Планы на будущее: как провести анализ устойчивости и перспектив общественной организации

Эксперты убеждены, что самый эффективный подход – найти внутренние ресурсы и провести текущий мониторинг работы организации самим. Фото с сайта www.pexels.com (ССO).
Эксперты убеждены, что самый эффективный подход – найти внутренние ресурсы и провести текущий мониторинг работы организации самим. Фото с сайта www.pexels.com (ССO).

Каж­дой обще­ствен­ной орга­ни­за­ции нуж­но пред­став­лять, в вер­ном ли направ­ле­нии она дви­жет­ся, что будет через месяц, год или через пять лет. А еще важ­нее пони­мать, насколь­ко ста­биль­но и устой­чи­во НКО раз­ви­ва­ет­ся в усло­ви­ях кри­зи­са. Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы пооб­щал­ся с экс­пер­та­ми неком­мер­че­ско­го сек­то­ра и сфор­му­ли­ро­вал семь сове­тов для сотруд­ни­ков НКО. Они при­го­дят­ся руко­во­ди­те­лям, кото­рые заду­мы­ва­ют­ся о том, что­бы про­ве­сти подроб­ный ана­лиз сво­ей дея­тель­но­сти, но не зна­ют, как это сде­лать.

Тра­ди­ци­он­ным фак­то­ром устой­чи­во­го раз­ви­тия НКО счи­та­ет­ся нали­чие раз­ных источ­ни­ков финан­си­ро­ва­ния и полу­че­ния ресур­сов. Так счи­та­ет пред­се­да­тель прав­ле­ния Цен­тра раз­ви­тия неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций (ЦРНО) Анна Орло­ва. «Услов­но их пять: воз­мож­ное финан­си­ро­ва­ние госу­дар­ством, под­держ­ка ком­мер­че­ских струк­тур, под­держ­ка част­ных лиц, гран­ты фон­дов и внут­рен­ние ресур­сы орга­ни­за­ции (пред­при­ни­ма­тель­ская дея­тель­ность, член­ские взно­сы и дру­гие)», – уточ­ни­ла экс­перт. С ней согла­сил­ся и испол­ни­тель­ный дирек­тор Пен­зен­ско­го фон­да мест­но­го сооб­ще­ства «Граж­дан­ский Союз» Олег Шарип­ков.

1. Попро­буй­те про­ве­сти ана­лиз сво­и­ми сила­ми. Экс­пер­ты убеж­де­ны, что самый эффек­тив­ный под­ход – най­ти внут­рен­ние ресур­сы и про­ве­сти теку­щий мони­то­ринг рабо­ты орга­ни­за­ции самим. В него вхо­дит еже­год­ное пла­ни­ро­ва­ние, отчет­ность собы­тий. «Орга­ни­за­ции необ­хо­ди­мо выде­лить вре­мя и про­ана­ли­зи­ро­вать воз­мож­ные источ­ни­ки при­вле­че­ния средств сво­и­ми сила­ми. Напри­мер, с помо­щью сотруд­ни­ков, чле­нов прав­ле­ния, учре­ди­те­лей. Это будет пер­вым пло­до­твор­ным шагом, если НКО хочет про­ве­сти ана­лиз сво­ей устой­чи­во­сти», – счи­та­ет Анна Орло­ва.

«Нуж­но орга­ни­зо­вать мони­то­ринг акту­аль­ных кон­кур­сов, семи­на­ров, веби­на­ров по этой теме, что­бы вос­поль­зо­вать­ся воз­мож­но­стью допол­нить и углу­бить про­ве­ден­ный ана­лиз, тем самым задей­ство­вать все воз­мож­ные бес­плат­ные ресур­сы». Анна Орло­ва

Экс­перт Олег Шарип­ков убеж­ден, что если орга­ни­за­ция неболь­шая, до семи чело­век, то мож­но нико­го не при­гла­шать в каче­стве кон­суль­тан­тов. «Выде­ли­те один день и поду­май­те, что вы дела­ли, что­бы достиг­нуть цели сво­ей орга­ни­за­ции, и что сде­ла­ли за про­шлый год. И даль­ше мож­но наме­тить новые точ­ки, куда вам всем стре­мить­ся. И когда вы все дого­во­ри­тесь, что оди­на­ко­во пони­ма­е­те, куда вам идти, тогда мож­но рас­пре­де­лять функ­ции и кон­крет­ные зада­чи», – сове­ту­ет Шарип­ков.

