Как один городской активист может повлиять на IT-развитие своего города

Вячеслав Стрекалев – активист Иркутска, который реализует IT-проекты для детей и школьников. Фото: Вячеслав Стрекалев, предоставлено автором.
Вячеслав Стрекалев – активист Иркутска, который реализует IT-проекты для детей и школьников. Фото: Вячеслав Стрекалев, предоставлено автором.

Вяче­слав Стре­ка­лев, моло­дой про­грам­мист, пре­по­да­ва­тель Иркут­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, участ­ник эко-хака­то­на в Иркут­ске с про­ек­том «Умная Теп­ли­ца», рас­ска­зал об IT-про­ек­тах, кото­рые он дела­ет бес­плат­но для детей и горо­да, а так­же о рабо­те ново­го интер­нет-мага­зи­на для руч­но­го моде­ли­ро­ва­ния робо­тов.

– Вячеслав, расскажите, как давно вы начали заниматься проектами в сфере IT? Почему вам это интересно?

– Инте­рес к инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям появил­ся дав­но, я посто­ян­но созда­вал про­ек­ты или устрой­ства ради инте­ре­са. Сна­ча­ла всем зани­мал­ся один, потом пери­о­ди­че­ски появ­ля­лись заин­те­ре­со­ван­ные люди, кто был готов при­со­еди­нить­ся к тому или ино­му про­ек­ту. Я учил­ся в Иркут­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те по направ­ле­нию «При­клад­ная инфор­ма­ти­ка».

Сей­час рабо­таю пре­по­да­ва­те­лем там, а так­же в Цен­тре моло­деж­но­го инно­ва­ци­он­но­го твор­че­ства «Stem-Бай­кал» и в авиа­ци­он­ном тех­ни­ку­ме. Это инте­рес­но тем, что посто­ян­но занят рабо­той, созда­ешь что-то инно­ва­ци­он­ное, нахо­дишь­ся в трен­де, появ­ля­ют­ся новые инте­рес­ные зна­ко­мые, кон­так­ты. Напри­мер, в уни­вер­си­те­те есть Лабо­ра­то­рия про­грам­ми­ро­ва­ния и робо­то­тех­ни­ки. Там мы со сту­ден­та­ми зани­ма­ем­ся про­ек­та­ми с сере­ди­ны 2016 года.

Участники ЦМИТа
Участ­ни­ки ЦМИ­Та. Фото из груп­пы сооб­ще­ства в Вкон­так­те.

– Расскажите о проектах, которые вы придумали? Какая у них цель? Кто участники? Как их планируете развивать?

– В первую оче­редь, это систе­ма дистан­ци­он­но­го обу­че­ния ABCHI, кото­рая стар­то­ва­ла в 2015 году. Мы созда­ли пло­щад­ку для само­сто­я­тель­но­го изу­че­ния совре­мен­ных тех­но­ло­гий. На ней мож­но прой­ти обу­че­ние по IT и инже­нер­ным направ­ле­ни­ям: искус­ство схе­мо­тех­ни­ки, про­грам­ми­ро­ва­ние мик­ро­кон­трол­ле­ров, осно­вы радио­элек­тро­ни­ки и робо­то­тех­ни­ки.

После реги­стра­ции каж­дый поль­зо­ва­тель полу­ча­ет доступ к систе­ме, где мож­но запи­сать­ся на кур­сы и прой­ти обу­че­ние. ABCHI ста­ла пер­вой пло­щад­кой для обу­че­ния, на осно­ве кото­рой созда­ва­ли учеб­ные, науч­ные, лич­ные про­ек­ты.

Напри­мер, ARQuest – бес­плат­ные тема­ти­че­ские интер­ак­тив­ные кве­сты на осно­ве тех­но­ло­гий допол­нен­ной реаль­но­сти, сов­ме­щен­ные с плат­фор­мой для управ­ле­ния таки­ми про­ек­та­ми.

