Как создавался первый в России онлайн-курс НКО по наставничеству

За основу брали российскую модель, но пользовались опытом американской практики, а также изучили опыт наших партнеров в Казахстане и Украине. Старались аккумулировать самый интересный опыт. Анна Кочинева. Фото: фрагмент курса на платформе Udemy.
За основу брали российскую модель, но пользовались опытом американской практики, а также изучили опыт наших партнеров в Казахстане и Украине. Старались аккумулировать самый интересный опыт. Анна Кочинева. Фото: фрагмент курса на платформе Udemy.

Фонд под­держ­ки семьи и детей «Хра­ни­те­ли дет­ства» запу­стил пер­вый в Рос­сии дистан­ци­он­ный курс «7 клю­чей эффек­тив­но­го настав­ни­че­ства». Он при­зван помочь неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям создать про­ек­ты настав­ни­че­ства для детей-сирот. Слу­ша­те­ли пилот­но­го набо­ра уже про­шли обу­че­ние и пред­ста­ви­ли свои про­ек­ты. Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва узна­ла у дирек­то­ра фон­да, соав­то­ра кур­са Анны Кочи­не­вой о том, как раз­ра­ба­ты­вал­ся курс.

– Анна, как появилась идея запустить такой курс?

– Идея появи­лась доволь­но дав­но. В послед­ние пару лет настав­ни­че­ство в целом и для детей-сирот в част­но­сти ста­ло очень попу­ляр­ным направ­ле­ни­ем, мно­гие орга­ни­за­ции ведут подоб­ные про­грам­мы в раз­лич­ных реги­о­нах. В то же вре­мя мы заме­ти­ли, что пони­ма­ние настав­ни­че­ства, под­хо­ды к реа­ли­за­ции про­грамм силь­но раз­нят­ся, зача­стую настав­ни­че­ством назы­ва­ет­ся обыч­ное волон­тер­ство, дети и настав­ни­ки не про­хо­дят необ­хо­ди­мую под­го­тов­ку, не ведет­ся сопро­вож­де­ние пар. Счи­та­ем, что необ­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать и внед­рить стан­дар­ты каче­ства настав­ни­че­ских про­ек­тов. Наша мето­ди­ка и этот курс – пер­вые шаги на этом пути.

В сен­тяб­ре 2016 вме­сте с орга­ни­за­ци­ей «Стар­шие бра­тья, Стар­шие сест­ры» мы заре­ги­стри­ро­ва­ли Ассо­ци­а­цию настав­ни­че­ства, в кото­рую вой­дут орга­ни­за­ции, веду­щие или пла­ни­ру­ю­щие вести про­грам­мы настав­ни­че­ства для детей и под­рост­ков. Дан­ный курс ста­нет одним из инстру­мен­тов рабо­ты ассо­ци­а­ции.

– Из чего состоит дистанционный курс?

– По назва­нию кур­са «7 клю­чей эффек­тив­но­го настав­ни­че­ства» мож­но опре­де­лить его струк­ту­ру. Он состо­ит из 7 раз­де­лов, то есть 7 шагов, кото­рые необ­хо­ди­мо пред­при­нять руко­во­ди­те­лю НКО, экс­пер­ту, сту­ден­ту, акти­ви­сту на пути созда­ния и реа­ли­за­ции про­ек­та настав­ни­че­ства.

Настав­ник – это взрос­лый, зна­чи­мый для ребен­ка-сиро­ты чело­век, кото­рый может под­го­то­вить его к само­сто­я­тель­ной взрос­лой жиз­ни, сде­лать его мир луч­ше и ярче.

Мы вклю­чи­ли такие вопро­сы: поиск и при­вле­че­ние настав­ни­ков, их отбор, под­го­тов­ка, созда­ние и сопро­вож­де­ние пары «настав­ник – под­опеч­ный» и оцен­ка эффек­тив­но­сти про­грам­мы. Каж­дый раз­дел состо­ит из несколь­ких лек­ций (от трех до шести), кото­рые длят­ся 3–7 минут.

Соавтор курса «7 ключей эффективного наставничества», директор Фонд поддержки семьи и детей «Хранители детства» Анна Кочинева. Фото предоставлено фондом.
Соав­тор кур­са «7 клю­чей эффек­тив­но­го настав­ни­че­ства», дирек­тор Фонд под­держ­ки семьи и детей «Хра­ни­те­ли дет­ства» Анна Кочи­не­ва. Фото предо­став­ле­но фон­дом.

– Как технологично вы его создавали?

– Сна­ча­ла для кур­са был напи­сан текст, затем его озву­чи­ли. Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий помо­га­ла в визу­а­ли­за­ции напи­сан­но­го тек­ста: создать гра­фи­ки, схе­мы, кар­тин­ки. На видео отоб­ра­жа­ют­ся слай­ды, фоном зву­чит текст лек­ции, и в кон­це мы пред­ла­га­ем допол­ни­тель­ные мате­ри­а­лы по теме. Наш курс мак­си­маль­но прак­ти­че­ский. Мы вклю­ча­ли туда анке­ты для буду­щих настав­ни­ков, дого­во­ры, что­бы у НКО все было под рукой.

Еще по теме: Онлайн-обра­зо­ва­ние НКО: 14 кур­сов для акти­ви­стов и волон­те­ров

– Когда прошел пилотный набор, и кто в нем участвовал?

