Студентка ВШЭ нашла сбежавшего брата с помощью анализа данных из «ВКонтакте»

Программу для анализа соцсетей девушка написала в рамках учебного курса. Фото: Flickr. Cdsessums. (CC BY-SA 2.0).
Программу для анализа соцсетей девушка написала в рамках учебного курса. Фото: Flickr. Cdsessums. (CC BY-SA 2.0).

Сту­дент­ка Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки нашла сбе­жав­ше­го из дома бра­та, про­ана­ли­зи­ро­вав его акка­унт в соци­аль­ных сетях. Помог­ли ей в этом зна­ния, полу­чен­ные во вре­мя уче­бы на про­грам­ме «При­клад­ная мате­ма­ти­ка и инфор­ма­ти­ка». Исто­рия рас­сле­до­ва­ния, сде­лан­но­го на осно­ве ана­ли­за дан­ных и визу­а­ли­за­ции свя­зи поль­зо­ва­те­лей в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», рас­ска­за­на в бло­ге авто­ра кур­са по ком­би­на­то­ри­ке, пре­по­да­ва­те­ля НИУ ВШЭ Ильи Мака­ро­ва.

Когда после побе­га опрос ближ­не­го кру­га, состо­я­ще­го из школь­ных дру­зей, ниче­го не дал, сту­дент­ка Л. (насто­я­щее имя девуш­ки не рас­кры­ва­ет­ся) реши­ла вспом­нить, как она по уче­бе писа­ла ком­пью­тер­ную про­грам­му обра­бот­ки, ана­ли­за и визу­а­ли­за­ции сети дру­зей поль­зо­ва­те­ля «ВКон­так­те».

В про­цес­се ана­ли­за ей уда­лось выде­лить «кла­стер» людей, кото­рых она совсем не зна­ла, тогда она выдви­ну­ла гипо­те­зу, что это «пло­хая ком­па­ния», из-за кото­рой и про­пал ее брат.

Она иссле­до­ва­ла попав­ших в этот кла­стер людей по трем пока­за­те­лям вли­я­тель­но­сти: degree centrality (коли­че­ство людей, кото­рых зна­ет этот чело­век), betweenness centrality (насколь­ко часто через это­го чело­ве­ка про­хо­дит инфор­ма­ция в сооб­ще­стве) и closeness centrality (насколь­ко быст­ро рас­про­стра­нит­ся инфор­ма­ция по сооб­ще­ству, если сна­ча­ла она попа­дет к это­му чело­ве­ку).

После отсе­ва в шорт-листе потен­ци­аль­ных соучаст­ни­ков бег­ства Л. выде­ли­ла чело­ве­ка по име­ни Е, чьи свя­зи были клю­че­вы­ми в Сети. Так­же ана­лиз пока­зал, что у Е. был высо­ким пока­за­тель closeness centrality, это озна­ча­ло, что важ­ная инфор­ма­ция, ско­рее все­го, будет пере­да­вать­ся через это­го участ­ни­ка сооб­ще­ства.

Впо­след­ствии выяс­ни­лось, что Е. дей­стви­тель­но обла­дал инфор­ма­ци­ей о место­на­хож­де­нии бра­та сту­дент­ки – имен­но через Е. уда­лось вый­ти на кон­такт с ним, после чего школь­ник сам вер­нул­ся домой.