– Выходит, многое зависит от договора. Допустим, преподавателю заказывают разработать дистанционный курс в рамках трудового договора, значит ли это, что авторское право автоматически переходит к работодателю?

– Если в долж­ност­ные обя­зан­но­сти пре­по­да­ва­те­ля соглас­но тру­до­во­му дого­во­ру вхо­дит созда­ние таких кур­сов, то раз­ра­бо­тан­ный в рам­ках испол­не­ния тру­до­вых обя­зан­но­стей, напри­мер, работ­ни­ком вуза курс будет иметь ста­тус «слу­жеб­но­го про­из­ве­де­ния». А этот режим осо­бый, име­ю­щий опре­де­лен­ное пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние.

В рам­ках это­го режи­ма пра­ва на исполь­зо­ва­ние все­го, что созда­ет работ­ник, при­над­ле­жат рабо­то­да­те­лю. Пра­ва по исполь­зо­ва­нию создан­ных в рам­ках тру­до­во­го дого­во­ра автор­ских про­из­ве­де­ний могут при­над­ле­жать и работ­ни­ку, но это долж­но быть спе­ци­аль­но ого­во­ре­но в тру­до­вом дого­во­ре или допол­ни­тель­ных согла­ше­ни­ях к нему.

Еще по теме: 8 сай­тов где вы може­те най­ти онлайн-кур­сы на рус­ском язы­ке

Важ­но пони­мать, что режим слу­жеб­но­го про­из­ве­де­ния дей­ству­ет толь­ко тогда, когда созда­ние како­го-либо объ­ек­та автор­ско­го пра­ва явля­ет­ся тру­до­вой обя­зан­но­стью работ­ни­ка. Но если сотруд­ник, при­ме­ру вуза, созда­ет курс, а его обя­зан­но­стя­ми это не преду­смот­ре­но, тогда пра­ва при­над­ле­жат работ­ни­ку, и исполь­зо­вать курс вуз может толь­ко после того, как заклю­чит со сво­им работ­ни­ком дого­вор о пере­да­че ему прав на исполь­зо­ва­ние кур­са.

Еще есть одно пра­ви­ло: если работ­ник создал слу­жеб­ное про­из­ве­де­ние, а рабо­то­да­тель не при­сту­пил к его исполь­зо­ва­нию в тече­ние трех лет, исклю­чи­тель­ные пра­ва сно­ва пере­хо­дят к его авто­ру.

Юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова в интервью Теплице рассказала о том, кому принадлежат авторские права на онлайн-курсы. Фото: Александр Денисов.
Юрист Цен­тра защи­ты прав СМИ Свет­ла­на Кузе­ва­но­ва в интер­вью Теп­ли­це рас­ска­за­ла о том, кому при­над­ле­жат автор­ские пра­ва на онлайн-кур­сы. Фото: Алек­сандр Дени­сов.

– Должен для автор регистрировать авторские права для их защиты?

– Автор­ские пра­ва не под­ле­жат реги­стра­ции, они воз­ни­ка­ют у авто­ра по фак­ту созда­ния про­из­ве­де­ния, и пра­во на их защи­ту воз­ни­ка­ет тогда же. Поэто­му нет ника­кой обя­за­тель­ной по зако­ну реги­стра­ции или про­це­ду­ры, кото­рую автор дол­жен выпол­нить для защи­ты сво­их прав.

Одна­ко есть несколь­ко меха­низ­мов для авто­ров, поз­во­ля­ю­щих им заявить о сво­их пра­вах на автор­ские про­из­ве­де­ния, про­ин­фор­ми­ро­вать обще­ство о том, что имен­но он явля­ет­ся авто­ром. Самая рас­про­стра­нен­ная из них – копи­райт. Суще­ству­ет серьез­ное заблуж­де­ние, что если нет копи­рай­та, напри­мер, на фото, то у фото нет авто­ра и мож­но его сво­бод­но исполь­зо­вать.

Не сто­ит забы­вать, что про­став­ле­ние копи­рай­та на про­из­ве­де­нии есть пра­во авто­ра, а не обя­зан­ность. Поэто­му ссы­лать­ся на закон­ность исполь­зо­ва­ния про­из­ве­де­ний без копи­рай­та необос­но­ван­но.