– Пер­вый пилот­ный набор слу­ша­те­лей про­шел в июне 2016 года. Мы не гна­лись за коли­че­ством, ста­ра­лись огра­ни­чить чис­ло тех, кто будет участ­во­вать. В груп­пе было 30 слу­ша­те­лей. Рабо­тая с ними, мы пони­ма­ли, что необ­хо­ди­мо дора­бо­тать в кур­се. Реги­о­наль­ный охват полу­чил­ся широ­ким. Боль­ше, конеч­но, было слу­ша­те­лей из Моск­вы и Санкт-Петер­бур­га. Но и даль­ние реги­о­ны участ­во­ва­ли, Крас­но­ярск, Ново­си­бирск, Ростов-на-Дону, напри­мер.

– Какие отзывы были у слушателей?

– Откли­ки очень хоро­шие. Участ­ни­кам понра­ви­лось, как струк­ту­ри­ро­ва­на инфор­ма­ция. Было выбра­но удач­ное соот­но­ше­ние видео­ма­те­ри­а­ла и гра­фи­че­ских эле­мен­тов. Мы соби­ра­ли инфор­ма­цию для кур­са из самых раз­ных источ­ни­ков. За осно­ву бра­ли рос­сий­скую модель, но поль­зо­ва­лись опы­том аме­ри­кан­ской прак­ти­ки, а так­же изу­чи­ли опыт наших парт­не­ров в Казах­стане и Укра­ине. Ста­ра­лись акку­му­ли­ро­вать самый инте­рес­ный опыт.

Для пер­во­го пото­ка слу­ша­те­лей был орга­ни­зо­ван не толь­ко онлайн-курс. У нас был объ­яв­лен кон­курс про­ек­тов настав­ни­че­ства. По ито­гам кур­са слу­ша­те­ли раз­ра­бо­та­ли свой про­ект.

Жюри выбра­ло 7 фина­ли­стов и трех побе­ди­те­лей, для кото­рых была орга­ни­зо­ва­на поезд­ка в США, где они зна­ко­ми­лись с аме­ри­кан­ским опы­том настав­ни­че­ства и моде­лью госте­вых семей.

Сей­час участ­ни­ки в про­цес­се полу­че­ния гран­то­вой под­держ­ки. Каж­дая из трех орга­ни­за­ций-побе­ди­те­лей полу­чит по 300 тысяч руб­лей на запуск про­ек­та.

– Что предлагали участники? Расскажите об одном из проектов.

– Напри­мер, в чис­ло побе­ди­те­лей вошел Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Солн­це» из Санкт-Петер­бур­га. Его сотруд­ни­ки раз­ра­бо­та­ли про­ект для детей, кото­рые нахо­дят­ся под род­ствен­ной опе­кой. Бабуш­ки и дедуш­ки часто не справ­ля­ют­ся с вос­пи­та­ни­ем под­рост­ков, велик про­цент отка­зов от них и поме­ще­ния детей в дет­ские дома. Не допу­стить это­го помо­гут настав­ни­ки – сво­е­го рода посред­ни­ки меж­ду стар­шим и млад­шим поко­ле­ни­ем.

– Кто автор дистанционного курса?

– Курс созда­ва­ла груп­па авто­ров. Его писа­ла я, мои кол­ле­ги в Москве, какие-то части мы пере­во­ди­ли с англий­ско­го язы­ка. Озву­чи­ва­ла лек­ции я. Курс был создан сила­ми Фон­да «Хра­ни­те­ли дет­ства» и неком­мер­че­ской орга­ни­за­ци­ей «Кид­сейв Интер­нейш­нл». Боль­шую помощь в оформ­ле­нии мате­ри­а­лов, тех­ни­че­ском испол­не­нии ока­за­ла Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий.

– Останется ли курс бесплатным?

– Сей­час мы реша­ем этот вопрос. Воз­мож­но, для чле­нов ассо­ци­а­ции мы сде­ла­ем его на без­воз­мезд­ной осно­ве, а для осталь­ных жела­ю­щих вве­дем орг­взнос. Пока мы обоб­ща­ем опыт пер­во­го пото­ка, будем что-то менять, допол­нять. Но сей­час курс досту­пен бес­плат­но для всех жела­ю­щих.

Еще по теме: Онлайн-кур­сы для акти­ви­стов и жур­на­ли­стов от луч­ших уни­вер­си­те­тов

– По-вашему мнению, зачем НКО необходимо создавать свои онлайн-курсы?

– Это удоб­ный совре­мен­ный фор­мат, кото­рый поз­во­ля­ет с наи­мень­ши­ми затра­та­ми досту­чать­ся до боль­шо­го коли­че­ства орга­ни­за­ций из раз­ных реги­о­нов. Глав­ное – мож­но пере­дать опыт. Если 10 лет назад было мно­го гран­тов и выезд­ных про­грамм, направ­лен­ных на обмен опы­том, то сей­час финан­си­ро­ва­ние на это прак­ти­че­ски не выде­ля­ет­ся. Но для про­дви­же­ния и раз­ви­тия важен обмен опы­том. Имен­но онлайн-кур­сы и веби­на­ры помо­га­ют достичь этой цели.

Бес­плат­ный онлайн-курс «7 клю­чей эффек­тив­но­го настав­ни­че­ства».

Фонд под­держ­ки семьи и детей «Хра­ни­те­ли дет­ства»