Как развивается дистанционное образование в сфере прав человека

20 ноября 2016 года заканчивается регистрация на дистанционный курс по правам человека. Как создавался онлайн-курс и что ждет участников, рассказывают организаторы курса.
20 ноября 2016 года заканчивается регистрация на дистанционный курс по правам человека. Как создавался онлайн-курс и что ждет участников, рассказывают организаторы курса.
Меж­ду­на­род­ная шко­ла прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий откры­ла тре­тий набор на дистан­ци­он­ный ввод­ный курс по пра­вам чело­ве­ка. Заня­тия будут про­хо­дить с 21 нояб­ря по 11 декаб­ря 2016 года на плат­фор­ме дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния Саха­ров­ско­го цен­тра. Срок для пода­чи заявок – 20 нояб­ря. Участ­ни­ки кур­са узна­ют о том, чем явля­ют­ся и чем не явля­ют­ся пра­ва чело­ве­ка и поче­му их так немно­го; о цен­но­стях и пра­во­вых стан­дар­тах, лежа­щих в осно­ве меж­ду­на­род­ной систе­мы прав чело­ве­ка; об исто­рии раз­ви­тия прав чело­ве­ка и их роли в совре­мен­ном мире. Ана­ста­сия Ники­ти­на, руко­во­ди­тель факуль­те­та дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния Меж­ду­на­род­ной шко­лы прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий, рас­ска­за­ла Теп­ли­це о том, как рабо­та­ет Шко­ла и исто­рию созда­ния онлайн-кур­са для пра­во­за­щит­ни­ков.

Как работает Школа прав человека и гражданских действий

Меж­ду­на­род­ная шко­ла прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий была созда­на в 2007 году как сов­мест­ный про­ект пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ций из раз­ных стран. В шко­ле раз­ра­бо­та­но две про­грам­мы обу­че­ния:
  • обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма рас­счи­та­на на при­вле­че­ние и обу­че­ние буду­щих пра­во­за­щит­ни­ков и акти­ви­стов пра­во­за­щит­ных, граж­дан­ских ини­ци­а­тив, вклю­ча­ют под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов по раз­ным темам;
  • про­све­ти­тель­ская про­грам­ма созда­ны для людей, кото­рые ниче­го не зна­ют о пра­вах чело­ве­ка, но хотят разо­брать­ся. Это сту­ден­ты и аспи­ран­ты, жур­на­ли­сты, юри­сты, педа­го­ги и все заин­те­ре­со­ван­ные в теме.
Анастасия Никитина, руководитель факультета дистанционного образования Международной Школы Прав Человека и Гражданских Действий. Фото из личного архива.
Ана­ста­сия Ники­ти­на, руко­во­ди­тель факуль­те­та дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния Меж­ду­на­род­ной Шко­лы Прав Чело­ве­ка и Граж­дан­ских Дей­ствий. Фото из лич­но­го архи­ва.
Внут­ри шко­лы есть своя систе­ма с еди­ны­ми сер­ти­фи­ка­та­ми и эта­па­ми обу­че­ния: ввод­ный, базо­вый и про­дви­ну­тый уров­ни. Пер­вые сту­пе­ни мож­но прой­ти как в рам­ках отдель­ных семи­на­ров, так и через реги­о­наль­ные про­грам­мы.

«Ввод­ный курс появил­ся в 2013 году, когда мы поня­ли, что запрос слиш­ком боль­шой и базо­во­го кур­са мало, что­бы его удо­вле­тво­рить. Тогда мы созда­ли неболь­шой курс, кото­рый про­хо­дят боль­ше 1000 чело­век в год. И нам кажет­ся, что это­го все рав­но недо­ста­точ­но. Для того что­бы рас­ши­рить ауди­то­рию, мы, напри­мер, гото­вим новых тре­не­ров ввод­ных кур­сов. Но даже при нали­чии мно­гих тре­не­ров есть реги­о­ны, куда мы про­сто не в состо­я­нии добрать­ся в бли­жай­шее вре­мя. С это­го рас­суж­де­ния появи­лась идея созда­ния дистан­ци­он­но­го кур­са». Ана­ста­сия Ники­ти­на, руко­во­ди­тель факуль­те­та дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния Меж­ду­на­род­ной шко­лы прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий

Об онлайн-курсе

«Дистан­ци­он­ный курс рабо­та­ет на сай­те Саха­ров­ско­го цен­тра. Пер­вый дистан­ци­он­ный ввод­ный курс был создан в 2014 году, так как был запрос от людей, кото­рые нахо­дят­ся дале­ко от мест, где про­во­дят­ся реги­о­наль­ные про­грам­мы и семи­на­ры шко­лы, в том чис­ле за Ура­лом. С одной сто­ро­ны, дистан­ци­он­ный курс повто­ря­ет ввод­ный курс, с дру­гой сто­ро­ны, он слож­нее: ввод­ный курс длит­ся 3 часа, а нынеш­ний дистан­ци­он­ный курс рас­счи­тан мини­мум на 16». Ана­ста­сия Ники­ти­на

