Как работает Центр молодежного инновационного творчества в Самаре

В самарском ЦМИТ школьники создают различные модели роботов. Фото предоставлено ЦМИТ.
В самарском ЦМИТ школьники создают различные модели роботов. Фото предоставлено ЦМИТ.

Центр моло­деж­но­го инно­ва­ци­он­но­го твор­че­ства рабо­та­ет в Сама­ре с 2015 года. В цен­тре еже­год­но зани­ма­ют­ся 150 школь­ни­ков с 1-го по 8-й класс, кото­рые учат­ся соби­рать робо­тов, писать для них про­грам­мы и печа­тать нуж­ные дета­ли на 3D-прин­те­ре. Центр дей­ству­ет на базе Самар­ско­го госу­дар­ствен­но­го тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та.

В самарском ЦМИТ собирают роботов из деталей, напечатанных на 3D-принтере. Фото: ЦМИТ.
В самар­ском ЦМИТ соби­ра­ют робо­тов из дета­лей, напе­ча­тан­ных на 3D-прин­те­ре. Фото: ЦМИТ.

Как проходят занятия

Учеб­ные заня­тия про­хо­дят в груп­пах от 12 до 15 чело­век, где пре­по­да­ют сту­ден­ты 3–4-го кур­сов и состо­яв­ши­е­ся спе­ци­а­ли­сты, инже­не­ры-кон­струк­то­ры. У млад­ших школь­ни­ков заня­тия про­хо­дят в игро­вой фор­ме.

На при­ме­ре кон­струк­то­ра Lego Mindstorms EV3 они осва­и­ва­ют базо­вые прин­ци­пы про­ек­ти­ро­ва­ния слож­ных авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных систем. В учеб­ный курс так­же вхо­дят заня­тия по ком­пью­тер­но­му 3D-моде­ли­ро­ва­нию и про­грам­ми­ро­ва­нию. Обу­че­ние постро­е­но по про­ект­но­му прин­ци­пу, что­бы у детей был кон­крет­ный и нагляд­ный резуль­тат. Это может быть робот-паук, сде­лан­ный из напе­ча­тан­ных на 3D-прин­те­ре дета­лей, или объ­ем­ная фигу­ра, нари­со­ван­ная 3D-руч­кой.

В ноябре младшая группа самарского ЦМИТ моделирует очки. Лучшие оправы будут напечатаны на 3D-принтере. Фото: ЦМИТ.
В нояб­ре млад­шая груп­па самар­ско­го ЦМИТ моде­ли­ру­ет очки. Луч­шие опра­вы будут напе­ча­та­ны на 3D-прин­те­ре. Фото: ЦМИТ.

Перед уче­ни­ка­ми сред­ней шко­лы сто­ит серьез­ная двух­го­дич­ная про­грам­ма: на началь­ном эта­пе они осва­и­ва­ют Lego Mindstorms EV3 и язык про­грам­ми­ро­ва­ния Scratch. Затем про­ис­хо­дит пере­ход на плат­фор­му Arduino и язык про­грам­ми­ро­ва­ния С. На пер­вых заня­ти­ях осва­и­ва­ет­ся тех­но­ло­гия 3D-печа­ти и набор про­грамм для 3D-моде­ли­ро­ва­ния, начи­ная с про­грамм серии «123D» от ком­па­нии Autodesk, закан­чи­вая про­фес­си­о­наль­ны­ми про­грам­ма­ми AutoCAD и Inventor.

На специальных интенсивах учащиеся ЦМИТ разрабатывают мобильные приложения и решают другие интересные задачи. Фото: ЦМИТ.
На спе­ци­аль­ных интен­си­вах уча­щи­е­ся ЦМИТ раз­ра­ба­ты­ва­ют мобиль­ные при­ло­же­ния и реша­ют дру­гие инте­рес­ные зада­чи. Фото: ЦМИТ.

Коман­да ЦМИТ ведет посто­ян­ную рабо­ту с роди­те­ля­ми сво­их уче­ни­ков. Для них регу­ляр­но про­во­дят­ся спе­ци­аль­ные демо-дни, на кото­рых ребя­та пре­зен­ту­ют свои про­ек­ты и резуль­та­ты рабо­ты. Во вре­мя зим­них и лет­них школь­ных кани­кул орга­ни­зу­ют­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные днев­ные лаге­ря. Еще одна нова­ция в обу­че­нии – это интен­си­вы, одно­днев­ные меро­при­я­тия, на кото­рых уче­ни­ки осва­и­ва­ют новые тех­но­ло­гии. Напри­мер, в нояб­ре в ЦМИТ про­шел интен­сив по раз­ра­бот­ке мобиль­ных при­ло­же­ний, на кото­ром школь­ни­ки при­ду­ма­ли и созда­ли соб­ствен­ные игры для Android.