Изображение: скриншот с сайта ngokitchen.ru
Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та ngokitchen.ru

Кста­ти, на сай­те «Кух­ня НКО» есть несколь­ко позна­ва­тель­ных тестов, кото­рые помо­гут опре­де­лить, пра­виль­но ли вы раз­ви­ва­е­тесь. Напри­мер, прой­дя тест под назва­ни­ем «Дове­рио­метр», вы узна­е­те, обла­да­ет ли ваша орга­ни­за­ция долж­ным уров­нем дове­рия у доно­ров, спон­со­ров и сотруд­ни­ков. А про­ана­ли­зи­ро­вать ресур­сы орга­ни­за­ции (чело­ве­че­ские, финан­со­вые, мате­ри­аль­ные, инфор­ма­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­ские) мож­но с помо­щью теста «Ресур­со­метр».

По мне­нию дирек­то­ра неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции «Эво­лю­ция и Филан­тро­пия» Оль­ги Евдо­ки­мо­вой, если у орга­ни­за­ции суще­ству­ет кад­ро­вый, орга­ни­за­ци­он­ный и финан­со­вый потен­ци­ал и меж­ду ними есть баланс, то такую НКО мож­но счи­тать устой­чи­вой.

2. Если у вас есть сред­ства, под­клю­чи­те экс­пер­тов. Руко­во­ди­тель направ­ле­ния помо­щи НКО Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Анна Ладо­шки­на сове­ту­ет раз в три года обра­щать­ся к внеш­не­му ауди­ту, что­бы понять, в каких направ­ле­ни­ях орга­ни­за­ция отста­ет.

Такие кон­суль­та­ции, или сес­сии по стра­те­ги­че­ско­му пла­ни­ро­ва­нию, есть как плат­ные, так и бес­плат­ные. Их мож­но полу­чить в ЦРНО, Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий, Ассо­ци­а­ции фанд­рай­зе­ров, бла­го­тво­ри­тель­ном фон­де «Дру­зья», реги­о­наль­ных ресурс­ных цен­трах и цен­трах под­держ­ки НКО. Но все-таки, по сло­вам Анны Орло­вой, спрос на такие услу­ги гораз­до выше, чем нали­чие услуг по раз­ра­бот­ке стра­те­гии при­вле­че­ния ресур­сов.

Изображение: скриншот с сайта: www.friendsfoundation.ru
Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та: www.friendsfoundation.ru

Олег Шарип­ков при­зы­ва­ет обра­щать­ся к сто­рон­ней помо­щи, когда орга­ни­за­ция «завяз­ла в рутине». Напри­мер, спро­сить мне­ние у чле­нов прав­ле­ния или попе­чи­тель­ско­го сове­та, или вовсе у ваших доно­ров. «В рутине вы може­те про­пу­стить какие-то новые трен­ды и воз­мож­но­сти – внеш­ние люди вам помо­гут понять ваши недо­стат­ки», – гово­рит он.

3. Посто­ян­но сле­ди­те за новы­ми тен­ден­ци­я­ми. Экс­пер­ты счи­та­ют, что сотруд­ни­ки орга­ни­за­ции долж­ны опре­де­лить для себя мет­ри­ки, кото­рые они пери­о­ди­че­ски будут срав­ни­вать и узна­вать, дви­жут­ся они впе­ред или нет. Анна Ладо­шки­на уве­ре­на в том, что НКО гаран­ти­ро­ва­на надеж­ность толь­ко в том слу­чае, если она забо­тит­ся о неза­ви­си­мо­сти от кон­крет­ных тех­ни­че­ских плат­форм. К при­ме­ру, на слу­чай если одну из соци­аль­ных сетей заба­нят, у вас дол­жен быть запас­ной вари­ант.

«Един­ствен­ный фак­тор ста­биль­но­сти в онлайне то, насколь­ко быст­ро ты бежишь со все­ми осталь­ны­ми. Нель­зя сде­лать сайт или при­ло­же­ние один раз и навсе­гда, и успо­ко­ить­ся». Анна Ладо­шки­на

Еще, по мне­нию экс­пер­та, важ­но пони­мать роль каж­до­го сотруд­ни­ка. «Если чело­век, заня­тый в онлайн-про­ек­тах, не посе­ща­ет тема­ти­че­ские семи­на­ры, не чита­ет бло­ги, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ную лите­ра­ту­ру, это про­бле­ма. Он про­сто выпа­да­ет из пото­ка и начи­на­ет поль­зо­вать­ся уста­рев­ши­ми при­е­ма­ми». Так что руко­во­ди­те­лю сле­ду­ет сле­дить не толь­ко за внеш­ней меня­ю­щей­ся сре­дой, но и за внут­рен­ней.