Структура курса

Курс делит­ся на 4 моду­ля и зна­ком­ство. В моду­ле «Зна­ком­ство» есть интер­ак­тив­ная кар­та, на кото­рой участ­ни­ки могут отме­тить­ся, кто где живет. Это созда­ет эффект при­сут­ствия и дает воз­мож­ность ино­гда встре­чать­ся лич­но и зна­ко­мить­ся друг с дру­гом. Моду­ли содер­жат видео­лек­ции, по кото­рым участ­ни­кам дают­ся зада­ния. Все лек­ции ведут раз­ные экс­пер­ты. В рам­ках про­грам­мы про­во­дят­ся веби­на­ры. На веби­на­рах участ­ни­ки обща­ют­ся с пра­во­за­щит­ни­ка­ми и обсуж­да­ют кон­крет­ное пра­во, к при­ме­ру, сво­бо­ду от пыток. Так участ­ни­ки изу­ча­ют, как рабо­та­ет вся систе­ма на при­ме­ре защи­ты одно­го пра­ва. Раз в неде­лю участ­ни­ки выпол­ня­ют тесты по каж­до­му моду­лю, за кото­рые полу­ча­ют бал­лы. Если чело­век наби­ра­ет мак­си­мум бал­лов, то ему выда­ет­ся поощ­ри­тель­ный приз либо его при­гла­ша­ют на семи­нар с воз­мож­но­стью опла­ты доро­ги.
Участники очного правозащитного семинара. Фото предоставлено Школой Прав Человека.
Участ­ни­ки очно­го пра­во­за­щит­но­го семи­на­ра. Фото предо­став­ле­но Шко­лой Прав Чело­ве­ка.
По окон­ча­нии кур­са участ­ни­ки выпол­ня­ют твор­че­ское зада­ние: опи­сать обще­ствен­ную про­бле­му сво­е­го реги­о­на, и кон­суль­тан­ты из коман­ды шко­лы ока­зы­ва­ют содей­ствие в ее реше­нии. Напри­мер, был успеш­ный опыт в реше­нии про­бле­мы в Кали­нин­гра­де, где люди отсто­я­ли дет­ский сад.

Результаты онлайн-обучения

По ито­гам из 100 чело­век, кото­рые запи­сы­ва­ют­ся, поло­ви­на ухо­дит на сере­дине. По мне­нию коман­ды шко­лы, это есте­ствен­но для бес­плат­ных кур­сов, так как люди не чув­ству­ют боль­шой цен­но­сти для себя.
«Конеч­но, дистан­ци­он­ное обу­че­ние под­хо­дит толь­ко для людей с опре­де­лен­ным пси­хо­ти­пом. Сре­ди них боль­шой груп­пой выде­ля­ют­ся те, кто при­вык рабо­тать со сло­вом, то есть жур­на­ли­сты, бло­ге­ры, еще какой-то про­цент акти­ви­стов и юри­стов». Ана­ста­сия Ники­ти­на
Быва­ет, наобо­рот, когда участ­ник, еще не закон­чив курс, уже вовле­ка­ет­ся в пра­во­за­щит­ную дея­тель­ность.
«У нас были слу­чаи, когда к сере­дине кур­са чело­век запол­ня­ет анке­ту кор­ре­спон­ден­та Моло­деж­но­го пра­во­за­щит­но­го дви­же­ния и спра­ши­ва­ет, как он может стать участ­ни­ком и вовлечь­ся в пра­во­за­щит­ное сооб­ще­ство, при­со­еди­ня­ет­ся к ини­ци­а­ти­вам, напри­мер Объ­еди­нен­ной груп­пе обще­ствен­но­го наблю­де­ния». Ана­ста­сия Ники­ти­на
Участники очного правозащитного семинара. Фото предоставлено Школой Прав Человека.
Участ­ни­ки очно­го пра­во­за­щит­но­го семи­на­ра. Фото предо­став­ле­но Шко­лой Прав Чело­ве­ка.

Планы

Сей­час коман­да шко­лы дума­ет над тем, как внед­рить в курс боль­ше эле­мен­тов игры, доба­вить уров­ни и зада­ния, за выпол­не­ние кото­рых люди будут полу­чать награ­ды. Цель дистан­ци­он­но­го кур­са – вый­ти на новую ауди­то­рию.
«Когда про­ект вый­дет на доста­точ­но высо­кий уро­вень, мы хотим, что­бы он стал хотя бы само­оку­па­е­мым: напри­мер, вве­сти пла­ту за полу­че­ние сер­ти­фи­ка­та (что прак­ти­ку­ет­ся во мно­гих про­грам­мах). Так­же есть идея созда­ния 4-часо­во­го экс­пресс-кур­са на внеш­нем ресур­се. На этом кур­се у нас появил­ся новый парт­нер, Инсти­тут пра­ва име­ни Прин­ца П.Г. Оль­ден­бург­ско­го, и мы наде­ем­ся в буду­щем полу­чить госу­дар­ствен­ный сер­ти­фи­кат повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. В 2017 году мы гото­вим курс для педа­го­гов, юри­стов и жур­на­ли­стов с уче­том всех тре­бо­ва­ний этой систе­мы». Ана­ста­сия Ники­ти­на

Если вы хотите принять участие в курсе, вам необходимо:

  1. заре­ги­стри­ро­вать­ся на плат­фор­ме дистан­ци­он­но­го обу­че­ния Саха­ров­ско­го цен­тра;
  2. вой­ти под сво­и­ми логи­ном и паро­лем в учеб­ный центр;
  3. запи­сать­ся на «Ввод­ный курс по пра­вам чело­ве­ка».
Про­ект реа­ли­зо­ван при под­держ­ке Саха­ров­ско­го цен­тра (Москва) и Санкт-Петер­бург­ско­го инсти­ту­та пра­ва име­ни Прин­ца П.Г. Оль­ден­бург­ско­го. Меж­ду­на­род­ная шко­ла прав чело­ве­ка и граж­дан­ских дей­ствий