Работа с 3D-печатью

Уча­щи­е­ся цен­тра зна­ко­мят­ся с тех­но­ло­ги­ей 3D-печа­ти, учат­ся созда­вать моде­ли и могут полу­чить реаль­ный напе­ча­тан­ный про­то­тип сво­их изде­лий.

Для попу­ля­ри­за­ции тех­но­ло­гии 3D-печа­ти в ЦМИТ созда­ли WorkShop FUTUROOM, в кото­ром любой жела­ю­щий может зака­зать нуж­ные ему изде­лия. На стра­ни­це мастер­ской ВКон­так­те регу­ляр­но раз­ме­ща­ют­ся ново­сти из мира 3D-печа­ти, видео­ро­ли­ки и фото­гра­фии гото­вых изде­лий, в том чис­ле изго­тов­лен­ных масте­ра­ми ЦМИТ. В мастер­ской WorkShop зака­зы­ва­ют неболь­шие штуч­ные изде­лия (под­став­ки для теле­фо­на, крыш­ки для объ­ек­ти­вов), а сту­ден­ты архи­тек­тур­но-стро­и­тель­но­го уни­вер­си­те­та печа­та­ют свои диплом­ные про­ек­ты.

Ребе­нок буду­ще­го – это кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, твор­че­ский под­ход, логи­ка и систе­ма. Это то, без чего буду­щий чело­век не смо­жет най­ти себя в жиз­ни. Мы учим детей мыс­лить нестан­дарт­но, само­сто­я­тель­но при­хо­дить к реше­нию и даже в рам­ках заня­тий ста­ра­ем­ся не давать кон­крет­ных инструк­ций.

Один маль­чик смо­де­ли­ро­вал и здесь же рас­пе­ча­тал под­став­ку для каран­да­шей. С помо­щью полу­чен­ных в ЦМИТ навы­ков дети уже пыта­ют­ся решить нетри­ви­аль­ные зада­чи в быту: как помочь маме дома или орга­ни­зо­вать свое про­стран­ство. Мария Жуко­ва, руко­во­ди­тель про­ек­та

В 2016 году ЦМИТ стал парт­не­ром и пред­ста­ви­тель­ством Олим­пи­а­ды наци­о­наль­ной тех­ни­че­ской ини­ци­а­ти­вы в Самар­ской обла­сти.

Как записаться на занятия?

Часть заня­тий в ЦМИТ плат­ные, но есть и бес­плат­ные груп­пы. Коман­да цен­тра под­хо­дит к каж­до­му уче­ни­ку инди­ви­ду­аль­но – ребя­та из мало­обес­пе­чен­ных семей или нахо­дя­щи­е­ся в труд­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции зани­ма­ют­ся без опла­ты. Так­же сотруд­ни­ки бес­плат­но про­во­дят допол­ни­тель­ную под­го­тов­ку участ­ни­ков олим­пи­ад и сорев­но­ва­ний по робо­то­тех­ни­ке и про­грам­ми­ро­ва­нию.

Центр орга­ни­зу­ет откры­тые меро­при­я­тия, в том чис­ле при­ни­ма­ет груп­пы школь­ни­ков на экс­кур­сии. Такие посе­ще­ния обыч­но пре­вра­ща­ют­ся в мастер-клас­сы с прак­ти­че­ски­ми заня­ти­я­ми и зна­ком­ством со все­ми доступ­ны­ми в ЦМИТ тех­но­ло­ги­я­ми.

Заня­тия про­хо­дят на базе само­го ЦМИТ по адре­су: г. Сама­ра, ул. Галак­ти­о­нов­ская, 118а, в декаб­ре откры­ва­ет­ся допол­ни­тель­ный фили­ал в ДК «Совре­мен­ник» по адре­су: ул.Советской Армии, 219.

Запи­сать­ся на заня­тия мож­но на сай­те Цен­тра моло­деж­но­го инно­ва­ци­он­но­го твор­че­ства или по его теле­фо­нам.

Сайт Цен­тра моло­деж­но­го инно­ва­ци­он­но­го твор­че­ства