4. Обес­печь­те без­опас­ность. Один из фак­то­ров устой­чи­во­сти – это без­опас­ность рабо­ты вашей орга­ни­за­ции. Важ­но про­во­дить тех­ни­че­ский аудит, без­опас­ность и защи­щен­ность в онлайне. На это направ­ле­ние сове­ту­ет обра­тить вни­ма­ние Анна Ладо­шки­на.

5. Ищи­те под­держ­ку мест­но­го сооб­ще­ства. По мне­нию экс­пер­тов, орга­ни­за­ция долж­на быть в гар­мо­нии с внеш­ней сре­дой. Это зна­чит, что ваша услу­га долж­на быть вос­тре­бо­ва­на. «Доно­ры обес­пе­чи­ва­ют финан­со­вые пото­ки и леги­тим­ность орга­ни­за­ции. А целе­вая ауди­то­рия будет под­твер­ждать, что орга­ни­за­ция при­но­сит обще­ствен­ное бла­го», – отме­ти­ла Оль­га Евдо­ки­мо­ва.

«Обще­ствен­ная орга­ни­за­ция рабо­та­ет не в ваку­у­ме, вокруг нее дол­жен быть круг под­держ­ки. Я имею в виду волон­те­ров, кон­суль­тан­тов, тех, кто ста­вит лай­ки в соц­се­тях, бла­го­тво­ри­те­лей, тех, кто что-то дает бес­плат­но, кто из вла­сти сочув­ству­ет вам и кто про вас пишет в СМИ. Если тако­го сооб­ще­ства нет, зна­чит, орга­ни­за­ция обре­че­на на уми­ра­ние». Олег Шарип­ков

Так что, чем шире круг свя­зей у обще­ствен­ной орга­ни­за­ции, тем ста­биль­нее и спо­кой­нее она себя чув­ству­ет. А в слу­чае непред­ви­ден­ной, слож­ной ситу­а­ции зна­ет, к кому мож­но обра­тить­ся.

6. Не забы­вай­те про зако­но­да­тель­ство. Оль­га Евдо­ки­мо­ва сове­ту­ет все­гда мони­то­рить внеш­нюю сре­ду и сле­дить за изме­не­ни­я­ми в рос­сий­ском зако­но­да­тель­стве. «Орга­ни­за­ция долж­на быть гиб­кой, знать, что про­ис­хо­дит со сто­ро­ны вла­сти, и пони­мать, сто­ит ли изме­нять­ся под воз­дей­стви­ем внеш­них фак­то­ров», – уточ­ни­ла экс­перт.

7. Испол­няй­те вашу мис­сию и помни­те о цен­но­стях. Так­же Оль­га Евдо­ки­мо­ва убеж­де­на в том, что для успеш­ной рабо­ты обще­ствен­ной орга­ни­за­ции крайне важен уро­вень раз­ви­тия орга­ни­за­ци­он­ной куль­ту­ры.

«Цен­но­сти все­го кол­лек­ти­ва – это глав­ная устой­чи­вость орга­ни­за­ции. Будут воз­ни­кать новые кри­зи­сы, при­ни­мать­ся новые зако­ны, но для НКО важ­ны ее мис­сия и прин­ци­пы, кото­рые напра­вят на тот век­тор». Оль­га Евдо­ки­мо­ва

В свою оче­редь, Анна Ладо­шки­на предо­сте­ре­га­ет: рост под­пис­чи­ков, пиар – это дале­ко не при­зна­ки эффек­тив­ной и устой­чи­вой рабо­ты. «Мно­гие орга­ни­за­ции попа­да­ют в ловуш­ку. Видят, что рас­тет ауди­то­рия, и зацик­ли­ва­ют­ся на этом. Но выхо­дит, что про­ект рас­тет не в ту сто­ро­ну, при­хо­дит не та ауди­то­рия, а сотруд­ни­ки дела­ют совсем не то, что было заду­ма­но. Пока­за­те­ли долж­ны быть не толь­ко коли­че­ствен­ные, но и более гло­баль­ные, кото­рые демон­стри­ру­ют дости­же­ние целей НКО», – заклю­чи­ла экс­перт.