Как правильно раздавать гранты

Исследователи рассказали, как привлечь разные группы людей к участию в грантовых конкурсах, обеспечить прозрачность отбора заявок и отчетов организаций. И в целом поделились советами о том, как использовать инновационные подходы для проведения грантовых конкурсов. Фото: снимок с сайта casefoundation.org
Исследователи рассказали, как привлечь разные группы людей к участию в грантовых конкурсах, обеспечить прозрачность отбора заявок и отчетов организаций. И в целом поделились советами о том, как использовать инновационные подходы для проведения грантовых конкурсов. Фото: снимок с сайта casefoundation.org

Онлайн-ресурс GrantCraft «Цен­тра фон­дов» (Foundation Center) выпу­стил руко­вод­ство для пред­ста­ви­те­лей вла­сти под назва­ни­ем «Инно­ва­ци­он­ные спо­со­бы полу­че­ния гран­тов». В нем авто­ры докла­да рас­ска­за­ли, каким обра­зом сто­ит созда­вать, оце­ни­вать и при­суж­дать гран­ты неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям. Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы Ната­лья Бара­но­ва пере­ве­ла доклад и выбрал основ­ные сове­ты экс­пер­тов.

Авто­ра­ми руко­вод­ства ста­ли: дирек­тор The GovLab Бет Новек (Beth Noveck), зам­ди­рек­то­ра лабо­ра­то­рии иссле­до­ва­ний Энд­рю Янг (Andrew Young) и экс­перт Энд­рю Мил­лер (Andrew Miller). Редак­ти­ро­ва­ла руко­вод­ство дирек­тор GrantCraft Джен Бокофф (Jen Bokoff). По мне­нию авто­ров, этот доклад дол­жен стать руко­вод­ством к дей­ствию для чинов­ни­ков.

Иссле­до­ва­те­ли рас­ска­за­ли, как при­влечь раз­ные груп­пы людей к уча­стию в гран­то­вых кон­кур­сах, обес­пе­чить про­зрач­ность отбо­ра заявок и отче­тов орга­ни­за­ций. И в целом поде­ли­лись сове­та­ми о том, как исполь­зо­вать инно­ва­ци­он­ные под­хо­ды для про­ве­де­ния гран­то­вых кон­кур­сов.

1-й этап: подготовка гранта

Во вре­мя раз­ра­бот­ки гран­та его авто­ры долж­ны опре­де­лить круг важ­ных соци­аль­ных про­блем, на кото­рые сто­ит напра­вить госу­дар­ствен­ное финан­си­ро­ва­ние. Одно из основ­ных тре­бо­ва­ний к заяв­ке – уни­каль­ное реше­ние про­бле­мы. Экс­пер­ты сове­ту­ют при­ме­нять «моз­го­вые штур­мы», при­вле­кать обще­ствен­ность, что­бы исполь­зо­вать зна­ния и опыт раз­ных групп насе­ле­ния.

Пред­ста­ви­те­лям вла­сти необ­хо­ди­мо искать потен­ци­аль­ных гран­то­за­яви­те­лей через Интер­нет. Авто­ры докла­да отме­ти­ли: если зара­нее позна­ко­мить заяви­те­лей, кото­рые обла­да­ют раз­ны­ми навы­ка­ми, в тех­ни­че­ском плане они могут создать более каче­ствен­ный про­дукт. Но если участ­ни­кам гран­то­во­го кон­кур­са нуж­на кон­фи­ден­ци­аль­ность, то этот вари­ант не подой­дет.

«На эта­пе под­го­тов­ки гран­та чинов­ни­ки долж­ны позна­ко­мить заяви­те­лей меж­ду собой». Авто­ры докла­да

В США в 2010 году Мини­стер­ство тор­гов­ли и Мини­стер­ство сель­ско­го хозяй­ства выделили$7,2 млрд на грант по внед­ре­нию широ­ко­по­лос­ной свя­зи. Для того что­бы улуч­шить каче­ство заявок, най­ти новых участ­ни­ков, они созда­ли онлайн-ресурс под назва­ни­ем «Наци­о­наль­ная широ­ко­по­лос­ная кар­та». С его помо­щью потен­ци­аль­ные участ­ни­ки смог­ли най­ти буду­щих парт­не­ров. В тече­ние пер­вой неде­ли после запус­ка сай­та заре­ги­стри­ро­ва­лось более 1500 орга­ни­за­ций. Про­ект был создан по ини­ци­а­ти­ве адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та. К тому же этот ресурс поз­во­лил пока­зать насе­ле­нию, как власть рабо­та­ет над улуч­ше­ни­ем циф­ро­вой гра­мот­но­сти.

Еще один удач­ный при­мер: онлайн-про­ект С40, кото­рый объ­еди­нил 40 круп­ней­ших мега­по­ли­сов мира для реше­ния про­бле­мы изме­не­ния кли­ма­та. У Север­но-атлан­ти­че­ской ассо­ци­а­ции туриз­ма и вовсе есть онлайн-база парт­не­ров. В ней заяви­те­ли могут най­ти себе кол­лег, парт­не­ров для запус­ка про­ек­та. Ассо­ци­а­ция раз­да­ет гран­ты для под­держ­ки туриз­ма и куль­тур­но­го обме­на в Грен­лан­дии, Ислан­дии и на Фарер­ских ост­ро­вах.