Так­же сей­час несколь­ко ком­па­ний пред­ла­га­ют про­це­ду­ру так назы­ва­е­мо­го депо­ни­ро­ва­ния (реги­стра­ции) автор­ских прав. Она дает воз­мож­ность авто­рам зафик­си­ро­вать свои пра­ва на кон­крет­ное про­из­ве­де­ние в опре­де­лен­ном объ­ек­тив­ном виде и на опре­де­лен­ную дату вре­ме­ни.

Депо­ни­ро­ва­ние облег­ча­ет дока­зы­ва­ние автор­ства в отно­ше­нии про­из­ве­де­ния, если оно, пред­по­ло­жим, оспа­ри­ва­ет­ся. Но сто­ит пом­нить, что это про­це­ду­ра плат­ная. По зако­ну эти про­це­ду­ры не явля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми, поэто­му их нали­чие или отсут­ствие ника­ким обра­зом не вли­я­ет на воз­мож­ность защи­ты автор­ских прав.

– Зачастую онлайн-курс может состоять не только из выступления преподавателя, но интерактивных деталей: таблиц, графиков, алгоритмов. То есть в процессе создания курса участвуют и разработчик алгоритмов, и режиссер, помимо автора. Считаются ли эти люди полноправными создателями, и как в этом случае они делят авторское право между собой? Договор нужно заключать со всеми?

– Когда одно­вре­мен­но несколь­ко авто­ров участ­ву­ют в про­цес­се созда­ния про­из­ве­де­ния, мож­но гово­рить о соав­тор­стве. Сов­мест­но создан­ное про­из­ве­де­ние исполь­зу­ет­ся авто­ра­ми тоже сов­мест­но. Это озна­ча­ет, что соав­то­ры долж­ны дого­во­рить­ся о том, как они будут пере­да­вать пра­ва на исполь­зо­ва­ние кур­са. Меж­ду ними долж­но быть заклю­че­но согла­ше­ние, посколь­ку рас­по­ря­жа­ют­ся пра­ва­ми по исполь­зо­ва­нию кур­са они, как пра­ви­ло, тоже сов­мест­но.

Еще по теме: 30 сове­тов для само­мо­ти­ва­ции во вре­мя онлайн-обу­че­ния

Одна­ко не исклю­че­ны ситу­а­ции, когда пра­ва на исполь­зо­ва­ние пере­хо­дят к одно­му из созда­те­лей, но это так­же долж­но быть преду­смот­ре­но согла­ше­ни­ем меж­ду ними. А что делать, если один из соав­то­ров в про­ти­во­вес осталь­ным авто­рам не хочет, напри­мер, про­да­вать создан­ный ими сов­мест­но онлайн-курс? В таком слу­чае, как гово­рит закон, он может запре­тить про­да­жу толь­ко при нали­чии доста­точ­ных на то осно­ва­ний.

– Допустим, человек самостоятельно создал онлайн-курс. Как он может заявить о том, что он автор произведения? Достаточно ли только подписи?

– Да, вполне доста­точ­но. Но толь­ко до того момен­та, пока кто-то не оспа­ри­ва­ет ваше автор­ство. В Рос­сии зако­но­да­тель­но уста­нов­ле­на пре­зумп­ция автор­ства. Это озна­ча­ет, что авто­ром про­из­ве­де­ния явля­ет­ся тот, кто ука­зан в каче­стве авто­ра на ори­ги­на­ле или экзем­пля­ре про­из­ве­де­ния, если не дока­за­но иное. Имен­но поэто­му под­пи­си доста­точ­но.

По зако­ну так­же реко­мен­ду­ет­ся про­став­лять копи­райт. Как я уже гово­ри­ла, копи­райт явля­ет­ся зна­ком охра­ны автор­ско­го пра­ва. Он не обя­за­те­лен по зако­ну и не защи­ща­ет авто­ра от судеб­ных спо­ров об автор­стве, но инфор­ми­ру­ет тех, кто хочет полу­чить пра­ва на исполь­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния.

По моей прак­ти­ке, нали­чие копи­рай­та облег­ча­ет юри­сту рабо­ту по дока­зы­ва­нию автор­ства в суде. В законе так­же ука­за­но, как дол­жен выгля­деть копи­райт: зна­чок копи­рай­та (© – латин­ская бук­ва С в окруж­но­сти), имя авто­ра и год созда­ния про­из­ве­де­ния. Это лишь реко­мен­до­ван­ный вари­ант, поэто­му любой дру­гой фор­мат над­пи­си так­же будет при­зна­вать­ся копи­рай­том.

Центр защи­ты прав СМИ