Мы пред­ла­га­ем изу­че­ние горо­да в игро­вой фор­ме в виде кве­ста. При ска­чи­ва­нии при­ло­же­ния на мобиль­ное устрой­ство чело­век может полу­чить инфор­ма­цию о любой досто­при­ме­ча­тель­но­сти, рядом с кото­рой он сей­час нахо­дит­ся. Направ­ляя каме­ру теле­фо­на на спе­ци­аль­ную мет­ку, поль­зо­ва­тель реша­ет город­ские задач­ки или про­сто полу­ча­ет полез­ную инфор­ма­цию. Это, несо­мнен­но, очень полез­но путе­ше­ствен­ни­кам, школь­ни­кам и всем тем, кто все­гда готов узна­вать новые фак­ты об Иркут­ске.

Ком­пью­те­ри­а­да ИГУ – еже­год­ное меро­при­я­тие для школь­ни­ков, где мож­но поучаст­во­вать в раз­ных направ­ле­ни­ях.

Кон­курс дет­ской автор­ской ани­ма­ции. Цель кон­кур­са – под­дер­жать юных авто­ров с про­ек­та­ми в сфе­ре муль­ти­пли­ка­ции и сти­му­ли­ро­вать их инте­рес к совре­мен­ным тех­но­ло­ги­ям ани­ма­ции и муль­ти­ме­диа. Корот­ко­мет­раж­ные ани­ма­ци­он­ные филь­мы могут быть выпол­не­ны участ­ни­ка­ми кон­кур­са в раз­ных ани­ма­ци­он­ных тех­ни­ках: рисо­ван­ная, пла­сти­ли­но­вая, куколь­ная, с исполь­зо­ва­ни­ем сыпу­чих мате­ри­а­лов, бума­ги или кон­струк­то­ра LEGO.

Мате­ри­а­лы для созда­ния ани­ма­ции не предо­став­ля­ют­ся и при­об­ре­та­ют­ся авто­ра­ми само­сто­я­тель­но в зави­си­мо­сти от идеи реа­ли­за­ции буду­ще­го ани­ма­ци­он­но­го филь­ма.

Хака­тон «Кос­ми­че­ская Одис­сея». В этом году участ­ни­ки хака­то­на смо­гут попро­бо­вать себя в роли кос­ми­че­ских инже­не­ров: спро­ек­ти­ро­вать робо­ти­зи­ро­ван­ные кон­струк­ции для осво­е­ния Мар­са, создать про­грамм­ные при­ло­же­ния для иссле­до­ва­те­лей кос­мо­са, обра­зо­ва­тель­ные игры, поз­во­ля­ю­щие полу­чить осно­вы кос­ми­че­ских зна­ний. Буду­щее сфе­ры кос­ми­че­ских тех­но­ло­гий обе­ща­ет быть инте­рес­ным.

Про­ект «Интел­лек­ту­аль­ная энер­ге­ти­ка». Игро­вой кон­курс про­во­дит­ся в рам­ках XI город­ско­го моло­деж­но­го фести­ва­ля «Ком­пью­те­ри­а­да-2017». Раз­ра­бот­ка такой локаль­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мы, кото­рая поз­во­ли­ла бы обес­пе­чить мак­си­маль­но надеж­ное элек­тро­снаб­же­ние задан­но­го чис­ла потре­би­те­лей. С целью обес­пе­че­ния мак­си­маль­ной надеж­но­сти элек­тро­снаб­же­ния задан­ных потре­би­те­лей в усло­ви­ях неопре­де­лен­но­сти кли­ма­ти­че­ских усло­вий и реа­ли­за­ции рис­ка систем­ной ава­рии и пере­хо­да на пол­но­стью локаль­ное энер­го­снаб­же­ние.

Побе­ди­те­лю в каж­дом направ­ле­нии вру­ча­ет­ся диплом побе­ди­те­ля (диплом I сте­пе­ни), под­твер­жда­ю­щий добав­ле­ние трех бал­лов к общей сум­ме бал­лов ЕГЭ при поступ­ле­нии в ИГУ на направ­ле­ние «При­клад­ная инфор­ма­ти­ка».