2-й этап: оценка заявок

По сло­вам авто­ров руко­вод­ства, все боль­ше гран­то­да­те­лей ухо­дят от закры­той систе­мы оцен­ки подан­ных заявок. Они пред­по­чи­та­ют исполь­зо­вать пуб­лич­ные голо­со­ва­ние за про­ек­ты. Это вовле­ка­ет насе­ле­ние в про­цесс.

Напри­мер, в Вели­ко­бри­та­нии фонд Edge Fund ста­вит перед собой цель охва­тить мар­ги­наль­ную часть обще­ства. После того как одна из орга­ни­за­ций (пред­став­ля­ет наи­ме­нее бла­го­по­луч­ные рай­о­ны) выиг­ры­ва­ет грант, ее чле­ны ста­но­вят­ся частью кор­по­ра­ции фон­да. В ито­ге они помо­га­ют при­ни­мать уча­стие в рас­пре­де­ле­нии финан­си­ро­ва­ния дру­гих гран­тов.

«Откры­тый и про­зрач­ный про­цесс оцен­ки заявок исклю­ча­ет кор­руп­цию и раз­ви­ва­ет филан­тро­пи­че­ские про­цес­сы у насе­ле­ния». Авто­ры руко­вод­ства

С 2007 года фонд The Case Foundation в США вовле­ка­ет обще­ствен­ность в при­ня­тие всех реше­ний. У фон­да есть пре­мии сим­па­тий: они при­суж­да­ют­ся тем орга­ни­за­ци­ям, за кото­рые насе­ле­ние отда­ло боль­ше все­го голо­сов. Жюри тоже оце­ни­ва­ет заяв­ки, выби­ра­ет топ 20 из 4,5 тыся­чи. Но даже после отбо­ра жюри обще­ствен­но­сти пред­ла­га­ет­ся выбрать окон­ча­тель­ных побе­ди­те­лей.

С таким под­хо­дом обще­ствен­ность, по сло­вам авто­ров, начи­на­ет дове­рять вла­сти. Но при откры­той оцен­ке заявок нуж­но побес­по­ко­ить­ся о чест­ном голо­со­ва­нии. Вполне воз­мож­но, что круп­ная узна­ва­е­мая орга­ни­за­ция будет иметь боль­ше при­ви­ле­гий, чем мало­из­вест­ная.

3-й этап: отчетность

Авто­ры руко­вод­ства убеж­де­ны, что инфор­ма­ция о том, как орга­ни­за­ция рас­хо­ду­ет полу­чен­ные сред­ства, долж­на быть в откры­том досту­пе. Это поз­во­лит избе­жать слу­ча­ев мошен­ни­че­ства: неза­ин­те­ре­со­ван­ные лица могут сво­бод­но про­ве­рить опуб­ли­ко­ван­ные отче­ты.

К при­ме­ру, онлайн-про­ект Glasspockets помо­га­ет НКО сде­лать свои отче­ты мак­си­маль­но откры­ты­ми для интер­нет-поль­зо­ва­те­лей и сти­му­ли­ру­ет фон­ды быть про­зрач­ны­ми. На этой пло­щад­ке 19 фон­дов США участ­ву­ют в ини­ци­а­ти­ве The Reporting Commitment, каж­дый фонд раз в три меся­ца (в неко­то­рых слу­ча­ях еже­днев­но) раз­ме­ща­ет отче­ты о сво­ей рабо­те.

«Откры­тые отче­ты помо­га­ют про­ана­ли­зи­ро­вать затра­ты. И если про­изой­дет нехват­ка средств, то к реа­ли­за­ции про­ек­та могут при­со­еди­нить­ся дру­гие фон­ды». Авто­ры руко­вод­ства

Не нуж­но забы­вать о тех­ни­че­ских момен­тах: все дан­ные нуж­но уме­ло хра­нить. Для это­го необ­хо­ди­мо создать удоб­ную интер­нет-пло­щад­ку, а это допол­ни­тель­ные инве­сти­ции.

По мне­нию авто­ров, доступ­ны­ми долж­ны быть не толь­ко отче­ты, но и вся про­ект­ная рабо­та орга­ни­за­ции – иссле­до­ва­ния, откры­тия. Для насе­ле­ния опуб­ли­ко­ван­ная инфор­ма­ция ста­нет «учеб­ным кур­сом по обще­ствен­ным вопро­сам и спо­со­бам реше­ния соци­аль­ных про­блем». Опуб­ли­ко­ван­ные иссле­до­ва­ния могут сти­му­ли­ро­вать дру­гие НКО раз­ра­бо­тать новые инно­ва­ци­он­ные спо­со­бы реше­ния про­блем.

Напри­мер, у онлайн-плат­фор­мы Sphaera есть своя онлайн-биб­лио­те­ка. В ней собра­ны раз­ные иссле­до­ва­ния и кей­сы от обще­ствен­ных орга­ни­за­ций по реше­нию про­блем XXI века. Сей­час биб­лио­те­ка рабо­та­ет в бета-вер­сии.

Руко­вод­ство по инно­ва­ци­он­ным спо­со­бам полу­че­ния гран­тов (eng).

Сайт GrantCraft