Еще мы два раза про­во­ди­ли Ком­пью­те­ри­а­ду – IT-кон­курс для школь­ни­ков, кото­рый охва­ты­ва­ет 10 учеб­ных заве­де­ний. Каж­дый школь­ник может бес­плат­но научить­ся созда­вать инте­рес­ный гад­жет или ком­пью­тер­ную ани­ма­цию. Напри­мер, про­ек­ты про­шло­го года:

«Робот-будиль­ник» – гусе­нич­ный робот, кото­рый не поз­во­лит хозя­и­ну про­спать. Робот име­ет несколь­ко сце­на­ри­ев, плат­фор­ма уез­жа­ет от хозя­и­на и изда­ет прон­зи­тель­ные зву­ки, при этом про­во­дит­ся ана­лиз, встал ли хозя­ин с кро­ва­ти и есть ли дей­ствия в ком­на­те;

«Умный ноч­ник» – ноч­ник, кото­рый под­го­то­вит атмо­сфе­ру для ком­форт­но­го сна, исполь­зуя све­то­вую визу­а­ли­за­цию звезд­но­го неба, музы­каль­ное сопро­вож­де­ние и давая под­сказ­ки, как под­го­то­вить ком­на­ту для сна;

«Кар­точ­ная систе­ма досту­па» – систе­ма, кото­рая поз­во­ля­ет исполь­зо­вать кар­точ­ные мет­ки для досту­па к шка­фу, фик­си­ру­ет откры­тие и взя­тие пред­ме­тов. Систе­ма поз­во­ля­ет создать доступ к ячей­кам на осно­ве про­пус­ка, у про­пус­ка есть при­ви­ле­гии досту­па к ячей­кам, кото­рые мож­но настра­и­вать, напри­мер, коли­че­ство обра­ще­ний или вре­мя. Посто­ян­но ведет­ся блог и учет ите­ра­ций рабо­ты с хра­ни­ли­щем. Прин­цип рабо­ты постро­ен на осно­ве rfid мет­ки, где нуж­но мет­ку при­ло­жить к счи­ты­ва­те­лю. Систе­ма рас­по­зна­ва­ния мет­ки при­во­дит в дей­ствие меха­низм, кото­рый откры­ва­ет или закры­ва­ет выбран­ную ячей­ку.

Shop.abchi – интер­нет-мага­зин IT-това­ров для твор­че­ства, где мож­но най­ти мно­го инте­рес­ных эле­мен­тов для созда­ния раз­но­об­раз­ных устройств и гад­же­тов. Мы реа­ли­зу­ем учеб­ные набо­ры для изу­че­ния про­грам­ми­ро­ва­ния (набор «Про­грам­мист Arduino 1.0–3.0»), схе­мо­тех­ни­ки (набор «Схе­мо­тех­ник»), робо­то­тех­ни­ки (набор «Собе­ри робо­та»). Таким обра­зом, каж­дый может зака­зать любой понра­вив­ший­ся вам набор для себя или в пода­рок. Все това­ры под­хо­дят для детей с 12 лет, воз­мо­жен сбор без помо­щи взрос­ло­го. Мы пла­ни­ру­ем рабо­тать со шко­ла­ми в плане закуп­ки набо­ров, что­бы пре­вра­тить про­грам­ми­ро­ва­ние в люби­мую игру детей.

Фрагмент Интернет-магазина.
Фраг­мент Интер­нет-мага­зи­на.

С ново­го года будет доволь­но­го мно­го инте­рес­но­го. Это новые кур­сы по обу­че­нию, пла­ни­ру­ем курс для стар­та­пе­ров по созда­нию сво­е­го биз­не­са и хотим орга­ни­зо­вы­вать IT-празд­ни­ки «Бои робо­тов» или «Празд­ник инже­не­ра». Так­же соби­ра­ем­ся сотруд­ни­чать со шко­ла­ми и внед­рять наши тех­но­ло­гии в учеб­ный про­цесс. С про­ек­та­ми посто­ян­но выстав­ля­ем­ся на раз­ных меро­при­я­ти­ях, это хака­то­ны, кон­фе­рен­ции, стар­тап меро­при­я­тия, неде­ли нау­ки.

В 2017 году Ком­пью­те­ри­а­да состо­ит­ся 1 и 2 фев­ра­ля 2017 года. Что­бы при­нять уча­стие, школь­ни­кам и сту­ден­там нуж­но заре­ги­стри­ро­вать­ся. Уча­стие бес­плат­ное.